Картотека зрительной гимнастики.
картотека

Жукова Лариса Сергеевна

«ВОЛШЕБНЫЙ СОН» 

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И рассла-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

 

«БУРАТИНО»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

Превращаюсь в Буратино 

Буду рисовать картину 

Нарисую я пейзаж 

Носик я мокну в гуашь 

Вот и небо чистое,

Солнышко лучистое,

Травка, речка голубая

Я рисую, не моргая,

Будет носик рисовать

Наше зренье улучшать!

«ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ»

Веселый мяч помчался вскачь.

(Дети смотрят вдаль.)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

(Смотрят на кончик носа, вдаль.)

Покатился под ворота,

(Смотрят вниз.)

Добежал до поворота.

(Выполняют круговые движения глазами.)

Там попал под колесо.

Лопнул, хлопнул – вот и все.

(Закрывают глаза.)

«ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ»

Мой веселый, звонкий мяч,

(Посмотреть влево- вправо, вниз - вверх)

Ты куда помчался вскачь?

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз)

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

(Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз)

«АХ,КАК ДОЛГО МЫ ПИСАЛИ»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

(Дети вытягивают вперед ладошку.)

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

(Ставят на ладонь указательный палец другой руки) Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

(Голова все время находится в фиксированном положении.)

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

(Закрывают глаза ладонями.)

 «ОСЕНЬ»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

(Выполняют круговые движения глазами)

Слева - сосны, справа – ели.

(Выполняют движения глазами влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук.

(Выполняют движения глазами вверх – вниз)

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

«ОСЕНЬ»

Жёлтый - красный

Красный – жёлтый

Разный красный.

Жёлтый разный.

(Прослеживание глазами за движением листочка

вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.)

Это ветер листья носит.

Звонкий ветер.

(Движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.)

Это осень…

(Поморгать и закрыть глаза.)

«ЛИСТЬЯ»

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят

(Круговые движения глазами:

налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.)

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной.

(Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.)

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.)

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как листиком шуршу.

(Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.)

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат,

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать

(Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Посмотреть влево – вправо.)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как я листиком шуршу.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.)

«ПРОГУЛКА В ЛЕСУ»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит, смотрят вниз

Слева ель растет - старушка, смотрят влево

Справа сосенки – подружки, смотрят вправо

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево - вправо,

вверх - вниз.

МАССАЖ ГЛАЗ «РАЗДЕВАЕМ ЛУК» 

Сняли тоненький сюртук,

(Потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть.)

Сняли рыжую рубашку,

Сняли желтую рубашку,

(Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему.)

А стянув еще рубашку,

Все заплакали вокруг.

(Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую.)

Вот как мы вчера на кухне

Раздевали сладкий лук.

«ОВОЩИ»

Ослик ходит, выбирает,

(Обвести глазами круг.)

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

(Посмотреть вверх.)

А внизу растет крапива,

(Посмотреть вниз.)

Слева – свекла, справа – брюква,

(Посмотреть влево – вправо)

Слева – тыква, справа – клюква,

(Влево — вправо.)

Снизу – свежая трава,

(Посмотреть вниз.)

Сверху – сочная ботва.

(Посмотреть вверх.)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза))

«ДЕРЕВЬЯ»

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

«ЁЛКА» 

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

(Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

(Посмотреть слева направо.)

Есть на елке даже шишки,

(Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки.

(Посмотреть вниз.)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.)

«КОШКА»

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их руками.

(Закрывают глаза руками.)

«МОЙ ЩЕНОК»

Я щенка нарисовал, милого, смешного. (большой круг) 

В целом мире не найти друга мне такого! (малый круг)

Он протягивает лапу (по траектории восьмерка).

И глядит лукаво.

Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).

Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево)

Убегает вдаль река (посмотрим вниз). 

На другом большом рисунке

Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).

«ОСЛИК»

(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу - свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва,

(Выполняются круговые движения глазами.)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Закрывают глаза.)

«ХОМЯК»

(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)

Хомка - хомка хомячок ,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт

Глазки свои хомка трет.

Поморгает – раз, два, три

Вдох и выдох. Посмотри

Далеко ручей бежит,

На носу комар пищит.

Смотрит хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе…

Осмотрел он все кругом

Прыг! и в норочку бегом!

«ФИЗКУЛЬТУРА»

(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека зрительной гимнастики

Зрительная гимнастика в стихах. Занимательный материал для детей. Формат карточек А6...

Картотека зрительной гимнастики в стихах.

    Картотека зрительной гимнастики в стихах по лексическим темам....

КАРТОТЕКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также...

Картотека зрительной гимнастики для дошкольников

Картотека зрительной гимнастики для дошкольников....

Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Картотека   зрительной  гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...

Картотека зрительной гимнастики ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пятичувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром...