Картотека подвижных игр в подготовительной к школе группе
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Картотека подвижных игр в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_podgotovitelnaya_gr.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень игр:
- «Быстро возьми, быстро положи»
- «Перемени предмет»
- «Совушка»
- «Чье звено скорее соберется»
- «Кто скорее докатит обруч до флажка?»
- «Жмурки»
- «Два Мороза»
- «Догони свою пару»
- «Ловишки, бери ленту»
- «Краски»
- «Горелки»
- «Коршун и наседка»
- «Лягушки и цапля»
- «Не попадись»
- «Волк во рву»
- «Перелет птиц»
- «Ловля обезьян»
- «Кого назвали, тот ловит мяч»
- «Стоп»
- «Кто самый меткий?»
- «Охотники и звери»
- «Ловишки с мячом»
- «Веселые соревнования»
- «Дорожка препятствий»
- «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?»
- «Чья команда забросит в корзину больше мячей»
27. «Караси и щука»
1. «Быстро возьми, быстро положи»
2.«Перемени предмет»
При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову), воспитывает чувство коллективизма. Дети упражняются в беге на скорость и в построении в колонну.
Описание игры
На одной стороне площадки чертится 4-5 кружков диаметром 1 шаг; расстояние между кругами 1 шаг. На противоположной стороне площадки против кругов выстраиваются играющие, образуя 4-5 колонн. Первые в колоннах располагаются за линией, которая проводится перед всеми колоннами. Каждому первому в колонне дается по флажку или мешочку с песком (вес 150-200г). Все флажки должны быть одного цвета, например синего. В каждый кружок (расположенный против колонны) кладется флажок другого цвета, например желтого.
По сигналу воспитателя «раз, два, три – беги» играющие с флажками бегут к кружку против своей колонны, кладут в кружок свой флажок и берут флажок из кружочка. Переменив флажок, они возвращаются на свое место и поднимают его над головой. Тот, кто первым поднял флажок над головой, считается выигравшим.
Затем все прибежавшие поворачиваются к стоящим позади, передают им флажки, а сами бегут в конец своей колонны. Колонна передвигается к черте. Воспитатель снова дает сигнал, игра возобновляется. Когда все играющие пробегут по одному разу, отмечается колонна, в которой больше детей прибежали первыми.
Правила игры
1)В каждой колонне число играющих должно быть одинаковым, но не более 5 человек, иначе детям придется долго ждать своей очереди.
2)Вместо флажка (мешочка) можно пользоваться кубиками и другими предметами.
Указания к проведению игры
1)В каждой колонне число играющих должно быть одинаковым, но не более 5 человек, иначе детям придется долго ждать своей очереди.
2)Вместо флажка можно использовать другие предметы.
3)Воспитатель должен следить, чтобы бегущий держал флажок опущенным вниз и не поднимал его до тех пор, пока не вернется на свое место.
4)Воспитатель требует от детей, чтобы, обменивая флажок, они клали его на землю, а не бросали.
5)Разный цвет флажков позволяет воспитателю контролировать правильность смены их.
6)Расстояние между линией, на которой стоят бегущие, и кружками, где лежат флажки, 12-15м
3. «Совушка»
При помощи этой игры воспитатель развивает у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по кругу (по слову воспитателя). Дети упражняются в беге.
Описание игры
На площадке проводятся линии, за которые играющие не вправе выбегать. В одном из углов площадки очерчивается (кружком) «гнездо совушки».
Все дети изображают бабочек, жуков. Одного из играющих воспитатель назначает «совушкой». По сигналу воспитателя «день» дети разбегаются по площадке, махая руками, подобно движению крыльев насекомых, и жужжат, подражая жукам. Совушка в это время находится в своем гнезде.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Ночь». После этих слов бабочки, жуки замирают, останавливаясь на том месте, где их застали слова воспитателя, а совушка вылетает из своего гнезда, медленно машет крыльями» и смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто пошевелился, Совушка отводит к себе в гнездо.
Воспитатель снова говорит: «День. Совушка улетает к себе в гнездо, а бабочки опять начинают летать (бегать) по площадке. Вылет совушки повторяется 2-3 раза. После этого подсчитывается число пойманных (бабочек, жуков). Воспитатель выбирает другую совушку, и игра возобновляется.
Общая продолжительность игры 5-7мин.
Правила игры
1)Играющие могут двигаться только после сигнала «день».
2)После сигнала «ночь» шевелиться нельзя. Того, кто пошевелился, Совушка отводит к себе в гнездо.
3)Совушка вылетает ловить бабочек после сигнала «ночь»
Указания к проведению игры
1)До начала игры надо объяснить детям, что совушка хорошо видит ночью.
2)Каждый вылет совушки должен продолжаться 15-20секунд, так как детям трудно оставаться в неподвижном положении, а вылет бабочек – 30-40 секунд.
3)Надо, чтобы Совушка следила за всеми участниками игры, а не сосредотачивала свое внимание на одном.
4)Подводя итог игры, надо отметить тех, кто ни разу не был отведен в гнездо совушки.
4. «Чье звено скорее соберется?»
Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову), воспитывает чувство коллективизма, честность – не подсматривать, когда воспитатель меняет места флажков. Дети упражняются в быстром беге и построении в колонну.
Описание игры
Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих; им даются флажки трех-четырех цветов.
В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках или кладутся на стулья 3-4 флага разных цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета.
Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен, и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, которые даются воспитателем.
По сигналу «на места» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.
После двух повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стой». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага.
Отмечается, какая колонна построилась первой.
Общая продолжительность игры 4-6 минут.
Вариант. По сигналу «стоп» дети останавливаются и закрывают глаза, а ведущие тем временем меняются местами. По сигналу «на места» дети открывают глаза и занимают места за своим ведущим.
Правила игры
- Можно строиться в колонну только после сигнала воспитателя: «На места»
- Нельзя открывать глаза до сигнала воспитателя.
указания к проведению игры
1. Воспитатель должен следить, чтобы дети отходили дальше от того места, где помещаются флаги.
2. На летнем празднике можно каждой колонне дать веночки из цветов: одой колонне из белых цветов, другой из желтых и т.д., или дать в руки букетики цветов.
5. «Кто скорее докатит обруч до флажка?»
6. «Жмурки»
Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
7. Два мороза
Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Дети упражняются в беге с увертыванием, в ловле. Игра способствует развитию речи.
Правила игры
- Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз».
- Кто выбежит из дома раньше, и кто останется в доме, считается замороженным.
- Тот, кого коснулся мороз, тотчас же останавливается.
- Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.
Указания к проведению игры
- Перед проведением игры воспитатель разучивает с детьми текст стихов.
- Вначале можно выбрать одного мороза (тогда текст соответственно изменится)
Я Мороз – Красный нос.
Кто из нас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Описание игры
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома. Расстояние между домами 25-30 шагов (12-15м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, - это Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос. По сигналу воспитателя «начинайте» оба мороза говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я Мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим.
Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчета общего числа замороженных назначаются воспитателем или выбираются (при помощи считалки) новые морозы, и игра возобновляется.
В конце игры подытоживают, какая пара морозов заморозила большее число играющих.
8. «Догони свою пару»
9. «Ловишки, бери ленту»
Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей ловкость, сообразительность. Дети упражняются в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.
Описание игры
Играющие строятся по кругу. Каждый получает полоску из цветного материала или ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга становится ловишка, назначаемый воспитателем. По сигналу воспитателя «беги» дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.
По сигналу воспитателя «раз, два, три, в круг скорей беги» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их Деям. Игра возобновляется с новым ловишкой. Каждый раз игра длится не больше 1,2минуты; общая продолжительность от 5-7минут.
Правила игры
- Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего.
- Играющий, лишившийся ленточки, отходит в сторону.
Указания к проведению игры
- Если ловишка в течение 1,2 минуты не может вытянуть ни одной ленточки, воспитатель назначает другого.
- Ленточка должна так закладываться за ворот или за пояс, чтобы конец ее свешивался, и его можно было бы свободно захватить рукой.
- Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебегали границы площадки.
- Заканчивая игру, воспитатель отмечает тех ловишек, которые сумели вытянуть большее число ленточек, и тех детей, которые ни разу не лишились лент.
- Если площадка большая, то нужно отметить границы ее флажками или очертить линиями, чтобы играющие, убегая от ловишки, не перебегали границ.
10. Краски
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяйку, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит:
«Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поносит, да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».
Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
11.«Горелки»
Описание игры
При помощи этой игры воспитатель развивает у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Дети упражняются в быстром беге.
Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих – «ловящий» - становится на эту линию; ему воспрещается оглядываться назад и смотреть по сторонам. Все стоящие в колонне говорят:
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успевают встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого-нибудь из пары, он остается в той же роли.
Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.
Правила игры
1)Нельзя выбегать из колонны раньше слова «беги»
2)Бегущие должны соединиться в пару впереди черты, на которой стоял ловящий.
3)Нельзя возвращаться в колонну, не соединившись в пару.
Указания к проведению игры
1)Если ловящему приходится ловить несколько раз, то, во избежание утомления, его надо сменить. Он становится впереди колонны в пару с одним из бежавших, а второй, стоящий в паре, становится ловящим. 2)Число участвующих не должно превышать 13-15 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.
12. Коршун и наседка
Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей сообразительность, ловкость, чувство товарищества. Дети упражняются в беге колонной.
Описание игры
В игре участвуют 8-10 детей. Один из играющих выбирается «коршуном», другой – «наседкой». Остальные дети – «цыплята»; они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга, а стоящий впереди – за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок - «гнездо коршуна». По сигналу воспитателя «коршун» он вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, «распустив крылья» (вытянув руки в стороны), защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка.
Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не разрывая сцепления в колонне, стараясь помешать коршуну, поймать последнего цыпленка. Пойманного цыпленка коршун отводит к себе в гнездо. Игра возобновляется с новым коршуном и наседкой.
Продолжительность игры 5-6 минут.
Правила игры
- Наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь.
- Коршун вылетает из гнезда только после слова воспитателя «коршун».
Указания к проведению игры.
- Если играющих больше 10 человек, то часть детей может играть, другая смотреть. Затем дети меняются ролями.
- Можно одновременно играть с двумя подгруппами детей, в таком случае выбираются два коршуна, две наседки и цыплята образуют две колонны.
- Цыплята могут держаться за платье впереди стоящего или положить руки друг другу на плечи.
- Продолжительность игры с одной и той же наседкой не более 40-50сек.
- По окончании игры воспитатель отмечает тех наседок, которые хорошо защищали цыплят.
13. «Лягушки и цапля»
Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Дети упражняются в прыжках в высоту с места
Описание игры
В середине площадки очерчивается квадрат или прямоугольник со сторонами в 4-6м. Это «болото», где живут «лягушки». В углах квадрата вбиваются колышки или кладутся кубики так, чтобы высота колышка или кубиков над землей составляла 10-15см. По сторонам квадрата протягивается веревка. К концу каждой веревки привязан груз (мешочек с песком). Концы веревки кладутся на кубики или колышки.
В одном из углов площадки очерчено «гнездо цапли»
Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные – «лягушки», которые стоят или прыгают в болоте.
Когда все играющие разместились на отведенных для них участках площадки, воспитатель дает сигнал «цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту и перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек.
Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгая через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбегу – лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля).
Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом. Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2-3 лягушки.
Продолжительность игры 6-7 минут.
Правила игры
- Цапля может ловить лягушек только в болоте.
- Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку.
- Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной.
Указания к проведению игры
- Веревка должна так накладываться на колышки, чтобы она могла легко упасть, если дети ее заденут.
- Если, прыгая через веревку, играющий уронит ее, веревка кладется на колышки воспитателем.
- Воспитатель следит, чтобы играющие не толпились у одной из сторон квадрата.
- Когда дети усвоят игру, можно усложнить ее введением второй цапли.
- Если цапля долго не может поймать лягушек, выбирается новая цапля.
- «Не попадись»
Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей ловкость, решительность. Дети упражняются в прыжках в длину с места.
Описание игры
Чертится круг. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Воспитатель назначает одного из играющих водящим, и тот становится внутри круга в любом месте.
Играющие прыгают через линию в круг. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего играющие возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим ( но продолжает участвовать в игре).
Через 30-40 секунд воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.
Продолжительность игры 5-7 минут.
Правила игры.
- Линию круга нельзя переходить, ее можно только перепрыгивать.
- Водящий может касаться играющего только тогда, когда он находится в кругу.
Указания к проведению игры
- До начала игры воспитатель показывает детям, как нужно перепрыгивать через линию круга, отталкиваясь двумя ногами.
- При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети не стояли на месте, а прыгали.
- Если играющих больше 15 человек, можно ввести двух водящих.
До начала игры воспитатель показывает детям, как нужно перепрыгивать через линию круга, отталкиваясь двумя ногами.
15. Волк во рву
Описание игры
По середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80-100см одна от другой – это «Ров». По краям площадки на расстоянии одного-двух шагов от ее границы очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком»; остальные изображают «коз».
Все козы располагаются на одной стороне площадки (дом). Волк становится в ров.
По сигналу воспитатель «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит (вправо или влево) в угол рва. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву», козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После трех-четырех перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и назначается (выбирается) другой волк (но не из числа пойманных коз).
Продолжительность игры 5-7мин.
Правила игры
- Козы выбегают из дома по сигналу «волк во рву»
- Волк может ловить коз только во рву.
- Коза считается пойманной в том случае, если ее коснулся в тот момент, когда она перепрыгивает ров, или если она попала в ров хотя бы одной ногой.
Указания к проведению игры
- продолжительность игры устанавливается в зависимости от числа перебежек (т.е. числа прыжков, сделанных козами, примерно 12-16 прыжков).
- Линии, образующие ров, могут быть не параллельными, т.е. уже с одной стороны, чтобы дети, затруднявшиеся в прыжках, все же могли перепрыгнуть.
- Для усложнения игры вместо одного волка можно выбрать двух.
При помощи этой игры воспитатель развивает смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в прыжках в длину с разбега.
16. «Перелет птиц»
Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Дети упражняются в беге, лазании.
Описание игры
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – «птицы». На другом конце площадки помещается вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами.
По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит «буря прекратилась», птицы спускаются спокойно с деревьев (с гимнастической стойки) и продолжают свой путь.
Продолжительность игры 6-8 минут.
Правила игры
- По сигналу «буря» все должны взлетать на вышку или на гимнастическую стенку.
- При спуске нельзя пропускать перекладин или спрыгивать.
Указания к проведению игры
- Воспитатель должен находиться возле приборов для лазания, чтобы в случае надобности помочь детям
- Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, нужно включать в игру не всю группу одновременно.
- В случае отсутствия приборов для лазания дети могут влезать на скамейки или другие возвышения.
17. «Ловля обезьян»
Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость. Дети упражняются в лазании, в беге.
Описание игры
Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания (стенки, вышки) или скамейки. На противоположной стороне площадки находятся 4-6 играющих, выделенных воспитателем, это – ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят сманить обезьян и поймать их.
Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и воспроизводят задуманные ими движения.
Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают за движениями ловцов.
Проделав движения, ловцы скрываются, а обезьяны слезают с деревьев, т.е. с приборов, приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения.
По слову воспитателя «ловцы» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево. Пойманных обезьян ловцы уводят к себе.
Правила игры
- Обезьяны не должны влезать на лестницу до появления ловцов.
- Обезьяны могут убегать, а ловцы ловить только по слову «ловцы»
Указания к проведению игры
- Перед проведением игры воспитатель объясняет детям особенности обезьян – подражать и воспроизводить движения, которые они видят.
- Воспитатель следит, чтобы обезьяны не спрыгивали с верхних перекладин, а спускались вниз до последней перекладины.
- Надо, чтобы ловцы показывали разнообразные, но простые движения, которые детям легко повторить.
- Воспитатель помогает тем ловцам, которые затрудняются придумать движения.
- Если не имеется гимнастической стойки или вышки, можно влезать на скамейки или на доски, положенные на возвышение.
18. «Кого назвали, тот ловит мяч»
19. «Стоп»
Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей выдержку, умение действовать по сигналу, торможение. Дети упражняются в ходьбе большими шагами.
Описание игры
На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная линия), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметр 2-3 шага) место водящего, назначенного воспитателем. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстр шагай, смотри не зевай! Стоп!» при этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему, делая шаг на каждое слово. Как только водящий произносит слово «стоп», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел остановиться после слова «стоп» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай…» и т.д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «стоп». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «сто». Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.
Игра возобновляется с новым водящим. Общая продолжительность игры 6-8 минут.
Правила игры
- Играющие начинают двигаться одновременно со словами водящего.
- Водящему не разрешается оглядываться или поворачиваться до слова «стоп»
- Играющим нельзя двигаться после слова «стоп»
Указания к проведению игры
Воспитатель должен следить, чтобы водящий правильно отсылал играющих к исходной линии и не оглядывался раньше времени, а также, чтобы дети не бежали, а шли широким шагом.
20. «Кто самый меткий?»
Дети попадают мячом в кегли. И.п.: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад; правая рука с мячом – вдоль туловища; тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги.
Прицеливаясь, правую руку ребенок выносит вперед-вверх на уровне своих глаз; тяжесть тела переносит на левую ногу, левую руку слегка отводит вниз-назад.
При замахе туловище отклоняется; правая рука отводится назад до отказа; тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене; левая рука идет вперед-вправо.
При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается влево-вперед, правая рука движется вперед-влево и кистью выбрасывает предмет. Левая рука отводится вниз-назад. Тяжесть тела переносится на левую ногу. Для сохранения равновесия правая нога приставляется к левой.
21. «Охотники и звери»
Цель: при помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя). дети упражняются в метании, в беге с увертыванием, в прыжках на обеих ногах.
Описание игры
На одной стороне площадки очерчивается место для охотника, назначаемого воспитателем. На другой стороне обозначаются кружками места нахождения «зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца.
Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.
Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «охотник» зайцы бегут в кружки, а охотник, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.
После двух-трех повторений игры производится подсчет пойманных и выбирается другой охотник.
Продолжительность игры 5-7 минут.
Правила игры
- Выбегать из кружков можно только после слов воспитателя «выбежали на полянку зайцы», а возвращаться обратно только по сигналу «охотник».
- Охотник должен бросать мяч в ноги убегающих (не сходя с места)
Указания к проведению игры
- Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети бросали мяч и правой и левой рукой.
- Для усложнения игры можно ввести двух охотников.
- кроме зайцев, в игру могут быть включены другие звери: лисицы, медведи и пр. В таком случае дети делятся на несколько групп и размещаются в нескольких местах комнаты: в одном месте лисицы, в другом зайцы и т.д. Выбегают те звери, которых называет воспитатель, и делают соответствующие движения.
22. Ловишки с мячом.
Описание игры.
Площадка ограничивается линиями или флажками. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один из играющих по указанию воспитателя становится в центр круга (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча (диаметром6-8см.)
Водящий называет или проделывает ряд движений (приседание, хлопок над головой и т.п.). Играющие выполняют эти движения по слову или по показу. Внезапно воспитатель говорит: «беги из круга», и играющие разбегаются в разные стороны (в пределах установленных границ площадки). Водящий поднимает мяч и старается (не сходя с места) попасть в убегающих детей. Если он в первый раз не попал, то бросает второй мяч.
Затем по сигналу воспитателя «раз, два, три – в круг скорей беги» дети снова образуют круг, выбирается новый водящий, и игра повторяется. Так игра проводится 3-4 раза.
Общая продолжительность игры не должна превышать 6-8минут.
Правила игры
1) Мяч надо бросать только в ноги бегущих детей; попадание в другие части тела не засчитывается.
2) Бежать можно только после слов воспитателя «беги из круга».
3) Бросая мяч, водящий не должен сходить с места.
4) Нельзя убегать за отмеченные границы площадки.
Указания к проведению игры
- В начале игры воспитатель сам становится в центр, называет или показывает движения, а затем выбирает детей, хорошо выполнивших движения.
- Если игра проводится зимой на площадке, мячи заменяются снежками.
При помощи этой игры воспитатель развивает умение выполнять движения по слову. Дети упражняются в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.
23. «Веселые соревнования»
- «Дорожка препятствий»
- «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?»
26. «Чья команда забросит в корзину больше мячей»
27. «Караси и щука»
Подготовка. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".
Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.
Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".
Когда пойманных "карасей" станет больше, чем не пойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают не пойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука".
27. «Лапта» (русская народная игра)
Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60см, ручка толщиной 3см, ширина основания 5-10см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20см. с одной стороны площадки городок, а с другой – кон.
Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команды города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.
Вариант.
Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.
Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова.
В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т.е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.
28. «Заря» (русская народная игра)
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
29. «Гуси» (русская народная игра)
На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята.
Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:
- Гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Вы, серые гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Где, гуси, бывали?
- Га-га-га, га-га-га!
- Кого, гуси, видали?
- Га-га-га, га-га-га!
С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга – в логово. Гуси встают в круг и отвечают:
Мы видели волка,
Унес волк гусенка.
Самого лучшего,
Самого большого
Далее следует перекличка хоровода и гусей:
- А, гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Щиплите-ка волка,
Выручайте гусенка!
Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимая волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.
Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.
Правила игры.
Хоровод гусей и гусенята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.
30 «Липкие пеньки»
Три- четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пеньки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с места.
31. «Волк и ягнята» (бурятская народная игра)
Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы всех вас съесть!» с этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры.
Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движением овцы… волку нельзя отталкивать овцу.
32. «Цику-ция» (дагестанская народная игра)
Для игры нужны две палки: одна длинной 70-80см, вторая – 15-20м, диаметр обеих палок 2см.
С помощью считалки двое детей определяют, кому начинать игру. Они чертят линию, на которую кладут большую палку.
Участник, начавший игру, подбрасывает короткую палку вверх и ударяет по ней длинной палкой, чтобы она полетела как можно дальше. Длинную палку он снова кладет на линию
Второй игрок имеет право поймать маленькую палку на лету. Если он поймает ее, то заменяет первого игрока. Если же не поймает, то должен взять маленькую палку, бросить ее так, чтобы попасть в длинную, которая лежит на линии. При попадании в палку второй игрок ведет игру так же, как и первый. В противном случае игру продолжает первый игрок, который получает 1 очко.
Кто первым наберет 5 очков, тот и выигрывает.
Выигравший ударяет короткою палку длинной 3 раза, стараясь, чтобы короткая палка отлетела дальше от линии. С того места, куда короткая палка упала после трех ударов, проигравший должен допрыгать до линии на одной ноге, произнося поговорку: цику-ция, цику-ция…
Правила игры. В том случае, если расстояние до короткой палки окажется очень большим, можно прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
33. «Ловля оленей» (игры народов коми)
Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники – олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.
Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.
34. «Биляша» (марийская народная игра)
На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.
Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.
35. «Борьба за флажок» (северо-осетинская игра)
В игре участвуют две команды. Количество участников может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры – завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком.
Правила игры. Начинать игру надо по сигналу; в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.
36. «Жмурки-носильщики (северо-осетинская игра)
Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов – это могут быть детские игрушки, камешки и т.д. На другом конце площадки, шагах в десяти – пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула.
Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.
Правила игры. Оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.
37. «Продаем горшки» (татарская народная игра)
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор.
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
38. «Скок-перескок» (татарская народная игра)
(Кучтем-куч)
На земле чертят большой круг диаметром 15-20м, внутри него – маленькие кружки диаметром 30-35см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
39. «Утушка» (чечено-ингушская народная игра)
Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют – получается мостик.
Выбирается утка, остальные дети – утята.
Утушка зовет своих утят скороговоркой:
Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие перышки.
Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от десяти до двенадцати человек.
Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.
40. «Расходитесь!» (чувашская народная игра)
(Сирелер!)
Играющие дети становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.
Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три – пять шагов). Осаленный игрок становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.
41. «Ветер, льдинки и мороз» (игра народов Сибири и дальнего востока)
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.
42. «Маленький флажок» (Того)
Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, развивает скоростные качества, внимание, воспитывает волю к победе.
Играют две команды по 8 человек.
Инвентарь. Флажок, нагрудные номера.
Ход игры. Две команды выстраиваются друг против друга на расстоянии 50м. игроки получают номера. На середине пути между командами втыкают в землю флажок или палку с привязанным платком. Ведущий выкрикивает любой номер, и игроки обеих команд, обладатели этого номера, бегут к флажку. Кто добежит первым, хватает флажок и возвращается к своей команде. Второй игрок его преследует. Если он догнал игрока с флажком прежде, чем тот добежал до дома, тот становится пленником и уходит к ведущему. Если игрока с флажком догнать не удалось, пленником становится преследователь. Ведущий называет новый номер.
Команда, раньше потерявшая всех игроков, проигрывает.
43. «Бег с платком (Мексика)
Играют 10 и более человек.
Инвентарь. Платок.
Ход игры. Игроки встают в круг. Ведущий берет в руки платок и обегает круг один-два раза. Затем дотрагивается до спины одного из играющих, кладет платок на землю за его спиной и продолжает бег. Игрок должен поднять платок, обогнать ведущего и прибежать на свое место. В противном случае он теряет свое место и продолжает игру в роли ведущего.
44. «Зеленая веточка» (Колумбия)
Играют 10 и более человек.
Инвентарь. Зеленая веточка.
Ход игры. Дети образуют круг, взявшись за руки. Ведущий стоит за кругом. У него в руках зеленая веточка.
- Зеленая веточка! – говорят хором играющие.
Ведущий отвечает:
- Сосна!
Играющие продолжают:
- Зеленая веточка!
- Ель, - отвечает на этот раз ведущий.
Так продолжается до тех пор, пока ведущий не обойдет весь круг, называя деревья. Затем ведущий кладет веточку позади одного из играющих, который должен быстро поднять веточку и догнать ведущего, прежде чем тот займет свободное место.
45. Сороконожки
Все играющие делятся на две равные по количеству участников подгруппы. В каждой из которых выбирают ведущего – «голову сороконожки». Остальные дети – «ножки сороконожки». Ведущие запоминают ребят своей подгруппы. Затем встают в середине зала (площадки) лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные ребята располагаются за ними в колонны. Кладут ладони на плечи впереди стоящего.
По сигналу взрослого все дети начинают ходьбу приставным шагом вправо (влево) и одновременно произносят:
Как-то две сороконожки
Разыгрались на дорожке.
В «карусельку» играют,
Всеми ножками шагают.
А потом так закружились –
Друг от друга отцепились.
После слова «отцепились» ходьба прекращается. Ведущие остаются стоять на месте, держась за руки. А остальные дети разбегаются. Затем ведущие вместе произносят:
Свои ножки лови.
На другие – не смотри.
После этого начинается бег с ловлей и увертыванием: каждый ведущий пытается вернуть в свою колонну убежавшие «ножки».
Пойманный ребенок отходит в указанное заранее для своей подгруппы место. Выигрывает ведущий, который быстрее своего товарища поймал свои «ножки» и построил ребят.
46. «Северный и южный ветер»
Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную – это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей, дотронуться до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в стороны, верх, на поясе, стоять на одной ноге и т.п.). южный ветер стремится разморозить детей, так же дотрагиваясь рукой и восклицая; «Свободен!». Через 2-3 минуты назначают новых водящих, и игра повторяется.
47 «Липкие пеньки»
Три- четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пеньки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с места.
48. Кого назвали, тот ловит мяч
Дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч верх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.
49. «Рывок за мячом»
Цель: игра развивает внимательность и быстроту, воспитывает командный дух в условиях соревновательной деятельности.
Инвентарь: мяч.
Инструкция
Ведущий с мячом в руках становится между двумя командами, построившимися вдоль одной из лицевых линий площадки в шеренги, справа и слева от ведущего. Игроки команд рассчитываются по порядку номеров. Бросая мяч вперед (на 10-15м), ведущий называет какой-либо номер. Оба игрока, получившие этот номер, бросаются за мячом. Тот, кто первым овладеет им, приносит своей команде очко. Побеждает команда, игроки которой набрали больше очков.
Можно видоизменить игру следующим образом. Мяч будет лежать на стуле вдали и посередине от двух команд. Игроки с названными номерами добегают до границы площадки, возвращаются к стулу и сбивают мяч. Команде, чей игрок собьет мяч первым, присваивается очко.
50. «Невод»
Цель: игра способствует формированию пространственной ориентации, реактивности, а также групповой сплоченности.
Инструкция
Играющие (рыбы) свободно передвигаются по площадке с четко отмеченными границами. Из числа играющих назначают рыбака, который старается догнать кого-нибудь из игроков и запятнать (поймать рыбу). Пойманный берется правой рукой за левую руку рыбака, и они продолжают ловить рыбу вдвоем, образовав невод. Все последующие пойманные становятся в середину невода, постепенно увеличивая его размеры. Когда в неводе будет несколько игроков, рыбак должен руководить ловлей рыбы, намечая, кого из играющих он хочет захватить в невод. Для этого он командует, направляя невод вправо, влево, вперед или подавая команду к окружению рыб, загоняя их в угол площадки. Ловить рыб может только рыбак, поэтому, не разрывая невод (не отпуская руки), он должен приблизиться к пойманной рыбе и запятнать ее.
Если в процессе игры невод порвется, пойманная в этот момент рыба может продолжать игру. Нельзя пробегать под руками игроков, образующих невод. Игрок, нарушивший это правило, считается пойманным. Игроки, выбежавшие за пределы площадки, тоже считаются пойманными.
Игра заканчивается, когда будет поймана вся рыба или когда останется 3-5 не пойманных рыб, из числа которых выбирается новый рыбак.
51. «Ловишка парами»
Выбирают водящего. По сигналу воспитателя дети разбегаются. Водящий ловит, дотрагиваясь рукой до убегающего. Пойманный становится в пару с водящим. Они берутся за руки и ловят других детей. Пойманные также образуют пару и участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда все дети будут пойманы. Ребенок, пойманный последним, становится водящим.
52. «Четыре угла»
Цель: игра направлена на развитие силы, выносливости, координации, мотивации достижения цели и уверенности.
Инвентарь
Толстая бечевка длиной 6-8м, четыре деревянных бруска (любые предметы)
Инструкция
Концы веревки крепко связываются. Веревка кладется на землю (пол) в виде четырехугольника. На некотором, но равном расстоянии (до 3м) от каждого угла бечевки становится на землю деревянный брусок. Играющие дети рассчитываются по четыре.
Первые четыре игрока берутся за углы бечевки правой или левой рукой (по договоренности). По сигналу они начинают тянуть бечевку каждый в свою сторону, чтобы, не отпуская бечевки, дотянуться до бруска и поднять его.
Если игрок во время перетягивания отпустит бечевку, он выходит из игры и на его место становится другой. Кто раньше схватит брусок, тот и выигрывает.
После этого перетягивать бечевку идет следующая четверка и т.д. в заключение игры можно провести соревнование по перетягиванию между победителями в каждой четверке.
Если нет длинной бечевки, можно организовать соревнование по перетягиванию между двумя игроками, например с веревкой длиной 2-3м и двумя брусками.
53. «За мячом»
Дети образуют две команды, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3м. После сигнала водящий передает мяч стоящему первым в противоположной колонне ребенку, а сам бежит в конец этой колонны, т.е. за мячом. Поймавший также передает мяч напротив стоящему игроку и отправляется за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим. Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру.
54. Старт с мячом»
Играющие делятся на две команды, по 6-12 человек в каждой. Команды выстраиваются за линиями в шеренге лицом друг к другу, на расстоянии 4 м одна от другой. Два игрока (по одному из каждой команды) выходят на дорожку между линиями, за которыми стоят играющие, становятся за линией старта. За ними – судья с баскетбольным мячом в руках.
Судья дает команду: «На старт!» Внимание! Марш! – и одновременно бросает мяч над головами стартующих игроков вперед так, чтобы мяч, описав большую дугу, упал на беговую дорожку. Побеждает игрок, которому удается догнать и поймать мяч в воздухе или после первого отскока от земли. После первой пары на старт выходит вторая, третья. Если игрок поймает мяч в воздухе, его команда получает два очка, если он поймал после отскока от земли – одно очко. Побеждает команда, получившая больше очков.
55. Корзинки
Играющие дети делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющие, чье имя назвали, убегает, на его место встает игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.
Правила игры
Участники водящей пары не должны убегать далеко от остальных играющих.
56. «Акулы и матросы»
Цель: с помощью этой игры дети могут вступить в честную борьбу и помериться между собой в силе, ловкости и решительности. Время от времени ее можно использовать в качестве зажигательной разминки перед занятиями, в которых необходим хороший контакт между детьми. Особенно эта игра эффективна в ситуациях, когда группа ведет слишком шумно, когда детям не хватает движения или когда в группе проявляются признаки скрытой напряженности. Во всех этих случаях игра помогает установить и закрепить в группе благоприятный психологический климат.
Инвентарь: мел или цветной скотч.
Инструкция
Ведущий отмечает мелом или скотчем на полу круг диаметром примерно 5м. Кораблю можно придать и другую форму, если это позволяет интерьер и площадь помещения. В океане вокруг корабля плавают в большом количестве акулы. Они пытаются вытащить матросов в море, а матросы – затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матроса вытягивают в море полностью, то он превращается в акулу.
Хватать друг друга можно только за руки. Кроме того, действует важное правило: один матрос – одна акула. Никто больше не должен вмешиваться. Нужно объяснить детям, что они смогут тянуть гораздо сильнее, если будут немного сгибать колени: при этом центр тяжести оказывается ниже и сдвинуть человека с места становится труднее.
Если кто-нибудь из игроков испугается, ему будет неприятно или больно, он всегда может крикнуть: «Стоп!». Тогда борьба на время прекращается, но все остаются на своих местах. Когда «Стоп!» крикнет ведущий, происходит то же самое.
57. «Ни зги не видно»
Цели:
Игра направлена на приобретение нового кинестетического опыта, формирование навыков преодоления препятствий и уверенного поведения.
Инвентарь:
8-10 кеглей
Инструкция
Кегли – это деревья в лесу. Их расставляют в беспорядке на расстоянии 70-80см одна от другой. Играющим завязывают глаза. Они должны пройти на другую сторону площадки между «деревьями», не задевая их. Тот, кто заденет кеглю и уронит ее, получает штрафное очко. Когда сквозь воображаемый лес ночью пройдут все игроки, определяют победителя. Им окажется тот, кто получил меньше штрафных очков.
58. «Бумажные мячи»
Цели: игра дает детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.
Инвентарь
Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента. При помощи клейкой ленты обозначается линия, разделяющая две команды.
Инструкция
Все берут по большому листу старой газеты, комкают его и делают из него достаточно плотный мячик.
Играющие делятся на две команды, и каждая из них строится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4м. По команде ведущего «Приготовились! Внимание! Начали!» дети начинают бросать мячи на сторону противника.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника в течение 2-3мин. По команде «Стоп!» все прекращают бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. Нельзя перебегать через разделительную линию.
59. «Ветер дует»
60. «Лягушки и крокодилы»
61. «Луна и солнце»
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать.
Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр в подготовительной к школе группе
Подборка подвижных игр поможет спланировать двигательную деятельность воспитанников...
Картотека подвижных игр для подготовительной к школе группы
Подвижные игры малой интенсивности...
картотека подвижных игр для подготовительной к школе группы
в данной картотеке разработана картотека подвижных игр для подготовительной к школе группы с целями и описание всех игр...
Картотека подвижных игр для подготовительной к школе группы.
Подвижные игры...
Картотека подвижных игр для подготовительной к школе группы.
Картотека подвижных игр для подготовительной к школе группы....
Картотека подвижных игр для подготовительной к школе группы.
Картотека подвижных игр для подготовительной к школе группы....
Картотека подвижных игр в подготовительной к школе группе
Данные подвижные игры помогут организовать организованную деятельность воспитателя с воспитанниками, а также самостоятельную деятельность детей 6-7 лет....