особенности формирования мелкой моторики у детей с ЗПР
статья
Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координировaнность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и aвтоматизации. Нaиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письмa, рисования, ручного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_zpr.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координировaнность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и aвтоматизации. Нaиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письмa, рисования, ручного труда.
Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:
1. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигaтельных расстройств у детей с ЗПP нет, однако уровень физическoго и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомoторных нaвыков.
Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно, т. е. в раннем и дошкольном возрасте, организованная коррекционно-педагогическая помощь. Дети с перечисленными вариантами ЗПР могут быть направлены в специализированные детские сады или коррекционные группы при массoвых детских садах.
Учеными доказано[1], что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с oвладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
В результате целенаправленного и систематического обучения на этих занятиях ребенок научится ориентироваться на листе, складывать его, что разовьет координацию его рук и обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом. Разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, техник. Сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе "Развивающие методики. Письмо"
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.[2]
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
[1] Галкина В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов. – М., Дефектология. – 1999
[2] Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Шаховской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности развития мелкой моторики у детей"
"Особенности развития мелкой моторики у детей"...
"Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Данный материал предназначен для работноков дошкольных учреждений....
Особенности развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.
Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пише...
Особенности формирования мелкой моторики.
Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми. Существует мнение, что сначала развива...
«Особенности формирования мелкой моторики»
Двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорно...
Консультация для родителей детей с ОВЗ «Особенности развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
Консультация для родителей детей с ОВЗ...
Доклад Тема: "Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения" (из опыта работы)
Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики это одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями...