"Здоровьесберегающие технологии"/консультация.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал разработан для повышения профессиональной компетентности педагогов в области применения здоровьесберегающих технологий, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников в условиях детского сада и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Семинар – практикум
«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила и провела
заместитель заведующего по УВР Черкашина Е.В.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области применения здоровьесберегающих технологий, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников в условиях детского сада и дома.
(Слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер-классе наша встреча, пройдет в форме круглого стола с элементами практикума.
Материалы и оборудование:
- презентация «Применение доровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»;
- макет «Моё здоровье»;
- столы, стулья;
- для упражнения «Воздушный шар» листочки бумаги, ручки;
- мольберт, ватман, маркер, магниты;
- для задания «Придумай пальчиковую гимнастику» тексы пальчиковой гимнастики;
- массажные мячи;
Для выставки картотеки:
- «Дыхательная гимнастика»;
- «Гимнастики для глаз»;
- «Комплекс упражнений с массажным мячом»;
- «Подвижные игры»;
- Программа «Я здоровым быть хочу»;
Разминка «Я работаю над своим здоровьем».
Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.
- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
- я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
- я периодически провожу разгрузочные дни;
- у меня отсутствуют вредные привычки;
- соблюдаю режим дня;
- я правильно питаюсь;
-я эмоционально уравновешен;
-я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.
Итак, мы поговорим о здоровье, здоровьесберегающих технологиях.
(Слайд 2)
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)
На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.
ФГОС ДО говорит, что одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Одна из основных функций коллектива детского сада - сохранить и (если есть возможность) улучшить здоровье ребенка.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Наиболее всеобъемлющей является формулировка, принятая Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
(Слайд 3)
Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Это понятие прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития и обучения. (Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития).
(Слайд 4)
Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на три больших группы:
(Слайд 5)
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная).
- технологии обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ) (физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж).
- коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная терапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логопедическая ритмика).
Разделить на две команды
Упражнение «Угадай и назови» командам предлагается прослушать текст и определить, для чего можно использовать данную форму здоровьесберегающих технологий (для релаксации, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения, игрового массажа)
1 команда
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперед…
Поклонился всем как мог.
(физкультминутка)
2 команда
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!
(пальчиковая гимнастика)
1 команда
Солнце утром рано встало
Всех детишек приласкало.
Гладит грудку,
Гладит шейку,
Гладит носик,
Гладит лоб,
Гладит ушки
Гладит ручки
Загорают дети - вот!
(игровой массаж)
2 команда
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились. (зрительная гимнастика)
1 команда
Вот и проснулись.
Выспались щечки
Выспались глазки
Выспались ушки
Выспались ножки
Добрый день милые крошки
Выспались ручки.
Выспалась шейка.
Ай, потягушки
Ты не болей-ка! (гимнастика пробуждения)
2 команда
Я возьму в ладонь лимон
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю,
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов
Я лимон бросаю,
Руку расслабляю.
(релаксация)
(Слайд 6)
Первая группа здоровьесберегающих технологий - технологии сохранения и стимулирования здоровья напомнить, что входит в данную группу.
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика. Эти весёлые занятия представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.
Предлагаю поиграть.
Задание для команд «Придумай пальчиковую гимнастику»
- У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
Примечание: после каждой пальчиковой игры кистям рук необходимо дать расслабиться.
1 команда Солнышко, милое, Поделись своею силою! Просыпайтесь лучики Согревайтесь, рученьки! Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками повело и погладило, Солнышко проснулось, К щечкам прикоснулось. Лучиками повело и погладило, Солнце личико согрело Потеплело, потеплело. Наши ручки потянулись, Наши губки улыбнулись. | 2 команда Ручка в зеркало глядит, Ручка пальчикам велит: Загибайтесь, выпрямляйтесь. Вместе в горстку собирайтесь. Разбегитесь, распрямитесь, В кулачок теперь сожмитесь. Кулачок - на кулачок, И ладошки на бочок. А теперь лежат ладошки Отдохнут они немножко. На бочок, опять на стол. И конец игре пришел. |
(Слайд 7)
Вторая большая группа здоровьесберегающих технологий - это технологии обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ) напомнить, что входит в данную группу.
Общему укреплению и оздоровлению способствует массаж. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.
- Массаж большого пальца повышает активность головного мозга;
- Указательный палец связан с желудком;
- Делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник;
- Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печение и почек.
- Массажируя мизинец, вы помогаете работе сердца.
Поэтому регулярное физическое воздействие массажем способно оказать общее положительное влияние на организм.
Игровой самомассаж.
Это тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных под кожей.
Обучение детей простейшим приёмам самомассажа происходит в игре, весёлые стихи, обыгрывающие массажные движения, с использованием массажных мячей, грецких орехов, шишек, ребристых карандашей дают замечательный оздоровительный эффект.
Предлагаю поиграть.
1 команда
Игровой массаж с предметом (массажный мяч) «Мыло»
Каждый день я мыло мою (перекладывать мяч из одной руки в другую)
Под горячею водою.
И в ладонях поутру (покатать мяч между ладонями вверх, вниз)
Сильно, сильно мыло тру.
Мылься мыло, не ленись (покатать мяч между ладонями круговыми движениями)
Не выскальзывай, не злись!
(во время проведения массажа, можно закрепить с детьми, цвет и форму предметов)
2 команда
Игровой массаж без предмета
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
(Слайд 8,9,10)
Третья большая группа здоровьесберегающих технологий - коррекционные технологии.
Коррекционные здоровьесберегающие технологии включают в себя обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного состояния детей. В эту группу входят такие методы как:
К. Д. Ушинский «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!»
Ученые считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, возбуждение, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию; нормализуют сон; позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасным средством для развития и саморазвития.
Противопоказаний к занятиям песком нет.
(Слайд11,12,13)
Относительно новый метод в области применения коррекционных здоровьесберегающих технологий метафорические ассоциативные карты (МАК).
Это набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны эти карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что данная примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и даёт прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.
Диапазон работы с МАК весьма широк и эффективен:
- терапия детско-родительских отношений;
- помощь в разрешении конфликтов;
- реабилитационная работа;
- работа с посттравматическим синдромом;
- помощь в преодолении стрессов;
- проработка и терапия страхов;
- работа с психосоматическими ялениями и т.д.
Метафорические ассоциативные карты (МАК).
- Сказочный набор «Мастер сказок» автор Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева карты с изображением героев сказок;
- «Цвета и чувства автор Н. Жигамонт.
Уважаемые коллеги, вы сегодня на практике увидели, как можно организовать в повседневной образовательной деятельности, в домашних условиях свою «Территорию здоровья», применяя на практике вышеперечисленные формы, которые помогают сохранению и укреплению здоровья детей, и оказывают общее положительное воздействие на растущий организм ребёнка.
Подводя итог, хочется услышать о том, что вы узнали нового и полезного для себя? (Ответы педагогов).
А мне остаётся только поблагодарить всех за внимание, за работу. И пожелать вам вашим воспитанникам «Вот такого здоровья» Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"
Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....
Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Здоровьесберегающие технологии (консультация для воспитателей)
Важным условием, обеспечивающим развитие маленького человека, является многообразие видов деятельности педагога. В связи с этим существует необходимость в стратегическом осмыслении педагогически...
"Здоровьесберегающие технологии" Консультация для воспитателей.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие "здоровьесберегающие технологии" прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошк...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
Здоровьесберегающие технологии. (консультация для педагогов)
Здоровьесберегающие технологии. (консультация для педагогов)...