Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, а еще лучше с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Во-первых, обязательным условием является постоянное наблюдение за самочувствием, наблюдением за индивидуальной реакцией детей. Во-вторых, все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. В-третьих, при проведении игрового самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. В-четвертых, выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также выразительное, эмоциональное разнообразие речи педагога с различной интонацией. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И тогда вы увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников. Эти игровые самомассажи вы можете включать не только в режимные моменты дня, в комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна, на занятиях хатха-йоги.
Картотека игрового самомассажа.
В данной картотеке «Игрового самомассажа» подобраны упражнения игрового самомассажа и опробированные с детьми на занятиях «Веселой йоги» в нашем детском саду.
«Лечим медвежонка» (слайд)
(массаж шеи и грудной области)
Медвежонок наш простужен,
Мёд ему сегодня нужен.
Мы дадим ему на ужин. (Поглаживание шеи от подбородка к грудному отделу.)
А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживание области грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)
«Бурундук»(слайд)
(самомассаж лица)
Щёчка, щёчка – два мешочка. (Массируют щёки)
Три-четыре корешочка. (Проводят пальцами от середины лба до подбородка.)
Лапкой в щёчку –
Стук, стук: - На здоровье, Бурундук! (Стучат кулачками по щекам.)
«Жаворонки»(слайд)
(массаж биологически активных зон кожи)
Жаворонушек на проталине распевает, (Проводят большими пальцами по шее от подбородка вниз.)
Он зовёт весну красную, вызывает. (Кулачками энергично проводят по крыльям носа.)
Не летать снегам в чистом поле, растопились,
(Массируют лобную зону – от середины лба к вискам.)
Буйной реченькой в сине море укатились. (Сделав из указательного и среднего пальцев «вилочку», энергично растирают ушную зону.)
«Дятел»(слайд)
(массаж спины)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами.)
Клювом, клювом он стучит,
Дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками.)
Дятел в дуб всё тук да тук…
Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней.)
Дятел клювом постучал, постучал и замолчал. (Поглаживают ладонями.)
Самомассаж лица «Путешествие»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, хлопают в ладоши
Наши ушки слышат стук
Вот ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга
Теперь в ладоши громко бей, хлопки
А теперь ты их согрей. ладони на щёки
К путешествию готовы? кулаки на коленях
Да! руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. руки вытянуты в стороны, ладони напряжены
Мы теперь на корабле, ладони лодочкой,
Нас качает на волне. одна вверх, вторая вниз
Едет поезд, ребром ладони двигаем по коленям
Колеса стучат. кулачки стучат по коленям
В поезде много веселых ребят. подушечками пальцев поочередно нажимаем на
колени
Самомассаж «Зима»
Вперед рука, назад рука.
Разогрели их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (соединить ладони вместе и потереть ими до нагрева)
Подойдет ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос! (слегка подергать кончик носа)
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь! (указательным пальцем массировать точку под носом)
А мороз сильней-сильней! (указательными пальцами нажимать точки у рта в
Самомассаж «Ушки за макушки» • Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».
1.«Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
2.«Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
3.«Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить(до 10 раз)
4.«По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). (Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
«Мышка» (массаж кистей рук)
Маленькая мышка в норке
Тихо грызла хлеба корку. (Дети скребут ногтями по коленям.)
«Хрум, хрум!» - что за шум? (Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.)
Это мышка в норке хлебные ест корки. (Растирают ладони друг о друга).
«Воробей» (массаж лица)
Сел на ветку воробей и качается на ней (Двумя ладонями провести от бровей до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.)
Раз-два-три-четыре-пять – не охота улетать. (Массировать височные впадины указательными пальцами обеих рук, совершая вращательные движения.)
Самомассаж «Блины» под стихотворение М. Кортушиной
Ой, лады! Ой, лады!
Мы блинов напекли. (Дети хлопают: то одна рука сверху, то другая).
Первый дадим зайке,
Зайке - попрыгайке,
А второй – лисичке,
Рыженькой сестричке,
Третий дадим мишке,
Бурому братишке,
Блин четвертый котику,
Котику с усами,
Пятый блин поджарим
И съедим его мы сами.
Поочередно массируют пальцы, начиная от большого. (от кончиков к ладошке)
Самомассаж «Лисонька» (М. Картушина)
Утром лисонька проснулась, дети выполняют движения соответственно тексту
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_samomassazh.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, а еще лучше с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Во-первых, обязательным условием является постоянное наблюдение за самочувствием, наблюдением за индивидуальной реакцией детей. Во-вторых, все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. В-третьих, при проведении игрового самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. В-четвертых, выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также выразительное, эмоциональное разнообразие речи педагога с различной интонацией. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И тогда вы увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников. Эти игровые самомассажи вы можете включать не только в режимные моменты дня, в комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна, на занятиях хатха-йоги.
