"Дыхательные упражнения и игры для детей"
консультация

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В этой статье мы расскажем Вам об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dyhatelnye_uprazhneniya.docx310.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Дыхательные упражнения и игры»

Упражнения для отработки правильного произношения звуков и слогов

Подготовил: воспитатель

Мокшина С.В.

Ульяновск, 2024

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В этой статье мы расскажем Вам об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.

;n=13

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:

  • Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
  • Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
  • Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
  • Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Как правильно дышать?

При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения.

Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

Короткий вдох через нос;

Плавный выдох, воздух выходит через рот;

Выдох осуществляется до конца;

После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений

  • Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
  • Все упражнения стоит выполнять до еды;
  • Одежда не должна сковывать движения малыша;
  • Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
  • Вдох должен происходить через нос;
  • Выдох должен быть длинным и плавным;
  • Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
  • Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.

;n=13

Что такое дыхательная гимнастика?

Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Назначается в терапевтических и профилактических целях. Гимнастика широко применяется в составе комплексной терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей дошкольного и школьного возрастов.

Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга.

;n=13

Игры и упражнения, которые способствуют развитию речевого дыхания:

«Пусти ветерок». С помощью плавного длительного выдоха подуйте вместе с ребенком: на указательный пальчик; на лежащий на столе ватный шарик, карандаш, фломастер; на цветочек, снежинку, бабочку, листочек, свечу, вырезанные из бумаги; сдуйте ватку с ладошки.

«Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку дуть плавно, длительно.

«Буря в стаканчике». Ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой. Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха.

Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, слогов: ау-ау-ау-ау; иа-иа-иа-иа и т. д.

«Вьюга». Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

«На берегу моря». Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите, как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

«Эхо». Громко произносите на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а. Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

«Произнеси чистоговорки». Можно предложить ребенку глубоко вдохнуть и: на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки»

Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка»

«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

;n=13

Игры и упражнения для развития плавного речевого выдоха.

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.

1. Игры с индивидуальными предметами.

«Надуй шарик», «Свистульки». «Свистки – «Полицейский», «Подуй в дудочку».

2. Игры с предметами не имеющими индивидуального назначения.

«Лети, бабочка», «Осенние листья», «Снег идет», «Летите птички». (Картинки на нитках), «Ветерок» (султанчики, метелочки), «Одуванчик, вертушки» (на прогулке), «Мыльные пузыри».

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох.

Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательные упражнения и игры

Жуки".Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.Оборудование: предметная картинка "жук".(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворач...

Дыхательные упражнения и игры

Упражнения для улучшения функции внешнего дыхания, освоения первичных приемов дыхательной гимнастики, увеличения силы дыхательных мышц у детей....

Дыхательные упражнения и игры.

Дыхательные упражнения и игры....

Дыхательные упражнения и игры

Представлены упражнения и игры на развитие речевого дыхания....

Дыхательные упражнения и игры для детей среднего дошкольного возраста.

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля...