Проект "Неболейка"
проект (младшая группа)

Егорова Валерия Викторовна
Проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zozh_neboleyka.docx50.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 87 «Ласточка»

г. Смоленск

Проект по здоровьесбережению

для детей младшего дошкольного возраста

«Неболейка»

                                                                                       

 Подготовила и провела: Егорова Валерия Викторовна

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=657ea4e5bb19f0b355885d411aa47c19e3d1facd-10151263-images-thumbs&n=13

                                                 

                                                         

                                                     

2023г

Актуальность проекта:

За время моей работы в детском саду, я не могла остаться в стороне от такой проблемы как высокий уровень заболеваемости детей дошкольного возраста.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему

относиться?

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

  Итак, в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

     Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, а также само оздоровление детей стало причиной создания этого проекта.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей

Задачи:

1.Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье

 2.Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья

3.Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми

 4.Создание здоровьесберегающей среды в группе

 5.Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма

 6.Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья.

 Ожидаемые результаты: улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния; благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) оптимальное функционирование организма; формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни; сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек; повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды

Предполагаемые результаты:

- сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;

- взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.

Взаимодействие с родителями: консультации:

 «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников»;

 «Здоровый образ жизни в семье»; 

«Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей»;

 «Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста»;

 «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни»; оформление папки – передвижки «ЗОЖ ребёнка».

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Физкультурный уголок в группе.

2. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.

3. Методический инструментарий.

4. Подборка методической литературы «Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста».

Содержание проекта:

1 этап: подготовительный

- Сбор информации: подборка иллюстраций, набор игр и упражнений, знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.

2 этап: практический - реализация проекта

- перспективное планирование;

- проведение цикла тематических мероприятий;

- организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

- физкультурные занятия;

- самостоятельная деятельность детей;

- подвижные игры;

- утренняя гимнастика;

- двигательно-оздоровительные физкультминутки.

Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).

• Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».

• Воздушное контрастное закаливание.

Здоровьесберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

     Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

     Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

     Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

     Гимнастика для глаз – в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

     Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

     Гимнастика после сна – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Календарно-тематическое планирование

по формированию у детей средней группы

навыков здорового образа жизни

Сентябрь

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

Беседа «Дружи с водой»: Продолжать формировать навыки личной гигиены.

Дети  рассматривают  рисунки. Отвечают на вопросы: зачем моется человек? Что может случиться с грязнулей?

Дыхательная гимнастика «Подуй на варенье», «Ветерок».

Гимнастика для глаз «Тренировка», «Мой весёлый, звонкий мяч»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Октябрь

Занятие «Хозяйка с базара пришла». Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.

Беседа «Витамины на столе очень нужные тебе».

Самомассаж «Нарисуй загадку-получи отгадку».

Дыхательная гимнастика «Подуй на варенье»

Пальчиковая гимнастика «Лук», «Собирали урожай».

Ноябрь

 «Микробы вокруг нас». Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.

 Дать  детям  представление  о  том,  что  микробы бывают  разные:  полезные  и  вредные  (болезнетворные),  они  могут  жить  вне  и внутри  человеческого  организма;  пути  проникновения  микробов  в  человеческий организм.  Когда тело чистое, ему ничто не грозит. Подвести детей к пониманию, что болезни появляются от микробов, попавших внутрь организма человека. Дети, рассматривая рисунки, рассказывают, каким способом попадают микробы в организм человека.

Беседа «Как  вести  себя  во  время  болезни»: Дать  детям  возможность рассказать друг другу,  что  они  знают  о  болезнях,  как  они  себя  чувствовали,  когда  болели,  что именно у них болело.

Беседа «Не румяный гриб в лесу, а простудный грипп в носу». Цель: профилактика инфекционных заболеваний

Самомассаж «Моем голову чисто, чисто».

Пальчиковая игра «Расческа».

Декабрь

Беседа: «Правила движения достойны уважения». Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик»

Занятие : «Колобок и дорожные знаки». Цель: Познакомить детей с основными дорожными знаками.

Сюжетно-ролевая игра «Дорога».

Просмотр мультфильмов «Правила дорожного движения»

Беседа «Безопасное поведение на зимней улице».

Январь

Беседа «Зимние виды спорта».

Гимнастика для глаз «Снегопад».

Пальчиковая гимнастика «Снежинка», «Снежный ком».

Викторина «Что я знаю о здоровье»

Беседа: «Соблюдаем гигиену». Цель: продолжать формировать устойчивые культурно – гигиенические навыки.

