Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика для здоровья детей"
консультация (младшая группа)

Тарасова Мария Николаевна

Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика для здоровья детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_zdorovesberezhenie2.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка»

с. Печерск Смоленский район Смоленская область

Консультация для родителей

«Дыхательная гимнастика для здоровья детей»

вторая младшая группа

Составил воспитатель:

Тарасова М.Н.

2024г.

Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье и профилактику ОРВИ.

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.

Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действиям, от которого лишь негативные эмоции. Все в ваших руках!

Почему дыхательная гимнастика нужна?

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Дыхательной гимнастикой можно заниматься детям с 3 –4 лет Её можно делать стоя, сидя, даже лёжа.

В среднем нужен месяц ежедневных занятий по 2 раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании.

 Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего

правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

         Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

         Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

        Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

        Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую). 

       Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

        Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
        Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?» Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.

          Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

         Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

         Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

          Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

          Важно!!! Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

          Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

  Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.
 
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ. 
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
 

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА. 
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. 
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту. 
Как машинка гудит? Би – би. Би – би. 
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых. 
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
 
Упражнение 4. САМОЛЁТ. 
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: 
Самолётик - самолёт  (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) 
Отправляется в полёт (задерживает дыхание) 
Жу- жу -жу (делает поворот вправо) 
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) 
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох) 
Жу – жу – жу (делает поворот влево) 
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) 
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). 
Повторить 2-3 раза
 
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА. 
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. 
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) 
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) 
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) 
Он же к ней не попадёт. 
Повторить 3 – 4 раза.
 
Упражнение 6. ВЕТЕРОК. 
Я ветер сильный, я лечу, 
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) 
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) 
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) 
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) 
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) 
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). 
Повторить 3-4 раза.
 

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
 
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
 
Упражнение 8. ПЧЁЛКА. 
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. 
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…) 
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). 
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
 
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
 
Вот еще пример  некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.


Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
 
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
 
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
 
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
 
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

   Эффективна так же   дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого

спектра недугов. В их числе:хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма, язвенная болезнь (в стадии ремиссии),заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма.

Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а

также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами.

Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что

способствует нормализации и оптимизации его работы в целом

 

Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой: короткий и резкий вдох

носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это

вызывает физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую

широкий спектр позитивного воздействия.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

 вдох –громкий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать

носом, как бы нюхая)

выдох –абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот(кому

как удобно). О выдохе думать вообще запрещено. Воздух должен сам

уходить после каждого вдоха

каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма

В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи

носом делаются одновременно с движениями: хватаем -нюхаем, кланяемся-нюхаем, поворачиваемся -нюхаем

Комплекс дыхательной гимнастики ( по А.Н. Стрельниковой)

«Большой маятник! ( «Игрушка –неваляшка»)

Наклонилась неваляшка,

Но упасть–не упадет.

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: « Насос» и            

« Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена,

кисти рук тянутся в коленям-вдох. Выдох-возвращаемся назад.

На счет «два» -запрокидываем голову назад, «обнимаем себя»-

вдох. Возвращаемся назад-выдох.

« Насос» ( Накачиваем шины)

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят слегка наклонившись, голова опущена вниз. Руки « накачивают

насос» –движение вниз -вдох. И.п. –выдох.

« Кошка» (приседание с поворотом)

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь еѐ немножко –

Сразу замурлычет кошка

И.п. как в 1 упр.  На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела

вправо, слегка приседаем, кисти рук делают хватательное движение –вдох.

Выдох –И.П. на счет «два» движение в другую сторону.

Норма: 4 раза по 4 вдоха –выдоха.

«Обними плечи!»

( вдох на сжатие грудной клетки  «Соедини локти!»)

Ах, какой хороший я,

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю

Носиком вдыхаю!

И.п. –руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в

стороны, правая  рука ниже левой.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились.

Меняем положение рук.

Норма: 4 раза по 4 вдоха –выдоха.

«Ладошки»

   Ладушки ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях,

ладошки повёрнуты к « зрителю». На счет « раз» - хватательные движения ладошками ( сжимаем их  в кулачки) и одновременно вдох.На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха -выдоха. Отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем. Норма 4 раза по 4 вдоха-выдоха.

« Погончики»

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Я военный летчик!

И.п. –то же. Руки в кулачках, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз и выпрямляем пальчики –вдох.

Возвращаемся в исходное положение.

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Дыхательная гимнастика для здоровья детей

Уважаемый родители, обучив ребенка простым  и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье+профилактика ОРВИ....

Консультация для родителей : "Дыхательная гимнастика для здоровья детей"

Дыхание является важнейшей функцией организма. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физи­ческая и умственная деятельность...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для здоровья детей»

Дорогие родители! Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье  и профилактику ОРВИ. данные упражнения совсем неи сложны, даны в мгровой фо...

Консультация для воспитателей Дыхательная гимнастика для здоровья детей

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой....

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для здоровья детей»

Почему дыхательная гимнастика нужна?Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием, способствует умению управлять собой....

Консультация для родителей Тема: «Дыхательная гимнастика для здоровья детей»

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу серд...