Здоровьесберегающие технологии в детском саду
картотека (подготовительная группа)
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — это основные задачи учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorov.sberezhen.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Белокурова Л.М.
Воспитатель
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — это основные задачи учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — в детском саду.
Упражнения
(стихи для упражнений и игр написаны С.В. Силантьевой)
«Ежик»
Исходное положение — сидя на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.
Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)
Он на ежика похож.
Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу)
Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.
«Лягушата»
Исходное положение — сидя на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.
Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.
Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.
Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):
Раз, два, три, четыре, пять!
«Корова»
Исходное положение — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.
У нашей коровы ножки открыты.
Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,
Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)
«Волшебный платочек!»
Исходное положение — сидя, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.
Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой),
Поднесу его к другой. (Медленно перенести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.
«Мои гибкие ножки»
Исходное положение — сидя на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.
Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)
Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.
«Спорщики»
Исходное положение — сидя на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались... Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)
«Можем рисовать ногами!»
Исходное положение — сидя на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами, как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.
Полезные продукты
Настольная игра «Здоровый малыш или валеология».
Эта игра знакомит малыша с основными правилами гигиены, малыши узнают, что полезное и хорошее, а что плохое и вредное.
Игра разделена на 2 части:
Игра «Зубы, зрение и слух»
Игра «Кожа, питание и сон»
Подбери картинки и узнай о нашей личной гигиене
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены.
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
Я знаю, я умею, научу тебя! Правила личной гигиены
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.
Марина простудилась «Личная гигиена»
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.
Материал: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.
Правила гигиены
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
Куклам в группе сделаем разные прически «Личная гигиена»
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид».
Материал: куклы, расчёски, заколки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.
Искупаем куклу Машу «Личная гигиена»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
Волшебный микрофон «Что мы знаем о теле человека»
Развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга.
Материал: микрофон (игрушечный или имитация его).
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.
Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.
Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.
Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.
Ты – моя частичка «Тело человека»
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)
Кто я такой? «Тело человека»
Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.
Ход игры: воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.
Что мы знаем о нашем организме?
Цели: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.
Оборудование: мяч, поощрительные призы.
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.
«Правила здоровья или Как вырасти здоровым?»
Цель игры: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; Воспитывать сообразительность, быстроты реакции.
Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья:
а) уход за своим телом,
б) выполнение физических упражнений,
в) приём здоровой пищи,
г) игры на улице,
д) сон,
е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми,
ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).
Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.
Наши предметы-помощники: польза и опасность.
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Кирилл и Анна. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть наместо;
Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;
Опасно одному выходить на балкон, почему.
Повтори за мной «Тело человека»
Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.
Бандероль от Всезнайки «Тело человека»
Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.
Материал: посылка с овощами, фруктами.
Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт. Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.
Возможность нашего слуха или зачем нам уши?»
Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.
Материал: музыкальные инструменты.
Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их
- Что помогло вам услышать разные звуки?
В гостях у Карлесона
Цели: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.
Оборудование: кукла Карлесон, фишки, ранец с поощрительными призами.
Дети внимательно слушают рассказ Карлесона, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Карлесона. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.
Волшебная коробочка или узнаем о полезных продуктах
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: коробочка или мешочек, муляжи овощей, фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
Волшебные свойства языка или Угадай на вкус полезные продукты
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами.
Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»
Полезные и вредные продукты
Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье
Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча.
Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.
Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.
Внимание и сообразительность: найди пару.
Цели: соотносить предметы на картинках, с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.
Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.
Блок упражнений для расслабления глазных мышц и профилактики заболевания глаз
1. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения и плечами достаточно быстро. Повторите упражнения 10 раз.
2. То же, что и в упр.1, но в обратном направлении. Поднимите плечи как можно выше и отведите назад, затем переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
3. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз.
4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-6 раз в одном направлении и 5-6 раз в другом.
5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты 5-6- раз в медленном темпе.
Стишки - потешки».
Оно дает возможность снять напряжение с глаз и укрепить глазные мышцы.
Воспитатель рассказываете стихи, а ребенок при этом должен выполнять движения глазами, соответствующие тому, что произносит педагог. При выполнении этого упражнения также нужно сначала показать все на собственном примере, чтобы малыш понимал, что ему надо делать.
Можно взять, например, такие стихи:
Вот стоит большая елка –
Вот такой высоты (малыш поднимает глаза вверх, словно пытается рассмотреть макушку елки)
У нее большие ветки –
Вот такой ширины (малыш смотрит слева направо, словно оценивая ширину воображаемой елки)
Есть на елке даже шишки (малыш смотрит вверх, ищет взглядом воображаемые шишки),
А внизу – берлога мишки (малыш смотрит вниз),
Зиму спит там косолапый (ребенок зажмуривает глаза, изображая спящего мишку, потом моргает несколько раз и вновь зажмуривается)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Материал полезен педагогам на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...
Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."
Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...
Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...