Организация оптимальной двигательной активности – как важное условие развития физических качеств дошкольников
консультация
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_konsultatsiorganizatsiya_optimalnoy_dvigatelnoy_aktivnosti.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация оптимальной двигательной активности – как важное условие развития физических качеств дошкольников»
Подготовил: старший воспитатель
Лузгина Елена Викторовна
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. На практике мы убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья, и работоспособность растущего организма, и двигательная активность.
Что же такое двигательная активность?
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателями детского сада в плане физвоспитания.
Что для этого необходимо?
Во-первых, специально созданные условия (материальная база — помещение, оборудование — и педагогическая работа: умение организовать двигательную активность детей, научить детей различным подвижным играм, физическим упражнениям и т.п., воспитать в них потребность в культурном движении).
Во-вторых, нужна система занятий, основанная на следующих принципах:
непрерывность (с утра до вечера);
добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
доступность упражнений;
чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Все это формирует физическую культуру детей.
Задачамиразвития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:
выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно - оздоровительной работы;
способствовать формированию необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
способствовать формированию моральных качеств (силы воли, выносливости);
профилактика простудных заболеваний;
воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь его.
В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
физкультурные занятия;
утренняя гимнастика;
физкультминутки;
подвижные игры и физические упражнения на улице;
физкультурные досуги, праздники;
дни здоровья;
закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
самостоятельная двигательная активность;
работа с родителями.
Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
Планирование двигательной активности.
Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при её организации уделять большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам.
Этапы – это условное деление физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня.
1 этап педагогического процесса – «Утро».
«Утро» - самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно – образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.
Утром целесообразно планировать деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение инвентаря, дидактических пособий. Можно предложить детям поиграть в дидактические игры «Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбома «Забочусь о своем здоровье», «Я и здоровый образ жизни» и др. Малышам можно предложить поупражняться в отдельных упражнениях (перешагивание через пенечки, подлезание под дугу, прокатывание мяча друг другу и .т. п).
Желательно планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности «Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю» и др. При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изобразительная деятельность, то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то утром планируется более спокойная двигательная деятельность или организовываются подготовительные упражнения для разогрева определенных группы мышц.
Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития.
2 этап педагогического процесса – «Прогулка»
В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной деятельной активности. Очень важно создать необходимые условия, вынести на улицу необходимое оборудование для организации двигательной активности детей.
На прогулке предлагается планировать 1 подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме того, необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.
Важно для прогулки планировать не только различные подвижные игры, но и спортивные игры (Например: зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой – катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью – катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках).
3 этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации необходимо в группе создавать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.
Во 2 половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагается планировать активный отдых детей. Физкультурные праздники, досуги, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей.
Также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, дидактический материал. Вечером перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения и т.д.
Вывод:Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей, позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовке детей к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Организация двигательного режима в ДОУ - как важное условие развития физических качеств и укрепление здоровья дошкольников"
Материал для старших воспитателей....
Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.
Двигательная активность как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников ....
Консультация: Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.
Здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче...
Доклад на тему: «Организация оптимальной двигательной активности – как важное условие развития физических качеств дошкольников»
laquo;Движение – это жизнь»...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Элементы скалолазания, как условия развития физических качеств дошкольников»
Двигательная активность – важное условие, определяющее здоровье человека, его физическую и умственную работоспособность.Чем полезен сколодром, с какоговозраста можно заниаться скололазанием, как...