Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики, правого полушария головного мозга, межполушарного взаимодействия. Педагог дополнительного образования Бочарова Светлана Вениаминовна Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки Автор Логинова Г.П. Коррекция динамического праксиса
I блок упражнений.
«Пальчик» (указат. палец) «Зайчик» (2 пальца) «Кулак»
- Начинать с ведущей руки,
- потом дополнительная рука,
- двумя руками одновременно (пальчики, зайчики, кулачки).
- если ребенок справляется, выполнять то же с выключением зрительного анализатора.
Потом прибавляем: "Козу-дерезу" (пальчик – зайчик – кулак + коза) "Кольцо" ("o’key") "Гусь" – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты. "Олень" – подготовка к щелбану (1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие – выпрямлены).
Задача – выработать автоматизм. "Я стукну 1 раз – ты мне покажешь пальчик, 2 раза – зайчик и т.д."
II блок упражнений.
1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок. 2. "Курочка" – веер опущен.
III блок упражнений.
1. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются. 2. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.
IV блок упражнений.
1. "Солнышко" - расставлены пальцы от себя. 2. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить. 3. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед. 4."Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.
Блоки упражнений с включением обеих рук.
1. "Бинокль" – пальцы собраны "Петушки" пальцы расставлены - (Бинокль – петушки; бинокль – олень)
- (Петушки – курочка + бинокль – олень)
2. "Стол" – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает. "Стул" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони короткой стороной. "Кресло" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони длинной стороной.
3. "Ворота" – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы отводятся. "Дорога" – руки выпрямить, большие пальцы спрятать. «Мост» - руки выпрямлены, большие пальцы друг к другу – встречаются фаланги пальцев.
4. "Миска" – крест-накрест согнутые ладошки. "Гнездо" – 2 ладони рядом, чуть заходят одна за другую. "Гнездо с яичками" – 1 ладонь согнута, другая сверху прикрывает.
- (Миска – гнездо + гнездо с яичками)
5. "Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.
- (Пальчик – зайчик – улитка с рожками + улитка с домиком).
6. "Ветки" - ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены. "Корни" – ладони к себе.
- (Солнышко – флажок – ветки – корни)
7. "Ваза" – руки вместе, локти соединены, пальцы согнуты. "Бутон" – руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы разводим. "Цветок" – пальцы раскрыты.
Комплекс упражнений на развитие творческих способностей у детей Авторы: В.Д. Еремеева Т.П. Хризман Развитие правого полушария головного мозга 1. "Ухо-нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.
2. "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
3. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Ри-суйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновре-менной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
4. Упражнение для детей, которые уже умеют хорошо читать. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
желтый синий оранжевый черный красный зеленый фиолетовый желтый красный оранжевый зеленый черный синий красный фиолетовый зеленый синий оранжевый
Комплексы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия
без фиксации взгляда на «Х» с музыкальным сопровождением
I комплекс 1. «Перекрестное марширование». 1-й этап. На счет 1-12 ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). 2-й этап. Далее на счет 1-12 ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движе-ния). 3-й и 5-й этапы – перекрестные движения; 4-й – односторонние. Обязательно условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. («Топ-топ каблучок- 2» трек 10 на счёт 1-12; трек 30 на счет 1-8)
2. «Прыжки на месте». Выполняются с одновременными движениями руками и ногами: - Ноги вместе – руки врозь;
- Ноги врозь – руки вместе;
- Ноги вместе – руки вместе;
- Ноги врозь – руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз. («Топ-топ каблучок- 2» трек 6)
3. «Парад». Марширование на счет: «раз – два – три – четыре». В первом цикле шагов – хлопок руками на счет «раз», во втором цикле – хлопок рукам на счет «два», в третьем цикле – хлопок руками на счет «три», в четвертом цикле – хлопок руками на счет «четыре». Повторить несколько раз.
4. «Змейка». Ходьба, а затем бег «змейкой» (ноги перекрещиваются) с изменением направления движения по команде взрослого (поворот кругом во время бега). Усложнение – ходьба или бег на носках. («Весёлые танцы» трек 3;8 )
5. «Лабиринт». Ребенок обходит стулья с продвижением вперед: справа, слева от стула, над, под ним. Обязательным условием является проговаривание вслух своих действий.
6. «Лежащая восьмерка». Ребенок должен делать движения правой, а затем левой рукой по траектории «лежащей восьмерки» (по три раза). («Топ-топ каблучок- 2» трек 5, 24)
II комплекс 1. «Мельница». Предложить ребенку делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем – правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное. («Весёлые танцы» трек 5 )
2. «Прыжки»:
- Ноги врозь и ноги вместе;
- Ноги врозь и ноги перекрещены – поочередно правая и левая нога впереди; то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой;
- Ноги врозь и руки перед собой параллельно друг другу, руки перекрещены и ноги перекрещены;
С поворотом и без него: - прыжок с поворотом на 1800,
- два прыжка вперед без поворота,
- прыжок с поворотом на 1800,
- прыжок назад и т.д.
(«Весёлые танцы» трек 9 )
3. «Цыганочка». Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Ребенок должен дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в и.п. Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки, при этом согнутая в колене правая нога отводится назад. Вернуться в и.п. Повторить упражнение, но для левой руки и правого колена, правой руки и левой пятки. Весь цикл выполняется 3 раза. («Весёлые танцы» трек 14 )
4. «Руки - ноги». Ребенок должен сделать прыжки с продвижением, используя в качестве ориентира линию на полу, между стопами ног: - Ноги вместе – руки врозь;
- Ноги врозь – руки вместе;
- Ноги вместе – руки вместе;
- Ноги врозь – руки врозь.
(«Весёлые танцы» трек 13 )
5. «Перекрестное марширование». 1-й этап. На счет 1-12 ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). 2-й этап. Далее на счет 1-12 ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движе-ния). 3-й и 5-й этапы – перекрестные движения; 4-й – односторонние. Обязательно условие – на-чинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. («Весёлые танцы» трек 11 на счет 1-8 )
Комплекс упражнений на развитие межполушарного взаимодействия с фиксацией взгляда на «Х» Предварительно нарисуйте на карточке (размером с почтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде буквы «Х». Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя пи этом следующие упражнения.
1. «Марш на месте» Стоя поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене. Кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же справой ногой и левой рукой. Повторить упражнение по 7 раз с каждой ногой. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы»Х» как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушарий мозга. Упражнение помогает двум полушариям действовать согласованно.
2. «Паровозик». Правую руку положить на левое плечо одновременно делая 10-12 мелких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.
3. «Прекрасное марширование». Сделать 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторить «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра – руки вверх. Затем снова повторить упражнение перекрестно. Смотреть при этом на пересечение линий буквы «Х». Упражнение повторять 7 раз по 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием одноименных рук и ног.
4. «Мельница». Выполнять так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно. Это движение сопровождается вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касаться рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию». Время упражнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
5. «Перекрест». Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем перекрестом. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным, равномерным. Необходимо в течение 45 сек смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 сек взгляд переводится на светлый фон. С появлением образа глаза закрываются, а перекрест медленно переносится в область лба, затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяется 3 раза и служит для проверки включения работы правого полушария.
Упражнение «Рисование ленивой восьмёрки» гармоничная работа левого и правого полушарий и каналов восприятия Светлана Мазгутова - Понадобится чистый альбомный лист бумаги (А4) и ручка. Очень важно соблюдать все этапы упражнения, иначе результат будет неточным.
- Нужно найти центр листа (можно сгибать пополам по горизонтали и вертикали) и любым значком пометить верх (в углу поставить стрелочку).
Задача состоит в том, чтобы нарисовать фигуру, похожую на лежащую (ленивую) восьмерку. Причем обе половинки должны быть правильными окружностями с одинаковым радиусом, которые соприкасаются только в одной точке – в центре листа. И использовать как можно большую площадь на листе. - Начинать рисовать той рукой, которую вы считаете главной (у большинства это правая рука). В этом случае линия пойдет от центра вправо вверх. Завершив правую окружность и придя в центр, линия пойдет влево вверх и остановится опять в центре листа. Левша должен действовать зеркально (начинать движение влево вверх).
- Рисовать очень-очень быстро, не дольше, чем полсекунды. Это не касается лишь детей пяти-семилетнего возраста. Они рисуют, как могут.
- Теперь, что бы у вас ни получилось, нужно обвести другой рукой, стараясь точно попадать на линию. Без ограничения во времени и по правилам для левши, если первый (быстрый) вариант был сделан правой. И наоборот.
- И еще раз, держа ручку двумя руками сразу, в “доминантную” сторону.
Рисование идеальной восьмёрки.
Многократное рисование идеальной восьмерки должно гармонизировать работу полушарий и восприятие.
- Если диагностическую восьмерку правша рисует, двигаясь от центра вправо вверх, то коррекционную – влево вверх, как левша. И медленно. С выраженным намерением создать правильную окружность. Глаза неотрывно следят за кончиком карандаша. Коррекционная восьмерка должна быть большой: как минимум размером А4, максимум – мелом во всю доску (в этом случае центр будет напротив переносицы).
- Теперь можете обвести еще и еще раз, поправляя огрехи и приближая форму восьмерки к идеалу.
- Поменяйте руку и соответственно направление движения карандаша.
- Потом двумя руками.
|