Февраль

Занятие : «Как устроено мое тело». Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.

«Чтобы  глаза  видели»:  Дать  представление  о  верных  помощниках  -  глазах. Органы  зрения  у  зверей  и  человека.  Как  нужно  заботиться  о  них.  Рассказ воспитателя  о  значении  зрения  в  жизни  животных  и  человека.  Поэтому  зрение надо беречь. Рассмотреть картинки с изображением ситуаций и с помощью игры

«Полезно  -  вредно»  закрепить  данные  знания.  Предложить  детям  сделать научиться делать гимнастику для глаз.  

«Чтобы  уши  слышали»:  Дать  представление  о  верных  помощниках  -  ушах. Органы слуха у зверей и человека. Как нужно заботиться о них. Воспитатель  предлагает  закрыть  ушки  детям  и  произносит  потешки  и  просит повторить.  Рассказ воспитателя о значении слуха  в  жизни животных и  человека. Рассмотреть  картинки  с  изображением  ситуаций  и  с  помощью  игры  «Полезно  - вредно»  закрепить  данные  знания.  Предложить  детям  научиться  делать самомассаж ушей.

Развлечение: «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение).

 Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.

Март

«Крепкие-крепкие  зубы»:  Дать  представление  о  пользе,  значении  и  защите зубов. Познакомить детей с правилами ухода за зубами.

Враги  зубов  (микробы,  сладкое  и  мучное, механическое  повреждение,  нехватка  витаминов).  

Дидактическая игра «Что полезно и что вредно для зубов»  

Самомассаж «Змейка», «Точки».

Гимнастика для глаз «Радуга»

Апрель

Беседа: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры). Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке

Дидактическая игра «Первая помощь».

Коррегирующая гимнастика «Надуй шар, сдуй шар».

Профилактика плоскостопия «Камушки», «С кочки на кочку»

«Спокойной  ночи» Важно  формировать умение  чутко прислушиваться к  своему организму,  чтобы  помогать  ему  ритмично  работать,  вовремя  реагировать  на сигналы «Хочу спать». Обратить внимание на чувство усталости и как его можно устранить. Рассматривание  с  детьми  картинок, кто  из  животных  как  спит.  Как  спит  человек. Рассказать,  почему  сон  необходим.  Об  отдыхе  и  сне  надо  заботиться.  Беседа  с детьми о том, чего не надо делать перед сном.

Май

Беседа «Растения вокруг нас».

 «Витамины на окне» (с элементами практических действий). Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

«Безопасность  при  общении  с  животными»:  Животных  надо  любить.  Но  при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасны. Дать  детям  представление  о  том,  что  от  кошек  и  собак  людям  передаются болезни  (чесотка,  лишай,  бешенство).  Бешенство  -  очень  опасная  болезнь, которая  может  возникнуть  после  укуса  животных.  От  нее  можно  даже  умереть, если  не  лечиться.

Этюды на расслабление

«Правила поведения с незнакомыми людьми». Цель: научить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми.

3 этап: заключительный:

- подведение итогов.

Продукт проектной деятельности:

- тематический план проекта;

- оформление стенгазеты «ЗОЖ нашей группы»;

- оформление папки – передвижки «ЗОЖ ребенка»;

- проведение спортивного развлечения «В городе Здоровячков»;

- информационный материал в родительском уголке «Детское здоровье»;

- получение детьми знаний о ЗОЖ;

- повышение эмоционального, психологического, физического здоровья;

- повышение гигиенической культуры;

- улучшение соматических показателей здоровья;

- отчет на сайте детского сада.

Д/И "Четвертый лишний"

СРИ "Больница"

Гимнастика после сна. Профилактика плоскостопия.

Зарядка

П/И "Серсо"

П/И "Солнышко и дождик"

Досуг «Путешествие в Королевство Неболеек»

Аппликация "Украсим шапочку"

Двигательная деятельность

Конструирование "Строим больницу"

Чтение художественной литературы

ООД "Дружим с водой"

Разгадывание загадок по гигиене человека

Д/И "Волшебный мешочек"

Идем на прогулку

Двигательная деятельность

Спортивное развлечение «В здоровом теле - здоровый дух

Методическая литература:

  1. Ю. Ф. Змановский  Программа «Воспитываем детей здоровыми»
  2.   Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
  3.  Программа «Здоровый ребёнок», разработанная коллективом ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей от 1,5 до 7 лет
  4.   Программа  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  5.  Алямовская, В.Г.  Как воспитать здорового ребенка
  6.  Береснева З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой,  Л.Н.Волошина.