Проведение тематических прогулок – развлечений.
консультация
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Проведение тематических прогулок – развлечений».
Значение прогулки как средства воспитания
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.
Не стоит отказываться от традиционной формы проведения прогулок, более того они должны занимать большую часть времени в практике организации работы с детьми. Но наряду с этим нам предлагают еще пять видов тематических прогулок: прогулки – походы, прогулки – развлечения, прогулки – события, спортивные прогулки и прогулки – трудовые акции.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Они способствуют проявлению положительных эмоций, поднимают настроение. В основе каждого праздника и развлечения лежит определенная идея.
Прогулки-развлечения могут быть чрезвычайно многообразны, вариативны, поскольку их успешная организация зависит не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Это может быть приход к детям в гости хорошо знакомых им персонажей. Содержание такой прогулки определяется в зависимости от персонажа. Например, Даша-следопыт может путешествовать с детьми в поисках чего-либо, а Фиксики помогут дошкольникам смастерить кормушку.
Главная цель прогулок-развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности.
Интересный вариант представляет собой прогулка с персонажем, которая способствует формированию мотивации детей к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех воспитанников группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду. Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать, может научить играть в новую игру или попросить показать игру, которую дошкольники уже знают.
Вариантов использования персонажей на прогулке множество. Например, по всему участку можно расставить игрушки-птицы: ворону, воробья, сороку, снегиря, синицу (4-5 фигур одновременно). Воспитанники будут самостоятельно находить их, рассматривать, а потом играть с ними в разнообразные игры. Фигурки могут находиться на участке 6-10 дней, а затем их следует заменить. Так, выйдя однажды на прогулку, дети неожиданно найдут кого-нибудь из знакомых игрушек-зверей: медвежонка, лису, зайца, волка, белку, оленя, собаку, кошку, ежика. Одни сидят на задних лапах, другие стоят или лежат. Для поддержания интереса воспитанников, развития их внимательности время от времени рекомендуется вносить изменения: зимой медвежонку надевают шапку, волку - варежки, в летнее время лиса появляется в ярком платке, зайчик - в фартуке, а мишка - в красной рубахе и т. д.
Особо полюбившихся героев мультфильмов дети встретят с радостью. Те, кто смотрит детский телеканал «Карусель», познакомились с героем - Аркадием Паровозовым, который с удовольствием расскажет о правилах безопасного поведения в разных ситуациях. Это поможет воспитателю решить задачи программы в разделе «Безопасность».
Иногда герои могут прийти парами (Маша и Медведь, Знайка и Незнайка, и др.), так детям легче их воспринимать. Кот Матроскин и Шарик могут поиграть с воспитанниками на участке, а дети расскажут гостям, что и где растет у них на территории детского сада.
В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, бибабо и др.) по выбору воспитателя. Хорошо, если игрушка окажется новой для детей, это вызовет дополнительный интерес. В таком варианте педагог может проводить прогулку без помощников, самостоятельно, исполняя роль персонажа, разговаривая за него.
В группе старшего дошкольного возраста лучше, чтобы роль персонажа-героя играл взрослый (педагог другой группы, родитель) или ребенок старшего возраста из другой группы. В гости к детям может прийти Олимпионик, который расспросит детей об Олимпиаде, попросит показать спортивную площадку, научит элементам новых игр.
Прогулка с персонажем близка сценарию проведения досуга на свежем воздухе, но не ограничена жесткими временными рамками. По желанию детей можно поиграть с персонажем несколько раз в понравившуюся игру, при этом часть воспитанников может заниматься самостоятельной игровой деятельностью.
Прогулки с персонажем должны заранее планироваться, а их сценарии детально продумываться.
Подготовка детей к прогулке
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени, и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Содержание деятельности детей на прогулке
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах -- элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения -(упражнения). Летом — это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема, зимой -- катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других -- упражнение в равновесии, для третьих -- спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Во время прогулки отводится время для самостоятельных игр детей.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Тематические прогулки и их значение
Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. На тематических прогулках - развлечениях дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Двигательная активность во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Виды прогулок, которые можно подразделить следующим образом:
ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за:
сезонными изменениями в природе;
особенностями растительного мира;
жизнью домашних и диких животных;
трудом и отдыхом людей.
ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель
поздравить товарищей или взрослых с праздником;
пригласить гостей на мероприятие;
известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;
оказать шефскую помощь.
ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки дети получают задание отыскать:
лекарственные травы; сеянцы; семена деревьев;
природный материал для гербария, коллекции и т. д.
ПРОГУЛКА-ПОХОД на:
скорость;
выносливость;
дисциплину;
внимание;
ориентирование на местности.
ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность:
сделать зарисовку;
изготовить поделку из природного материала;
сплести венок, корзину;
составить букет из листьев, цветов, веток;
придумать сказку, стихотворение, рассказ.
ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:
местные достопримечательности;
различные предметы и объекты;
редкие цветы, деревья, кустарники;
разнообразные свойства, признаки предмета.
ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ, предусматривает закрепление знаний и умений детей:
по правилам дорожного движения;
по технике безопасности;
по трудовым навыкам;
по культуре поведения.
КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с:
играми;
спортивными занятиями;
трудом;
экскурсионной работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение тематических прогулок – развлечений.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма....
Рекомендации по проведению тематических прогулок развлечений
В методике проведения прогулок определены пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции....
Конспект проведения тематического развлечения для среднего и старшего дошкольного возрастов тема: "День народного единства"
Цель. Расширение представлений детей о государственных и национальных праздниках, воспитания интереса к истории своей страны.Задачи.1. Расширять представления детей о родной стране, государственных пр...
Рекомендации по проведению тематических прогулок-развлечений.
Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение. Во время прогулки ребёнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими св...
«Рекомендации по проведению тематических прогулок-развлечений»
Выступление на педсовете...
Отчет о проведении тематического развлечения «Малыши против простуды и гриппа» 2022 г.
Тематическое развлечение «Малыши против простуды и гриппа»...