Обучение правильному дыханию – основная форма физического воспитания детей с ослабленным здоровьем
консультация

Акулина Наталья Николаевна

Обучение правильному дыханию – основная форма физического воспитания детей с ослабленным здоровьем

Основой нашей жизни является дыхание, которое так естественно, что мы его не замечаем. Однако, когда мы напряжены физически или психологически, наше дыхание учащается. Мы не только замечаем его, но и испытываем дискомфорт из-за одышки или нехватки воздуха.

Что мы знаем о правильном дыхании — основе жизни — здоровья и долголетия? Знаем, что нам нужен кислород, что нужно дышать через нос, поскольку воздух в носу согревается, очищается от пыли и микробов. Знаем — нужно чаще бывать на воздухе, проветривать помещения, где находимся.

 

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Помимо частых ОРЗ, малыш с плохо развитой дыхательной системой, как правило, отличается бледностью, сонливостью и медлительностью. Он привыкает дышать ртом и не очень развит физически — имеет слабую мускулатуру.

На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022.docx507.69 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа в Капотне»

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru

ОГРН 1037700077403

http://kapotnya.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723138571/772301001

САМООБРАЗОВАНИЕ

Обучение правильному дыханию – основная форма физического воспитания детей с ослабленным здоровьем

Подготовила: инструктор по физкультуре

Акулина Наталья Николаевна

 Москва 2022

Обучение правильному дыханию – основная форма физического воспитания детей с ослабленным здоровьем

Основой нашей жизни является дыхание, которое так естественно, что мы его не замечаем. Однако, когда мы напряжены физически или психологически, наше дыхание учащается. Мы не только замечаем его, но и испытываем дискомфорт из-за одышки или нехватки воздуха.

Что мы знаем о правильном дыхании — основе жизни — здоровья и долголетия? Знаем, что нам нужен кислород, что нужно дышать через нос, поскольку воздух в носу согревается, очищается от пыли и микробов. Знаем — нужно чаще бывать на воздухе, проветривать помещения, где находимся.

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Помимо частых ОРЗ, малыш с плохо развитой дыхательной системой, как правило, отличается бледностью, сонливостью и медлительностью. Он привыкает дышать ртом и не очень развит физически — имеет слабую мускулатуру.

На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.

Наряду с этим, существуют и упражнения, напротив, нацеленные на тренировку быстрого дыхания. Они имеют свою пользу — помогают укреплению носоглотки и гортани.

Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).

Игры на дыхание

Педагог не просто предлагает дошкольникам выполнить определённые полезные упражнения, а представляет их в форме увлекательной игры. 

«Создать свой оркестр» — одним «музыкантам» раздаются дудочки, другим — губные гармошки. В результате ребята интересно проводят время, укрепляя при этом своё дыхание.

 «Воздушный футбол», в котором, чтобы устроить гол, по мячику нужно не бить, а дуть на него, загоняя в ворота.

 «Зеркало запотело» Маленьким творческим натурам будет интересно сильно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку.

«Снегопад» Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.

«Чей паровоз громче гудит» Каждый ребёнок получает пустой пузырёк и изо всех сил дует в него, так чтобы был слышен свист. Масса положительных эмоций детям обеспечена.

«Волшебные коробочки» (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.

«Праздник мыльных пузырей» Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением.

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:

  • Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
  • Очень полезно делать гимнастику на улице. Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя), обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире. А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
  • Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
  • Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.
  • Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
  • Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
  • Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность.
  • Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.
  • В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.
  • Одно и то же упражнение с течением временем можно усложнять. Например, не просто греть ручки после прогулки — направлять на них глубокое тёплое дыхание, а сопровождать свои действия протяжным произношением гласных звуков («а», «о», «у»).

В каждом возрастном периоде воспитанникам ДОУ предлагаются свои дыхательные упражнения, различающиеся по степени сложности.

