Консультация для воспитателей «Охрана детского голоса».
консультация

Шестопалова Анна Павловна

Консультация для воспитателей «Охрана детского голоса».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Охрана детского голоса».

Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые любимые песни он может исполнить по своему желанию в любое время.

Специфика развития голоса дошкольника исследовалась в разное время, и всегда отмечалась необходимость бережного к нему отношения. Специалистам (фониаторам, логопедам, музыкантам) известно, что у детей 3-4 лет голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие и короткие. Гортань ребенка более чем в 2,5 раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость носа, глотки, рта). А грудной резонатор (полость трахеи и бронхов) ещё не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное. Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу.

Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет заметно отличаются. Дети уже имеют некоторый музыкальный опыт, у них окреп голос, увеличился диапазон, дыхание стало более организованным, хотя ещё остается поверхностным. У детей расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные слова, звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети этого возраста отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны различать звуки по высоте, движение мелодии, умеют петь протяжно и весело.

Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным голосом, высоким и светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, губительно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр очень неровен. Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него будет звонкое звучание. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком.

Дошкольники могут петь не громко и недолго, потому, что их голос быстро устаёт и тогда совсем перестаёт слушаться. Пение песни в 3–4 куплета с диапазоном даже 6–7 звуков реально бывает возможным только в старшем дошкольном возрасте. Необходимо правильно и естественно развивать детские певческие возможности, позволяя детям активно пользоваться слухом как контролирующим и регулирующим органом, ведь именно координация слуха и голоса – важнейшее условие развития певческих способностей детей. Одна из основных задач музыкального воспитания – развитие музыкального слуха: важно слышать себя во время пения, кроме того, замечать и исправлять ошибки, формировать слуховой самоконтроль.

Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм.

Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы. Пособия для воспитателя и муз. Руководителя/Н.А. Ветлугина, И. Л. Джержинская, Л.Н. Комисарова.- М.: Просвещение. 1964. - 208 с.,- (Б-ка. «Сад на селе»).

2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., Просвещение, 1990.

3. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. Уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Джержинская, Л.Н. Комисарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной.- 2-е изд., испр. И под.- М.: Просвещение, 1982.- 271 с. ил.

4. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., Академия. 2000.

5. Тарасова К.В. К постановке детского певческого голоса.- Музыкальный руководитель, N 3, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Охрана детского голоса"

Охрана детского голоса – забота каждого взрослого.       Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо лишь научит...

Консультация для родителей "Охрана детского голоса"

Консультация музыкального руководителя для родителей...

Консультация для воспитателей "Охрана детского голоса"

Для закрепления певческих навыков песни надо петь не только в детском саду , но и дома...

Консультация для родителей "Охрана детского голоса"

Детский голос-хрупкий инструмент. Поэтому необходимо правильно им владеть и беречь его....

Консультации для воспитателей: «Охрана детского голоса 4-5 лет при обучении пению».

Я хотела бы поговорить об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пению. Почему это важно?Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всес...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ  «ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА»...