Картотека самомассажа
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Использование приемов самомассажа на практике очень полезно:
• самомассаж можно проводить не только индивидуально, но с подгруппой детей одновременно и фронтально;
• самомассаж может выполнять не только логопед, но и воспитатели, и родители;
• начинать использование самомассажа можно уже с раннего возраста;
• самомассаж можно делать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.
Основные цели самомассажа:
• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;
• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_samomassazha.docx | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека самомассажа
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Особую тревогу вызывает факт, что у большинства детей нарушения речи вызваны дизартрией, что затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Используя здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе с детьми с ОВЗ, мы способствуем:
- Повышению уровня речевого развития.
- Улучшению эмоционального благополучия каждого ребенка.
- Стабильности физической и умственной работоспособности.
- Снижению заболеваемости детей.
- Одним из методов здоровьесберегающей технологии является самомассаж.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Благодаря которому в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка. Самомассаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие. Самомассаж помогает детям лучше рефлексировать ощущения, получаемые от разных частей тела.
Задачи массажа и самомассажа:
Упражнять детей в овладении приемами массажа и
самомассажа в игровой форме.
Закреплять технику выполнения различных видов
игровых массажей.
Развивать интеллектуальные функции, двигательную память.
Развивать интеллектуальные функции, двигательную память.
Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Проводя самомассаж определённой части тела, используют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию и лёгкие постукивания.
При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу).
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять от 2 до 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого, который показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Перед выполнением самомассажа необходимо соблюсти некоторые правила:
• Помещение должно быть чистым и проветренным.
• Руки детей должны быть чистыми, сухими, без ушибов и ссадин.
• Дети принимают спокойную, расслабленную позу: могут сидеть на стульчиках или на ковре, или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).
• Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него).
• Когда приемы самомассажа будут освоены, можно проводить движения под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме.
Хорошими помощниками при проведении самомассажа являются нетрадиционные материалы.
В работе можно использовать:
Сосновые и еловые шишки, каштаны, грецкие орехи, бигуди – липучки, ребристые карандаши для самомассажа ладоней.
Подбирается небольшое стихотворение, которое проговаривает взрослый или ребёнок, при этом на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» (в случае с расчёской и шишками) касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе. А бигуди-ёжики, каштаны, грецкие орехи, ребристые карандаши прокатываются между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.
2. Бельевые прищепки для массажа прищепками.
На ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного пальца к мизинцу и обратно. Очень важно заниматься последовательно: правая рука, левая рука, переходить от простого к сложному, прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. После каждого двустишия – смена рук.
3. Массажные мячики – ёжики и кольца по системе Су – джок активно используют для развития мелкой моторики пальцев рук, с целью общего укрепления организма, а также для стимулирования речевых зон коры головного мозга ребенка.
4. Массаж ложками, который может служить хорошей подготовкой к артикуляционной гимнастике.
5. Массаж деревянными катушками.
6. Массаж массажными щетками и ковриком «Травка».
7. Массаж с помощью «сухого» бассейна.
8. Массаж аппликатором Кузнецова.
9. Массаж с использованием тактильных ковриков и ладошек, следков.
Таким образом, использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребёнка и развивает речь.
Самомассаж является прекрасным средством совершенствования психической базы речи. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей, а это – гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Те виды самомассажа, которые я сегодня представлю не требуют каких-то специальных условий. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Самомассаж ушных раковин детей.
*Самомассаж ушных раковин является эффективное средство регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
*Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
*При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин.
* Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
*Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
* Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
*Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
*Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным.
Для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.
Например, шуточные стихи.
«Взяли ушки за макушки.»
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и
указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
«Поиграем с ушками»
Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
(- Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.)
Основная часть
а) «Найдем и покажем ушки»
(- Ушки ты свои найди И скорей их покажи.)
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками»
(- Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.)
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
(- А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!)
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком»
(- А потом, а потом Покрутили козелком.)
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.
д) «Погреем ушки»
(- Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.)
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
Заключительный момент
(- Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!)
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз.
«Лепим ушки Чебурашке» (Слону…)
1) поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
2) ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
3) нажимаем на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»);
4) лепим ушки изнутри (пальцами внутри раковины делаем семь-восемь вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки - ушки будут чистыми и все слышащими);
5) с усилием «примазываем глину» вокруг ушных раковин - проверяем прочность, заглаживаем поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.
Массаж рук.
Цель. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам; повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Моем руки»
«Мыть» кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске. Растирать «мочалкой» всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья;
«смывать водичкой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».
Массаж лица.
Цель. Профилактика простудных заболеваний, управление мимикой, умение «лепить» красивое лицо.
«Лепим Буратино»
Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она стала упругой. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по пять-шесть раз).
3 . С усилием надавливая на кожу, рисует красивый линию бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Самомассаж для детей"
Карточка №1.Массаж спины.Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам.Дома, дома посид...
картотека самомассажа
автором массажа является Маковеева Галина Николаевна - учитель-логопед ГБОУ детский сад № 2559 г. Москваhttp://nsportal.ru/makoveeva-galina-nikolaevnaподробнее можно ознакомиться в ее книге "Речь, ум ...
Картотека Самомассажа
Без сомнения, мы хотим чтобы дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают провод...
Картотека “Самомассаж для детей”
Картотека “Самомассаж для детей&rdquo...
Картотека "Самомассаж"
Использование элементов самомассажа на занятиях с дошкольниками. Пальцевое воздействие на определенные точки на нашем теле известно давно. Еще в д...
Картотека “Самомассаж для детей”
Картотека “Самомассаж для детей”...
Картотека Самомассаж
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку....