Игровой массаж по М.Ю.Картушиной
учебно-методический материал

Бессонова Светлана Витальевна

Игровой массаж  - нетрадиционный вид упражнений, направленный на развитие и совершенствование систем и органов растущего детского организма. Данная методическая разработка предназначена для педагогов, воспитателей, инструкторов по физическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровой массаж в детском саду34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой массаж в детском саду в течение дня

(технология здоровьесбережения по М.Ю Картушиной)

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов.

Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам.

Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре . Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.

2. Обучать элементам массажа.

3. Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей

4. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям

5. Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки. 6. Развивать интеллектуальные функции.

7. Развивать двигательную память.

8. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

9. Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие

Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и Лисонькой, и Снеговичком, Петушком или веселым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:

  1. Вытягиваниие каждого пальца и надавливание на него;
  2. Растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

При массаже других частей тела используем приемы:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • поколачивание.

Ожидаемые результаты применения массажа:

В образовательном направлении:

  • усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить походу тока крови, не массировать лимфатические узлы)
  • умение овладеть простейшими приемами;

в оздоровительном направлении:

  • расширение капилляров кожи;
  • ускорение циркуляции крови и лимфы;
  • усиление функций потовых и сальных желез;
  • влияние на обменные процессы;
  • улучшение подвижности связочного аппарата;
  • побуждение к активности;

в воспитательном направлении:

  • тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
  • развитие положительных эмоций.

Начиная со второй младшей группы, мы используем следующие виды массажа:

  • массаж стоп:

  • ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
  • самомассаж стоп (после сна в игровой форм «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках», см. Приложение);
  • катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажер

№ п.п.

Режимные моменты

Выполняемые виды массажа

1.

Утро

Массаж рук«Мышка»,«Рукавицы»,пальчиковая гимнастика

2.

Утренняя гимнастика

Массаж биологически активных зон «Наступили холода»,

«Снеговик», ходьба по массажным дорожкам.

3.

Время после завтрака

Это время для массажа лучше не использовать. Энергетическая сила рук наиболее эффективна, когда желудок пуст. Во время

пищеварения организм занят самим собой и мало способен к

энергоконтакту.

4.

На занятиях, между

занятиями, физкультминутки

Взаимомассаж спины, самомассаж, массаж тела, массаж лица, массаж биологически активных зон, массаж от простуды.

5.

После занятий, перед

прогулкой

Массаж рук, массаж стоп, ходьба по массажной дорожке

«Обезьянки» (руками и ногами).

6.

На прогулке

Массаж пальцев рук «Рукавицы»

7.

Возвращение с

прогулки, перед обедом

Массаж тела и спины, массаж с использованием массажеров, взаимомассаж.

8.

После сна

Массаж стоп, ходьба по массажным дорожкам, массаж

Биологически активных зон, растирание тела массажной рукавичкой.

9.

Перед ужином

Массаж рук «Строим дом»

10.

После ужина

Ходьба по массажным дорожкам, массаж с использованием

Специальных и самодельных массажеров (по желанию детей).

Литература.

  1. М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим».

Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.

  1. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Массаж биологически активных зон «Снеговик»

(для профилактики простудных заболеваний).

Раз-рука, два -рука. Лепим мы снеговика.

Три-четыре, три-четыре, Нарисуем рот пошире,

Пять- найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз.

Шесть- наденем шляпу косо, Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь– Мы плясать его попросим.


Вытянуть вперед одну руку, потом -другую Имитировать лепку снежков.

Погладить ладонями шею. Кулачками растереть крылья носа.

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.

Погладить колени ладошками.

Массаж биологически активных зон «Труба»

(для профилактики простудных заболеваний).

Ба-ба-ба–

На крыше есть труба. Бу – бу - бу–

Надо чистить трубу. Бы-бы-бы –

Валит дым из трубы. Всех зовем на новоселье! Начинается веселье.

Ла - ла-ла-

На цветке сидит пчела. Ул - ул-ул -

Ветерок подул. Ала-ала-ала -

Пчелка крыльями махала. Ила-ила-ила -

Пчелка мед носила.


Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам - 7 раз.

Кулачкамипровестипокрыльямноса-7раз. Растереть ладонями уши.

Массаж лица «Пчела»

Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам - 7 раз.

Провести пальцамипощекамсверхувниз-7раз.

Кулачкамиэнергичнопровестипокрыльямноса-7 раз.

Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.

Массаж спины «Дождь».

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.

Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам.

Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек. Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят. Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин.


Хлопки ладонями по спине. Поколачивание кулачками. Постукивание пальчиками.

Поглаживание спины ладошками.

Детиповорачиваютсяна180%иделаютмассажещераз.

Массаж спины «Паровоз».

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит:

«Ду – ду!

Я иду, иду, иду!»

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так! Так – так – так!

Так-так-так!»


Поколачивание кулачками.

Похлопывание ладошками.

Дети «паровозиком» уезжают из зала.

Массаж биологически активных зон «Наступили холода» (для профилактики простудных заболеваний).

Ехать в поезде тепло Поглядим -ка мы в окно.

А на улице зима,

Наступили холода.

Давайте сделаем массаж от простуды.

Да-да-да -

Наступили холода. Да-да-да -

Превратилась в лед вода. Ду – ду - ду -

Поскользнусь я на льду. Ду - ду- ду -

Я на лыжах иду. Ды – ды -ды -

На снегу есть следы. Ди -ди- ди-

Ну, заяц, погоди!


Потереть ладошки друг о друга.

Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.

Указательными пальцами помассировать крылья носа. Растереть ладонями уши.

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны - к середине лба.

Хлопки в ладоши. Погрозить пальцем.

Массаж спины «Суп»

Детивстаютдругзадругом,кладутладонинаспинувпередистоящегоребенка.

Чики - чики - чики-ща! Вот капустка для борща. Покрошу картошки, Свеколки, морковки, Полголовки лучку

Да зубок чесночку. Чики - чок, чики - чок — И готов борщичок.

(М.Богородицкая)


Похлопывают ладонями ,Постукивают ребрами ладоней.

Поколачивают кулачками. Поглаживают ладонями.

Жа - жа- жа-

Мы нашли в лесу ежа.

Жу- жу - жу -

Подошли мы к ежу. Ужа-ужа-ужа -

Впереди большая лужа. Жок – жок - жок -

Надень, ежик, сапожок.


Массаж лица «Ежик»

(с проговариванием чистоговорки).

Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.

Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7раз.

Приставить ладони ко лбу как бы сделав козырек, и растереть лоб движениями в стороны - вместе. Кулачками массировать крылья носа.

Массаж биологически активных зон,

предотвращающий простудные заболевания.

Тили - тили - тили бом! Сбил сосну Зайчишка лбом! Жалко мне Зайчишку,

Носит Зайка шишку. Поскорее сбегай в лес,

Сделай Заиньке компресс.

Утром Лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала - Ручки, ножки и бока.

Вот

Какая

красота!

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса! До чего же хороша!

Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.

Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.

Раздвинуть указательный и средний пальцы,

Остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

, поставив руки на пояс и выпрямив спину.

Массаж рук «Рукавицы»

Вяжет бабушка Лисица Всем лисятам рукавицы: Для лисички Оли,

Для лисенка Коли, Для лисички Маши, Для лисенка Саши,

А для Катеньки-лисички– Ма-аленькие рукавички! В рукавичках – да-да-да

Не замерзнем никогда!


Имитация вязания.

Поочередное загибание пальцев ,начиная с большого, заканчивая мизинцем.

Показываем, какие. Растирание ладоней. Хлопки руками.

Массаж ног «Курочки и петушок».

Наседка нередко ругала цыплят:

«Кончайте клеваться, кому говорят! Кто много клюется ,тот мало клюет, Кто мало клюет, тот плохо растет, Кто мало растет, тот болен и худ, Кто худ и бессилен, того заклюют!»


Поглаживание подъема ноги. Массаж щиколоток.

Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх. Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.

Поглаживание ноги ладонями. Поглаживание коленок.

Пальчики на ножках, Как на ладошках.

Я их смело покручу И шагать научу.

Разведу вперед-назад И сожму руками.

Здравствуйте, пальчики, Гномики лесные!

Здравствуйте, пальчики, Игрушки заводные!


Массаж ступни и пальцев ног.

Дети (босиком) массируют, «вращают»руками пальчики на ногах.

Один палец тянуть рукой на себя, другой - от себя.

Сжимание ладонями пальцев ног.

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два ,три, четыре, пять— Будем листья собирать.

Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба

Мы соберем Маме осенний Букет отнесем.

Песню осеннюю Маме споем.


Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать поочередно пальцы: большой,

указательный, средний, безымянный, мизинец.

Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

Упражнение на релаксацию

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже— Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим.

Ой, как пахнет здесь весной. Но нам пора уже домой.


Прикасаться поочередно подушечками пальцев друг к другу, начиная с большого.

Сжимать и разжимать пальцы. Покачать расслабленными руками.

Спрятать руки за спину, голова поднята, спокойное дыхание через нос.

Массаж биологически активных точек

«Что делать после дождика»

Для профилактики простудных заболеваний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой массаж.

Интерпретация и адаптированный вариант методик     спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки. Закаливающее дыхание. Массаж рук, ушных раковин,стоп....

Игровой массаж

ИГРОВОЙ МАССАЖИнтерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки....

Игровой массаж бельевыми прищепками для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики и повышения иммунитета детей.

Целители Древнего Востока знали, что на поверхности тела человека несколько сотен биологически активных точек и зон. Известно, что управлять своим здоровьем можно при помощи стимуляции биологически ак...

Игровой массаж пружинками для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета

Массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок,  плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша не только оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммун...

Игровой массаж шестигранными карандашами для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета

Просто и эффективно развиваем речь и мелкую моторику наших ребятишек с помощью обыкновенных шестигранных карандашей, кторые есть в каждом доме и в  каждом классе !!!С уважением, Галина Николаевна...

Игровой массаж каштаном для активизации речи, развития мелкой моторики и повышению иммунитета

Учёные доказали, что развитие мелкой моторики  напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти, способствует интеллектуальному развитию детей. Все дело в головном мозге человека, а точ...

Игровой массаж шариком Су-Джок для активизации речи, мышления, мелкой моторики и иммунитета детей

Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себ...