Картотека игрового самомассажа.
В данной картотеке «Игрового самомассажа» подобраны упражнения игрового самомассажа и опробированные с детьми на занятиях «Веселой йоги» в нашем детском саду.
«Лечим медвежонка» (слайд)
(массаж шеи и грудной области)
Медвежонок наш простужен,
Мёд ему сегодня нужен.
Мы дадим ему на ужин. (Поглаживание шеи от подбородка к грудному отделу.)
А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживание области грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)
«Бурундук»(слайд)
(самомассаж лица)
Щёчка, щёчка – два мешочка. (Массируют щёки)
Три-четыре корешочка. (Проводят пальцами от середины лба до подбородка.)
Лапкой в щёчку –
Стук, стук: - На здоровье, Бурундук! (Стучат кулачками по щекам.)
«Жаворонки»(слайд)
(массаж биологически активных зон кожи)
Жаворонушек на проталине распевает, (Проводят большими пальцами по шее от подбородка вниз.)
Он зовёт весну красную, вызывает. (Кулачками энергично проводят по крыльям носа.)
Не летать снегам в чистом поле, растопились,
(Массируют лобную зону – от середины лба к вискам.)
Буйной реченькой в сине море укатились. (Сделав из указательного и среднего пальцев «вилочку», энергично растирают ушную зону.)
«Дятел»(слайд)
(массаж спины)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами.)
Клювом, клювом он стучит,
Дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками.)
Дятел в дуб всё тук да тук…
Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней.)
Дятел клювом постучал, постучал и замолчал. (Поглаживают ладонями.)
Самомассаж лица «Путешествие»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, хлопают в ладоши
Наши ушки слышат стук
Вот ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга
Теперь в ладоши громко бей, хлопки
А теперь ты их согрей. ладони на щёки
К путешествию готовы? кулаки на коленях
Да! руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. руки вытянуты в стороны, ладони напряжены
Мы теперь на корабле, ладони лодочкой,
Нас качает на волне. одна вверх, вторая вниз
Едет поезд, ребром ладони двигаем по коленям
Колеса стучат. кулачки стучат по коленям
В поезде много веселых ребят. подушечками пальцев поочередно нажимаем на
колени
Самомассаж «Зима»
Вперед рука, назад рука.
Разогрели их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (соединить ладони вместе и потереть ими до нагрева)
Подойдет ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос! (слегка подергать кончик носа)
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь! (указательным пальцем массировать точку под носом)
А мороз сильней-сильней! (указательными пальцами нажимать точки у рта в
Самомассаж «Ушки за макушки» • Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».
1.«Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
2.«Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
3.«Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить(до 10 раз)
4.«По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). (Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
«Мышка» (массаж кистей рук)
Маленькая мышка в норке
Тихо грызла хлеба корку. (Дети скребут ногтями по коленям.)
«Хрум, хрум!» - что за шум? (Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.)
Это мышка в норке хлебные ест корки. (Растирают ладони друг о друга).
«Воробей» (массаж лица)
Сел на ветку воробей и качается на ней (Двумя ладонями провести от бровей до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.)
Раз-два-три-четыре-пять – не охота улетать. (Массировать височные впадины указательными пальцами обеих рук, совершая вращательные движения.)
Самомассаж «Блины» под стихотворение М. Кортушиной
Ой, лады! Ой, лады!
Мы блинов напекли. (Дети хлопают: то одна рука сверху, то другая).
Первый дадим зайке,
Зайке - попрыгайке,
А второй – лисичке,
Рыженькой сестричке,
Третий дадим мишке,
Бурому братишке,
Блин четвертый котику,
Котику с усами,
Пятый блин поджарим
И съедим его мы сами.
Поочередно массируют пальцы, начиная от большого. (от кончиков к ладошке)
Самомассаж «Лисонька» (М. Картушина)
Утром лисонька проснулась, дети выполняют движения соответственно тексту
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
местах соединения губ)
Ну-ка, ушки разогрей! (растирать за ушами: чтобы не отклеились)
Самомассаж «Умная головка»
Наша умная головка
Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).
Ушки все услышали (погладить ушки),
Глазки посмотрели (погладить веки),
Ручки все исполнили (погладить ладошки),
А ножки посидели (погладить ножки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста 3-4 и 5-6 лет
Игровой самомассаж...
Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста
Самомассаж для детей имеет очень важное значение. Ребенок учится лучше понимать свое тело и между делом развивает мелкую моторику рук. Предлагаемый самомассаж для детей дошкольного возраста можно начи...
"Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста"
Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста...
"Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста"
laquo;Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма....
Буклет для родителей "Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста"
Игровой самомассаж как основа закаливания организма в детском саду....
Картотека игрового самомассажа для детей дошкольного возраста.
ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способс...
Картотека игрового самомассажа для детей дошкольного возраста
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологическм и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам....