Проект «Прыг-скок» (фитбол – гимнастика для детей 4-5 лет)
проект (средняя группа)
Повышение эффективности физкультурной - оздоровительной работы ДОУ посредством комплексного воздействия фитболов на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта стало уелью проекта по ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pryg_skok.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Прыг-скок» (фитбол – гимнастика для детей 4-5 лет)
Тип проекта: долгосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный
Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 года – май 2019 года
Исполнители проекта: воспитатели группы, дети дошкольного возраста 4-5 лет, родители.
Цель проекта: Повышение эффективности физкультурной - оздоровительной работы ДОУ посредством комплексного воздействия фитболов на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта.
Задачи проекта:
Оздоровительные:
- Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
- Развивать силу мышц, формировать правильную осанку.
- Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов.
Образовательные:
- Познакомить детей с фитбол-гимнастикой, основными базовыми положениями и упражнениями на фитбол мяче.
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
- Совершенствовать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки
Развивающие:
- Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
- Развивать музыкально-ритмические и творческие способности детей.
- Стимулировать развитие психических познавательных процессов, эмоций.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно-волевые качества личности, отзывчивость, дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки, саморегуляции поведения, двигательной рефлексии.
- Воспитывать интерес к физическим упражнениям и играм
Ожидаемые результаты
У детей:
- Расширится осведомлённость детей о фитбол-гимнастике;
- Повысится уровень физического развития и оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления.
- Использование фитболов окажет общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребёнка, повысится эмоциональный фон занятий, что вызовет положительный настрой;
У педагогов:
- Расширится осведомлённость педагогов о фитбол-гимнастике;
- Будут использование фитбол-гимнастику в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
У родителей:
- Получат представление об использование фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей в ДОУ;
- Заинтересуются фитбол-гимнастикой, как средством совместного здорового семейного отдыха;
- Будут применять простейшие упражнения фитбол-гимнастики;
- Поднимется интерес у родителей к подвижным и спортивным играм с использованием фитбол мячей.
Актуальность проекта:
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. По результатам исследований специалистов считается, что половина болезней взрослых «заложены» в детстве.
Проблемой является то, что требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических критериев и именно им отвечает методика работы с фитболами, большими оздоровительными мячами.
Это предопределило выбор направления проекта «Прыг-скок»: использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников – фитбол-гимнастика».
Проект «Прыг-скок» - цикл игровых занятий на фитболах, направлен на повышение интереса детей к занятиям по физической культуре и укрепления их здоровья. Занятия-сказки включают в себя сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии что способствует развитию у детей чувства ритма, координации, речи, равновесия, осанки, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Формирование стойкого интереса к физическим упражнениям, привычки к здоровому образу жизни невозможно решить без участия родителей. В рамках реализации проекта родителям малышей будут предложены консультации, совместные занятия и развлечения.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
- Изучить литературу по использованию нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников (фитбол - гимнастики)
- Провести обзор информации в интернете по использованию нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников (фитбол - гимнастики)
- Разработать схему взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса (детьми, родителями и специалистами).
- Описать этапы освоения упражнений с использованием фитболов.
- Определить «золотые» правила фитбол -гимнастики и этапы освоения упражнений.
- Оформить информационный уголок для родителей и сотрудников ДОУ.
- Подготовить консультации, рекомендации для родителей и педагогов.
II этап – реализационный
Совместная деятельность с детьми:
- Беседа «Что такое фитбол»;
- Знакомство с фитбол мячами;
- Знакомство с основными правилами поведения на фитбол мячах;
- Включение «Фитбол-гимнастики» в образовательную деятельность (в режимных моментах);
- Включение спортивных игр с фитболом «Кошки – мышки», «Передай мяч» и др.
- Развлечения с использованием фитбол мячей «Путешествие в зоопарк», «Репка» и др.
- Совместное придумывание с детьми сказок, где главный герой фитбол мяч;
Совместная деятельность с педагогами:
- Консультация «Основные требования к фитбол мячам».
- Мастер класс «фитбол - гимнастика с детьми дошкольного возраста».
Совместная деятельность с родителями:
1. Опрос родителей:
«Здоровый образ жизни».
2. Создание портфолио «Здоровый образ жизни моей семьи».
3. Консультации для родителей.
4. Совместные оздоровительные досуги с родителями, с использованием фитбол мячей.
5. Фотоотчет (по желанию родителей) об использовании упражнений с фитболом дома.
III этап – итоговый
- Создать картотеку упражнений на фитболах для детей 4 – 5 лет.
- Создать цикл обучающих видеоуроков для родителей и сотрудников ДОУ.
