Проект «Прыг-скок» (фитбол – гимнастика для детей 4-5 лет)
проект (средняя группа)

Дацко Людмила Ивановна

Повышение эффективности физкультурной - оздоровительной работы ДОУ посредством комплексного воздействия фитболов на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта стало уелью проекта по ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pryg_skok.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Прыг-скок» (фитбол – гимнастика для детей 4-5 лет)

Тип проекта: долгосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 года – май 2019 года

Исполнители проекта: воспитатели  группы, дети дошкольного возраста 4-5 лет, родители.

Цель проекта: Повышение эффективности физкультурной - оздоровительной работы ДОУ посредством комплексного воздействия фитболов на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта.

Задачи проекта:

Оздоровительные:

  1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
  2. Развивать силу мышц, формировать правильную осанку.
  3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов.

Образовательные:

  1. Познакомить детей с фитбол-гимнастикой, основными базовыми положениями и упражнениями на фитбол мяче.
  2. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
  3. Совершенствовать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки

Развивающие:

  1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
  2. Развивать музыкально-ритмические и творческие способности детей.
  3. Стимулировать развитие психических познавательных процессов, эмоций.

 Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственно-волевые качества личности, отзывчивость, дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность.
  2. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, саморегуляции поведения, двигательной рефлексии.
  3. Воспитывать интерес к физическим упражнениям и играм

Ожидаемые результаты

У детей:

  • Расширится осведомлённость детей о фитбол-гимнастике;
  • Повысится уровень физического развития и оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления.
  • Использование фитболов окажет общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребёнка, повысится эмоциональный фон занятий, что вызовет положительный настрой;

У педагогов:

  • Расширится осведомлённость педагогов о фитбол-гимнастике;
  • Будут использование фитбол-гимнастику в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

У родителей:

  • Получат представление об использование фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей в ДОУ;
  • Заинтересуются фитбол-гимнастикой, как средством совместного здорового семейного отдыха;
  • Будут применять простейшие упражнения фитбол-гимнастики;
  • Поднимется интерес у родителей к подвижным и спортивным играм с использованием фитбол мячей.

Актуальность проекта:

Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. По результатам исследований специалистов считается, что половина болезней взрослых «заложены» в детстве.

Проблемой является то, что требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических критериев и именно им отвечает методика работы с фитболами, большими оздоровительными мячами.

Это предопределило выбор направления  проекта «Прыг-скок»: использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников – фитбол-гимнастика».

Проект «Прыг-скок» - цикл игровых занятий на фитболах, направлен  на повышение интереса детей к занятиям по физической культуре  и укрепления их здоровья. Занятия-сказки  включают в себя сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии что способствует развитию  у детей  чувства ритма, координации, речи, равновесия, осанки, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Формирование стойкого интереса к физическим упражнениям, привычки к здоровому образу жизни невозможно решить без участия родителей. В рамках реализации проекта  родителям малышей будут предложены консультации, совместные  занятия и развлечения.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный

  1. Изучить литературу по использованию нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников (фитбол - гимнастики)
  2. Провести обзор информации в интернете по использованию нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников (фитбол - гимнастики)
  3. Разработать схему взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса (детьми, родителями и специалистами).
  4. Описать этапы освоения упражнений с использованием фитболов.
  5. Определить «золотые» правила фитбол -гимнастики и этапы освоения упражнений.
  6. Оформить информационный уголок для родителей и сотрудников ДОУ.
  7. Подготовить консультации, рекомендации для родителей и педагогов.

II этап – реализационный

Совместная деятельность с детьми:

  • Беседа «Что такое фитбол»;
  • Знакомство с фитбол мячами;
  • Знакомство с основными правилами поведения на фитбол мячах;
  • Включение «Фитбол-гимнастики» в образовательную деятельность (в режимных моментах);
  • Включение спортивных игр с фитболом «Кошки – мышки», «Передай мяч» и др.
  • Развлечения с использованием фитбол мячей «Путешествие в зоопарк», «Репка» и др.
  • Совместное придумывание с детьми сказок, где главный герой фитбол мяч;

Совместная деятельность с педагогами:

  • Консультация «Основные требования к фитбол мячам».
  • Мастер класс «фитбол - гимнастика с детьми дошкольного возраста».

Совместная деятельность с родителями:

1. Опрос родителей:

«Здоровый образ жизни».

2. Создание портфолио «Здоровый образ жизни моей семьи».

3. Консультации для родителей.

4. Совместные оздоровительные досуги с родителями, с использованием фитбол мячей.

5. Фотоотчет (по желанию родителей) об использовании упражнений с фитболом дома.

III этап – итоговый

  • Создать картотеку упражнений на фитболах для детей 4 – 5 лет.
  • Создать цикл обучающих видеоуроков для родителей  и сотрудников ДОУ.
  • Проделанную работу оформить в виде презентации.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

Iэтап (подготовительный)

03 – 30

сентября 2018 года

- изучение специальной литературы и опыта коллег;

- разработка проекта: определение цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- мониторинг  детей младшего дошкольного возраста;

- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

IIэтап

(реализационный)

01октября 2018 года по 15 мая 2019 года

- составление перспективного плана для работы  с  детьми;

 - проведение специально организованных мероприятий для дошкольников;

- обогащение предметно-развивающей среды;

- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей;

 - взаимодействие с родителями.

