«Приобщение детей к истокам народной культуры»
консультация

Емельянова Наталья Анатольевна

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету,

Народные игры являются исконно русской забавой, они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Они существовали не только для забавы – эти игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, функцию зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детскими считалками, потешками, жеребьёвками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx693.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к истокам  народной культуры»

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету,

Народные игры являются исконно русской забавой, они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Они существовали не только для забавы – эти игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, функцию зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детскими считалками, потешками, жеребьёвками.C:\Users\Наташа\Desktop\hello_html_4578f19a.jpg

Поиграйте с детьми

 «Просо»
Играющие становятся в шеренгу, ведущий подходит к одному из них и говорит:
- Приходи к нам просо полоть.
- Не хочу!
- А кашу есть?
- Хоть сейчас!
- Ах, ты лодырь!
После этих слов ведущий и лодырь обегают шеренгу в разных направлениях, стараясь занять пустое место. Чтобы ведущий и лодырь не столкнулись во время бега, ведущий бежит вдоль шеренги перед ребятами, а лодырь за спинами. Тот, кто не успел занять место, становится ведущим.


«Филин и пташки»

Считалкой выбирают Филина, он уходит в гнездо. Играющие придумывают, какими птицами они будут (утки, голуби, гуси, воробьи, вороны). Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. На сигнал «Филин» все птицы стараются занять место в домике. Если Филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится Филином.

 

«Утушка»

Две девочки садятся на стульчик, ноги вытягивают вперёд, получается мостик.
Выбирается утка, остальные – утята.
Утушка зовёт утят скороговоркой:
«Быстрей, быстрей утятки,
Быстрей, быстрей, дикие пёрышки»
C:\Users\Наташа\Desktop\hello_html_mc998c2b.jpg

Утята выстраиваются вслед за уткой, и перешагивают через мостик. Тот, кто заденет мостик, выбывает из игры. А утушка снова переводит своих утят через мостик, только мостик уже чуть выше.

  «Уголки»

На полу в кружочках «уголках» стоят мышки, водящий подходит к мышке и говорит:
«Мышка, мышка, продай уголок,
За шильце, за мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!»
C:\Users\Наташа\Desktop\no-translate-detected_42886-199.jpg

После этих слов, все дети меняются местами, водящий тоже занимает кружок. Тот, кому не хватило кружка, становится водящим.

«Коршун»

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные цыплята. Коршун роет ямку, а остальные ходят вокруг него и нараспев говорят: «Вокруг коршуна хожу,
               По три денежки ношу,
               По копеечке,
               По савелочке»

Коршун продолжает рыть ямку, ходит вокруг неё, машет крыльями, приседает. Наседка и цыплята останавливаются и спрашивают:
- Коршун, коршун, что ты делаешь?
- Ямку рою.
- На что тебе ямка?
- Копеечку ищу!
- На что тебе копеечка?
- Иголочку куплю.
- Зачем тебе иголочка?
 
- Мешочек сшить.
- Зачем мешочек?
- Камешки класть.
- Зачем тебе камешки?
- В твоих деток кидать.
- За что?
- Ко мне в огород лазят.
- Ты бы делал забор выше, коли не умеешь так лови их!
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их. Гонит коршуна «Шы, шы, шы злодей!». Цыплята держат друг друга за пояс. Пойманный цыплёнок выходит из игры.
 C:\Users\Наташа\Desktop\falcon_PNG3.png

«Кабахи»

В середине площадки ставится стойка, на которую сверху помещают большой мяч. От стойки на расстоянии 2 -3 м. проводится линия метания. Игроки – «всадники» сидят на лошадях (палки), у каждого в руках мяч малого размера. Игроки по очереди подъезжают к стартовой линии и стараются попасть мячом в большой мяч. Выигрывает игрок сбивший большее количество мячей.
В эту игру можно также играть командами.
C:\Users\Наташа\Desktop\image023.jpg

«Блуждающий мяч»

Все игроки встают в круг на расстоянии вытянутой руки.
Они передают большой мяч по кругу, в любую сторону. Водящий бегает за кругом, стараясь при этом дотронуться до мяча.

 Если это ему удаётся, то он меняется местами с тем игроком, у которого в руках был мяч.
Правила игры: игрокам нельзя передавать мяч через игрока, водящему нельзя заходить в круг.
Играющий уронивший мяч становится водящим.
                   

Играйте с детьми
и хорошее настроение вам обеспечено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к музыкальной культуре через совершенствование музыкально – двигательных навыков и умений.

 Основная идея,  которой я руководствуюсь это  приобщение детей к музыкальной культуре через совершенствование музыкально – двигательных навыков и умений.     Развитие образных представлений и творчес...

Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.

Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

Приобщение детей к духовной культуре. /сценарий к празднику Пасхи/

Музыкальное сопровождение и танцевальную композицию можно использовать по собственному выбору ....

Приобщение детей к духовной культуре. /сценарий к празднику Пасхи/

Музыкальное сопровождение и танцевальную композицию можно использовать по собственному выбору ....

Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре

«Обведи элемент»Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.Ход игры...

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...