- Проделанную работу оформить в виде презентации.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта |
Iэтап (подготовительный) | 03 – 30 сентября 2018 года | - изучение специальной литературы и опыта коллег; - разработка проекта: определение цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; - мониторинг детей младшего дошкольного возраста; - обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. |
IIэтап (реализационный) | 01октября 2018 года по 15 мая 2019 года | - составление перспективного плана для работы с детьми; - проведение специально организованных мероприятий для дошкольников; - обогащение предметно-развивающей среды; - разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей; - взаимодействие с родителями. |
III этап (заключительный) | 15 мая – 30 мая 2019 года | - повторный мониторинг; - анализ полученных результатов; - перспективы работы в данном направлении; |
Перспективный план обучения упражнениям на фитболе
Месяцы | Основные задачи | Рекомендуемые упражнения |
Октябрь Ноябрь | Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Обучить правильной посадке на фитболе. | - «Колобок» прокатывание фитбола : по полу; по скамейке; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров; -«Веселый мяч» передача фитбола друг другу, броски фитбола; -«Стульчик» сидя на фитболе у твердой опороы, проверить правильность постановки стоп(должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу); -сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса, например: а) повороты головы вправо-влево; б) поочередное поднимание рук вперед-вверх-в сторону; в) поднимание и опускание плеч; г) скольжение руками по поверхностям фитбола; д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны; е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой. -игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Докати мяч», «Толкай ладонями, «Толкай развернутой ступней» |
Декабрь Январь | Учить базовым положениям при выполнении упражнений и исходном положении (сидя, лежа, стоя на коленях). | -«Руки в стороны» и.п.: стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны; -«Бег в рассыпную» по сигналу все разбегаются в рассыпную и бегают между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и приседают. Это положение можно пинимать парами у одного фитбола лицом друг к другу; - «Приседания» и.п.: упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1-присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; на счет 2-вернуться в и.п.; -«Горка» и.п.: лежа на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. -«Покачивание». Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально. -«Шагаем по фитболу» и.п.: лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Упражнение можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально; делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад; -«Переходы» переходы из положения сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в и.п. -«Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнять поочередно вдвоем. То же в положении сидя. -и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги – на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем; -«Передача» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем; -«Перекат» и.п.:стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. -игры с фитболом : «Догони мяч», Попади мячом в цель», «Докати мяч», «Толкай ладонями» Толкай развернутой ступней», «Бусины», «Сбор урожая», «Лохматый пес», «Замри», «Смена направления». |
Февраль Март | Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. | -«Покачиваемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень; - «Разминка для боксера» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны – вверх – вперед - вниз. Выполнять прямыми руками круговые вращения -«Покачиваемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень; -«Разминка для боксера» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны –вверх – вниз. Выполнять прямыми руками круговое вращении в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах; -«Качели» и.п.: сидя на фитболе. Выполнить ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу высоко поднимая колени; -игры с фитболом : «Догони мяч», Попади мячом в цель», «Докати мяч», «Толкай ладонями» Толкай развернутой ступней», «Бусины», «Сбор урожая», «Лохматый пес», «Замри», «Смена направления». |
Апрель Май | Научить сохранению правильной осанки и тренировка равновесия и координации. | -«Веселые ножки» поочередно выставлять ноги на пятку вперед в сторону, руки на фитболе; -« Веселые ножки» поочередно выставлять ноги вперед в сторону, на носок; -«Качели» и.п. сидя на фитболе. Выполнить ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу высоко поднимая колени; -«Веселые дорожки» поочередно выставлять ноги на пятку вперед и в сторону, на носок; -«Веселые ручки» то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону; -«Наклоны» наклоняться вперед, ноги врозь; -«Достань носок» наклониться вперед к выставленной ноге с различными положениями рук; -«Наклоны» и. п.: сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны; наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук; -«Пошагаем» и.п. сидя на фитболе, В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами вернуться в и.п.; -«Переход» и.п.: лежа на фиболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея и спина должны быть на одной линии; -«Выше ноги» и.п.: лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать; -«Махи ногами» и.п.: лежа на животе на фитболе, руки на полу в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи над кистями; -«Кит» и.п.: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая их в коленях; -«Вверх ногу» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх; -«Лесенка» и.п.: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередно махи согнутой ногой; -выполнить два предыдущих упражнения из и.п. руки за голову; -«Покачаемся» и.п.: сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться; -«Наклоны» и.п.: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево – вправо. -игры с фитболом : «Догони мяч», Попади мячом в цель», «Докати мяч», «Толкай ладонями» Толкай развернутой ступней», «Бусины», «Сбор урожая», «Лохматый пес», «Замри», «Смена направления». |
Вывод:
В результате занятий фитбол – гимнастикой прослеживается положительная динамика на состояние здоровья и физическую подготовленность детей, у дошкольников увеличился интерес к занятиям физической культуры. Снизилась заболеваемость детей. Родители воспитанников стали более заинтересованными и осведомленными, в различных формах оздоровления детей
Литература
- Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В. Г. Алемовская. – М., 1993. – 74 с.
- Былеева, Л. В. Подвижные игры: учебное пособие для институтов физической культуры. – Изд. 5-е, перераб. и доп. / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 269 с.
- Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1986. – 110 с.
- Веселовская, С. В. Фитбол тренинг [Текст] / С. В. Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В. Левчинкова // Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. – М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998. – 56 с.
- Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст]: словарь / Сост. Н. А. Виноградова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
- Ефименко, Н. Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения: учебное пособие / Н. Н. Ефименко. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2004. – 64с.
- Картушина, М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников: программа развития [Текст] / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
- Кузнецова, М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий: учебное пособие для воспитателей [Текст] / М. Н. Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
- Овчинникова, Т. С. Потапчук, А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников: учебное пособие [Текст] / Т. С. Овчинникова. – СПб.: Речь. – 2009. – 176 с.
- Сайкина, Е. Г. Кузьмина, С. В. Теоретико-методические основы занятий фитбол-аэробикой: учебное пособие [Текст] / Е. Г. Сайкина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 114с.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 173 с.
- Соменникова, Н. М., Машина, Т. Н. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитбол-гимнастика: учебное пособие [Текст] / Н. М. Соменникова. – Волгоград: Учитель,2012. – 229 с.
Приложение1
Из истории:
Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.
Какие бывают фитболы:
- Фитболы бывают разных размеров и расцветок;
- Мячи могут быть гладкими или с бугорками
- «массажные»;
- Мячи с «рожками» или ручкой – для прыжков;
- Мячи на «ножках» для устойчивости;
- Мячи двойные.
Вибрационное воздействие мяча - фитбола
Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая возбуждающе.
Цветовое воздействие мяча - фитбола
- Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
- Теплый цвет (красный и оранжевый) – повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
- Холодный цвет (синий, голубой и фиолетовый) – нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.
- Желтый и зеленый цвет – нормализуют сердечную деятельность и ЦНС, стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение, помогают при заболеваниях позвоночника, обмена веществ.
- С помощью цветов можно стимулировать творческую и игровую активность детей, регулировать психоэмоциональное состояние человека.
Рекомендации при работе с фитбол – мячами необходимо учитывать:
- Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Однако на первых занятиях для большей уверенности ребенка и комфортности обучения следует использовать менее упруго накаченные мячи.
1.Одежда:
- Для занятий предпочтительно выбирать удобную одежду. Что касается обуви, то заниматься лучше босиком или в удобной обуви на нескользящей подошве.
2. Покрытие для пола:
- Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, исключаются паркет или каменный пол.
3. Место для выполнения упражнений:
- В целях профилактики травматизма, сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях 1-1,5 метра друг от друга.
4. Обратить внимание:
Не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.
Основные правила занятий с фитбол - мячом
- Угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя, должен быть больший, чем 90°;
- на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи;
- необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки;
- ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом, тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;
- необходимо постоянно контролировать физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием;
- избегайте использовать мяч, размер которого слишком мал для ребенка - это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;
- недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии»;
- необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом»;
- при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.
Преимущество упражнений с фитболом:
- оздоровительный эффект;
- многофункциональность использования фитбола;
- доступность фитбола для детей, имеющих различные проблемы со здоровьем;
- эффективность образовательной деятельности достигается положительным эмоциональным фоном при взаимодействие с фитболом.
Этапы освоения упражнений с использованием фитболов:
I ЭТАП. Основные задачи:
- Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
- Обучить правильной посадке на фитболе.
- Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
II ЭТАП. Основные задачи:
- Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
- Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
- Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
- Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
III ЭТАП. Основные задачи:
- Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
- Использовать упражнения с использованием фитбола в режимных моментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты занятий по фитбол-гимнастике для детей старшей, подготовительной группы.
занятия расчитаны на детей старших и подготовительных групп детского сада....
Презентация по теме:"Фитбол - гимнастика для детей"
Презентация была подготовлена для родителей по теме: "Фитбол - гимнастика для детей"...
Фитбол гимнастика для детей старшего дошкольного возраста
Фитбол гимнастика для детей старшего дошкольного возраста...
Программа кружка по фитбол гимнастике для детей старшего возраста.
ЦЕЛЬ: популяризация здорового образа жизни; внедрение новых технологий для пробуждения интереса к занятиям физической культурой.ЗАДАЧИ: обучение детей элементам фитбол- гимнастики; развитие выно...
ПРОГРАММА «Фитбол - гимнастика» для детей дошкольного возраста (5-7лет) (Кружковая работа для высокомотивированных детей)
В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране - около 8 лет. Программы по фитбол- гимнастике и фитбол- аэробике уникальны по ...
Фитбол -гимнастика для детей с ОВЗ (слабослышащие)
1. Теоретическая часть.2. Практическая часть.3. Перспективный план...
Фитбол - гимнастика для детей.
Занимательная фитбол - гимнастика для детей....