III этап

(заключительный)

15 мая – 30 мая 2019 года

- повторный мониторинг;

- анализ полученных результатов;

- перспективы работы в данном направлении;

Перспективный план обучения упражнениям на фитболе

Месяцы

Основные задачи

Рекомендуемые упражнения

Октябрь

Ноябрь

Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Обучить правильной посадке на фитболе.

- «Колобок» прокатывание фитбола : по полу; по скамейке; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров;

-«Веселый мяч» передача фитбола друг другу, броски фитбола;

-«Стульчик» сидя на фитболе у твердой опороы, проверить правильность постановки стоп(должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

-сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса, например:

а) повороты головы вправо-влево;

б) поочередное поднимание рук вперед-вверх-в сторону;

в) поднимание и опускание плеч;

г) скольжение руками по поверхностям фитбола;

д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

-игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Докати мяч», «Толкай ладонями, «Толкай развернутой ступней»

Декабрь Январь

Учить базовым положениям при выполнении упражнений и исходном положении (сидя, лежа, стоя на коленях).

-«Руки в стороны» и.п.: стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны;

-«Бег в рассыпную» по сигналу все разбегаются в рассыпную и бегают между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и приседают. Это положение можно пинимать парами у одного фитбола лицом друг к другу;

- «Приседания» и.п.: упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1-присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; на счет 2-вернуться в и.п.;

-«Горка» и.п.: лежа на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки.

-«Покачивание». Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

-«Шагаем по фитболу» и.п.: лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Упражнение можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально;

делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад;

-«Переходы» переходы из положения сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в и.п.

-«Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнять поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

-и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги – на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем;

-«Передача» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем;

-«Перекат» и.п.:стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол.

-игры с фитболом : «Догони мяч», Попади мячом в цель», «Докати мяч», «Толкай ладонями» Толкай развернутой ступней», «Бусины», «Сбор урожая», «Лохматый пес», «Замри», «Смена направления».

Февраль Март

Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

-«Покачиваемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень;

- «Разминка для боксера» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны – вверх – вперед - вниз. Выполнять прямыми руками круговые вращения

-«Покачиваемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень;

-«Разминка для боксера» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны –вверх – вниз. Выполнять прямыми руками круговое вращении в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах;

-«Качели» и.п.: сидя на фитболе. Выполнить ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу высоко поднимая колени;

-игры с фитболом : «Догони мяч», Попади мячом в цель», «Докати мяч», «Толкай ладонями» Толкай развернутой ступней», «Бусины», «Сбор урожая», «Лохматый пес», «Замри», «Смена направления».

Апрель

Май

Научить сохранению правильной осанки и тренировка равновесия и координации.

-«Веселые ножки» поочередно выставлять ноги на пятку вперед в сторону, руки на фитболе;

-« Веселые ножки» поочередно выставлять ноги вперед в сторону, на носок;

-«Качели» и.п. сидя на фитболе. Выполнить ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу высоко поднимая колени;

-«Веселые дорожки» поочередно выставлять ноги на пятку вперед и в сторону, на носок;

-«Веселые ручки» то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону;

-«Наклоны» наклоняться вперед, ноги врозь;

-«Достань носок» наклониться вперед к выставленной ноге с различными положениями рук;

-«Наклоны» и. п.: сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны; наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

-«Пошагаем» и.п. сидя на фитболе, В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами вернуться в и.п.;

-«Переход» и.п.: лежа на фиболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея и спина должны быть на одной линии;

-«Выше ноги» и.п.: лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать;

-«Махи ногами» и.п.: лежа на животе на фитболе, руки на полу в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи над кистями;

-«Кит» и.п.: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая их в коленях;

-«Вверх ногу» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

-«Лесенка» и.п.: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередно махи согнутой ногой;

-выполнить два предыдущих  упражнения  из и.п. руки за голову;

-«Покачаемся» и.п.: сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

-«Наклоны» и.п.: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево – вправо.

-игры с фитболом : «Догони мяч», Попади мячом в цель», «Докати мяч», «Толкай ладонями» Толкай развернутой ступней», «Бусины», «Сбор урожая», «Лохматый пес», «Замри», «Смена направления».

Вывод:

В результате занятий фитбол – гимнастикой прослеживается  положительная динамика на состояние здоровья и физическую подготовленность детей, у дошкольников увеличился  интерес к занятиям физической культуры. Снизилась заболеваемость детей. Родители воспитанников стали более заинтересованными и осведомленными, в различных формах оздоровления детей

Литература

  1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В. Г. Алемовская. – М., 1993. – 74 с.
  2. Былеева, Л. В. Подвижные игры: учебное пособие для институтов физической культуры. – Изд. 5-е, перераб. и доп. / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 269 с.
  3. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1986. – 110 с.
  4. Веселовская, С. В. Фитбол тренинг [Текст] / С. В. Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В. Левчинкова // Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. – М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998. – 56 с.
  5. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст]: словарь / Сост. Н. А. Виноградова. – М.: Айрис-пресс, 2005.  – 400 с.
  6. Ефименко, Н. Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения: учебное пособие / Н. Н. Ефименко. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2004. – 64с.
  7. Картушина, М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников: программа развития [Текст] / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
  8.  Кузнецова,  М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий: учебное пособие для воспитателей [Текст]  / М. Н. Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
  9.  Овчинникова, Т. С. Потапчук, А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников: учебное пособие [Текст] / Т. С. Овчинникова. – СПб.: Речь. – 2009. – 176 с.
  10.  Сайкина, Е. Г. Кузьмина, С. В. Теоретико-методические основы занятий фитбол-аэробикой: учебное пособие [Текст] / Е. Г. Сайкина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 114с.
  11.  Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 173 с.
  12.  Соменникова, Н. М., Машина, Т. Н. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитбол-гимнастика: учебное пособие [Текст] / Н. М. Соменникова. – Волгоград: Учитель,2012. – 229 с.

Приложение1

Из истории:

Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.

Какие бывают фитболы:

  • Фитболы бывают разных размеров и расцветок;
  • Мячи могут быть гладкими или с бугорками
  • «массажные»;
  • Мячи с «рожками» или ручкой – для прыжков;
  • Мячи на «ножках» для устойчивости;
  • Мячи двойные.

Вибрационное воздействие мяча -  фитбола

Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека.  Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая возбуждающе.

Цветовое воздействие мяча -  фитбола

  • Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
  • Теплый цвет (красный и оранжевый) – повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
  • Холодный цвет (синий, голубой и фиолетовый) – нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.
  • Желтый и зеленый цвет – нормализуют сердечную деятельность и ЦНС, стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение, помогают при заболеваниях позвоночника, обмена веществ.
  • С помощью цветов можно стимулировать творческую и игровую активность детей, регулировать психоэмоциональное состояние человека.

Рекомендации при работе с фитбол – мячами необходимо учитывать:

  • Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Однако на первых занятиях для большей уверенности ребенка и комфортности обучения следует использовать менее упруго накаченные мячи.

1.Одежда:

  • Для занятий предпочтительно выбирать удобную одежду. Что касается обуви, то заниматься лучше босиком или в удобной обуви на нескользящей подошве.

2. Покрытие для пола:

  • Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, исключаются паркет или каменный пол.

3. Место для выполнения упражнений:

  • В целях профилактики травматизма, сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях 1-1,5 метра друг от друга.

4. Обратить внимание:

Не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.

Основные правила занятий с фитбол - мячом

  • Угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя, должен быть больший, чем 90°;
  • на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи;
  • необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки;
  • ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом, тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;
  • необходимо постоянно контролировать физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием;
  • избегайте использовать мяч, размер которого слишком мал для ребенка - это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;
  • недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии»;
  • необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом»;
  • при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.

Преимущество упражнений с фитболом:

  • оздоровительный эффект;
  • многофункциональность использования фитбола;
  • доступность фитбола для детей, имеющих различные проблемы со здоровьем;
  • эффективность образовательной деятельности достигается положительным эмоциональным фоном при взаимодействие с фитболом.

Этапы освоения упражнений с использованием фитболов:

I ЭТАП. Основные задачи:

  1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
  2. Обучить правильной посадке на фитболе.
  3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

II ЭТАП. Основные задачи:

  1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
  2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
  3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
  4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

III ЭТАП. Основные задачи:

  1. Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
  2. Использовать упражнения с использованием фитбола в режимных моментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий по фитбол-гимнастике для детей старшей, подготовительной группы.

занятия расчитаны на детей старших и подготовительных групп детского сада....

Презентация по теме:"Фитбол - гимнастика для детей"

Презентация была подготовлена для родителей по теме: "Фитбол - гимнастика  для детей"...

Фитбол гимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Фитбол гимнастика для детей старшего дошкольного возраста...

Программа кружка по фитбол гимнастике для детей старшего возраста.

ЦЕЛЬ: популяризация здорового образа жизни; внедрение новых технологий для пробуждения интереса к занятиям физической культурой.ЗАДАЧИ:  обучение детей элементам фитбол- гимнастики; развитие выно...

ПРОГРАММА «Фитбол - гимнастика» для детей дошкольного возраста (5-7лет) (Кружковая работа для высокомотивированных детей)

В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране - около 8 лет. Программы по фитбол- гимнастике и фитбол- аэробике уникальны по ...

Фитбол -гимнастика для детей с ОВЗ (слабослышащие)

1. Теоретическая часть.2. Практическая часть.3. Перспективный план...

Фитбол - гимнастика для детей.

Занимательная фитбол - гимнастика для детей....