Воспитанники младшей группы дуют на подвешенные шарики

Девочка дует на одуванчик

Мальчик и девочка дуют на пластиковые колёса

Первая и вторая младшие группы

  • «Насосы». На вдохе малыши приседают, а на выдохе возвращаются в исходное положение.
  • «Рубим дрова». И. п. — стоя. На вдохе руки поднимаются, а на выдохе — вытягиваются вперёд, как будто дети рубят дрова.
  • «Трубач». И. п. — стоя либо сидя, ручки сложены в виде трубочки у рта. Малыши глубоко вдыхают воздух, а когда выдыхают, громко говорят «п-ф-ф».
  • «Паровозик». Дошкольники ходят по групповой комнате друг за дружкой и имитируют движения колёс паровоза. На выходе нужно ритмично приговаривать «чух-чух».
  • Дети лежат на ковре, у каждого на животе находится мягкая игрушка. Её нужно покатать на «воздушном шарике»: на вдохе животик с игрушкой поднимается, а на выдохе опускается.
  • «Часы». И. п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Воспитанники делают махи руками, приговаривая «тик-так».
  • «Петушки». И. п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. На вдохе малыши поднимают руки в стороны, а на выдохе хлопают себя по бёдрам с криком «ку-ка-ре-ку».
  • «Сердитый и довольный ёжик». Дошкольники низко наклоняются, опускают голову, обхватывают тело руками и вместе с выдохом говорят «п-ф-ф» (сердитый ёжик). Затем это же упражнение сопровождается звуком «ф-р-р» (довольный ёжик).
  • «Лягушонок». На вдохе малыши приседают, а вместе с выдохом выпрыгивают вверх. При приземлении нужно сказать «ква-ква».
  • «Заблудились в лесу». Воспитатель просит дошкольников представить, что они оказались в лесу. Необходимо вдохнуть, а на выдохе произнести «ау». Каждый раз меняется громкость или интонация (ребята повторяют за педагогом), слова сопровождаются поворотом влево или вправо.
  • «Весёлая пчела». На выходе малыши жужжат, как пчёлки («з-з-з»). Каждый раз взгляд направляется на разную часть тела (нос, руку, ногу — туда села пчела).
  • «Листопад». На ладошках у воспитанников листочки из тонкой бумаги. Нужно устроить листопад — сдуть их.
  • «Снегопад». Аналогичное упражнение с ватными «снежками».
  • «Кораблик». В тазике с водой находится бумажный кораблик. Ребёнок должен глубоко вдохнуть, а затем плавно и долго дуть на кораблик, чтобы он поплыл.
  • «Ледоход». На макет речки (из синего картона) помещаются кусочки пенопласта («льдинки»). Педагог показывает кораблик: он не может проплыть по реке. Задача малышей — подуть и разогнать льдинки.

Каждое упражнение повторяется 5–6 раз.

Мальчик и девочка дуют на кораблики в тазике

Примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в младших группах

Название

Текст и упражнения

«Самолёт»

Самолётик-самолёт (Развести руки в стороны ладошками вверх, поднять голову, вдох)
Отправляется в полёт. (Задержать дыхание)
Жу-жу-жу, (Поворот вправо)
Жу-жу-жу. (Выдох, произнести ж-ж-ж)
Постою и отдохну. (Встать прямо, опустив руки)
Я налево полечу, (Поднять голову, вдох)
Жу-жу-жу, (Поворот влево)
Жу-жу-жу. (Выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну. (Встать прямо, опустив руки).

«Мышка и мишка»

У мишки дом огромный, (Выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки — очень маленький. (Присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке, (Походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. (Развести руки в стороны, походить на пяточках).

«Бегемотики»

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали. (Лечь на пол и глубоко дышать)
То животик поднимается, (Вдох)
То животик опускается. (Выдох)
Сели бегемотики,
Потрогали животики. (Сесть на пол, ноги вытянуты, руки упираются сзади в пол)
То животик поднимается, (Вдох)
То животик опускается. (Выдох).

Средняя группа

С ребятами 4–5 лет проводятся следующие дыхательные упражнения:

  • «Воздушный шар». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль тела. Воспитатель просит ребят понаблюдать за своим животом, как он попеременно то поднимается, то опускается. Дети оценивают, насколько высоко и быстро поднимается живот.
  • «Огнедышащий дракон». Дети закрывают любую ноздрю, через другую медленно втягивают воздух. Выдыхается он уже через другую ноздрю.
  • «Трубочка». Ребята вытягивают губы трубочкой и резко вдыхают много воздуха. Затем нужно задержать дыхание и выдохнуть уже через нос, подняв голову вверх.
  •  «Ушки». Дошкольники покачивают головой влево-вправо. При вдохе нужно стараться дотронуться головой до плеча, плечи при этом остаются неподвижными.
  •  «Варим кашу». Ребята сидят в кругу. Кашка начинает вариться: дети выпячивают животы, громко вдыхают и на выдохе медленно говорят «ш-ш-ш».
  • На столике лежат бумажные бабочки. Два-три ребёнка меряются силами — выясняют, кто сильнее дунет на бабочку, чтобы она улетела дальше других.
  • «Воздушный футбол». Дети играют парами: поочерёдно дуют через соломинку на ватный шарик. Цель — загнать его в ворота противника.
  • «Чей карандаш быстрее?». Суть игры — дуть на карандаш (имеющий гладкую поверхность), чтобы он покатился на другой край стола. Играть могут 2 ребёнка — они сидят один напротив другого и перекатывают предмет друг другу. А можно организовать соревнование и дуть параллельно на 2 карандаша.

Две девочки играют в воздушный футбол

Примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в средней группе

Название

Текст и упражнения

«Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу. (Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу — налево посвищу, (Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо. (Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх, (Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака. (Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю. (Круговые движения руками).

«Подуем на плечо»

Подуем на плечо, (Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой — подуть на плечо)
Подуем на другое. (То же самое в другую сторону)
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой. (Голова прямо, вдох носом)
Подуем на живот,
Как трубка станет рот. (Опустить голову, подбородком касаясь груди, вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох)
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять. (Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой).

Старшая и подготовительная группы

  •  «Качалка». Дети, сидя на стуле (руки на коленках), раскачиваются из стороны в сторону, на выдохе произносят «о-о-ох».
  • «Достань до пола». Из положения (руки вытянуты вперёд) стоя дети наклоняются. Следует сделать медленный вдох и прикоснуться руками к полу. При этом на выдохе произносится «ха-а-а».
  • Прыжки. Дети подпрыгивают на двух ногах, сопровождая каждый прыжок выкриком «ха» на выдохе. Дыхание при этом должно быть ровным. Несколько прыжков чередуются с ходьбой на месте.
  • «Задуй свечу». И. п. — сидя. Педагог просит дошкольников представить перед собой одну большую горящую свечу и погасить её коротким резким выдохом. Затем нужно вообразить 3 небольших свечи и задуть их тремя короткими выдохами.
  • У каждого воспитанника в руках узкая бумажная ленточка. На выдохе нужно поднести её ко рту и чуть наклониться.
  • «Роза и одуванчик». И. п. — стоя. Воспитатель просит ребят представить, что они вдыхают аромат розы — они должны сделать глубокий вдох носом. Потом дети воображают, что они дуют на одуванчик — делается мощный выдох ртом.
  • «Хомячок». Дошкольники изображают хомячков — надувают щёчки и ходят по комнате примерно 10 секунд. Затем следует хлопнуть себя по щекам — выпустить воздух, расслабиться. После этого быстро подышать носом, словно вынюхивая запах еды.
  • «Комарики». Ребята резко ударяют себя по спине, обхватывая руками тело (словно образуя петлю), при этом выполняется резкий выдох ртом.

Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Главное — подключить фантазию и иметь желание порадовать детей. Можно воспользоваться следующими идеями:

  • «Волшебный домик». Большая коробка обклеивается яркой бумагой, формируется крыша дома. К фасаду прикрепляется новогодний «дождик», а под ним можно помещать картинки (согласно изучаемой теме). Чтобы определить, кто находится в домике, дошкольнику нужно подуть на блестящий «дождик».
  • «Лесная полянка». Коробка из-под конфет или печенья обклеивается красивой самоклеящейся плёнкой. Внутри прикрепляются крупные изображения цветов. Бумажные бабочки подвешиваются на нитки. Ребёнок должен подуть на бабочку — тогда она сядет на цветочек.
  • «Грибочки спрятались». На картинке грибочки прячутся под опавшими листьями. Задача ребёнка — сдуть листики, чтобы увидеть грибы.
  • «Зайчики играют в прятки». Задание аналогично предыдущему, только найти нужно зайчиков, которые прячутся под травкой.
  • «Солнышко и тучки». Воспитатель предлагает ребёнку превратиться в мощный ветер, который прогонит тучки, и тогда засияет солнышко.
  • «Гусеницы и яблоки». Прожорливых гусениц нужно прогнать с яблочка, чтобы они его не съели (подобная идея — пчёлы и банка с вареньем).
  • Мини-футбол. Коробка из-под конфет обклеивается бумагой, внутри устанавливаются ворота из пластиковых контейнеров. Играют 2 дошкольника. Задача — с помощью лёгкого пластмассового мячика забить гол сопернику.
  • «Волшебные бутылочки». В каждой бутылочке находятся атрибуты определённого времени года — снежинки из кусочков салфеток, жёлтые листья из цветной бумаги, цветочки, листики. В крышках через отверстия вставлены трубочки. Если в них подуть, то начинается настоящее чудо-листопад, снежная буря, кружение листочков.
  • «Сдуй шапку с одуванчика». К центру цветочка крепятся лепестки на ниточках. Если на них подуть, то они разлетаются в стороны.
  • «Узнай тайну ракушки». Верхняя часть бумажной ракушки открывается, если подуть на неё (деталь прикреплена ниткой к краю основы). Внутри можно увидеть жемчужину.
  • «Обжорки». Разноцветные шарики-помпончики нужно задувать в ворота, представленные в виде ротика забавного существа. Участвовать в игре могут одновременно до трёх детей.
  • Замечательным тренажёром является знакомая всем простая игрушка — вертушка. Малышам нравится наблюдать, как ветер приводит в движение яркие элементы.

Пособия для дыхательной гимнастики

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/akvarium-600x450.jpg

Если дуть на рыбок, то они начнут двигаться, как в настоящем аквариуме

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/uznay-taynu-rakushki-600x407.jpg

Чтобы узнать тайну ракушки, нужно сдуть с неё крышку

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/07/volshebnye-butylochki-600x400.jpg

Если подуть через соломинку в бутылочку, произойдёт чудо, например, начнётся снегопад или листопад.

При работе со старшими дошкольниками для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки. Педагог не объясняет задание, он просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок:

  • Свеча. Её нужно задуть.
  • Роза. Дети глубоко вдыхают её аромат.
  • Одуванчик. Нужно очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки.
  • Спущенная шина на велосипеде или автомобиле. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом, а потом постепенно ослабляют звук «с», воспроизводя звук проколотой резины, когда из неё выходит воздух.
  • Воздушный шарик. Малыши его надувают с помощью нескольких выдохов.
  • Ветер. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом. Потом на одном выдохе попеременно то усиливают, то ослабляют звук «ввввв», имитируя свист ветра.
  • Пила. Сидя на стульях, ребята разбиваются на пары и берутся за ручки либо правыми, либо левыми руками. Выполняются движения, воспроизводящие процесс пиления дров — одно движение на входе, другое — на выдохе. При этом вдох делается носом, а выдох ртом.
  • Подводный мир. Дети зажимают носики и приседают, словно спрятались под воду. Так просидеть нужно 20–30 секунд, затем вставь и сделать глубокий вдох.

Информацию по дыхательной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дыхательная гимнастика как один из основных форм физического воспитания детей"

Обучение правильному дыханию-одна из основных форм физического воспитания детей.Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена вещест...

Дыхательная гимнастика как один из основных форм физического воспитания детей.

Обучение правильному дыханию-одна из основных форм физического воспитания детей.Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмен...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет"

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет» 1. Водная часть. Мотивация. Охрана жизни, укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников оста...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...