Значение зрительной гимнастики в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.
учебно-методический материал
Консультация для воспитателей и педагогов о необходимости работы по профилактике глазных заболеваний у детей дошкольного возраста посредством зрительной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зрительная гимнастика | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ сош «Ломоносовская школа №5»
дошкольное отделение «Ломоносовский детский сад»
Подготовила: логопед Седнева М.А.
Консультация для педагогов
«Значение зрительной гимнастики в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста»
Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Около 90 процентов информации в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь. При современном образе жизни количество людей, у которых каждый год возникают проблемы со зрением, увеличивается. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:
— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
— использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
— чередование занятий детей с отдыхом;
— проведение гимнастики для глаз в детском саду и дома;
— контроль за правильной позой детей во время занятий;
— организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе.
Цель зрительной гимнастики:
- включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;
Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, улучшает аккомодацию (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
- фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
- длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;
- выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Варианты зрительных гимнастик:
- с использованием художественного слова;
- с опорой на схему;
- с сигнальными метками;
- с индивидуальными офтальмотренажерами; • с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
- электронные зрительные гимнастики.
Физкультминутки - детская гимнастика для глаз в стихах
№ п/п | Название упражнения | Стихотворная форма | Выполняемые движения в соответствии с текстом |
1 | «Веселая неделька» | Всю неделю по порядку, глазки делают зарядку. В понедельник, как проснуться, глазки солнцу улыбнуться. Вниз посмотрят на траву и обратно – в высоту. Вторник часики – глаза. Водят взгляд туда – сюда, ходят влево, ходят вправо. Не устанут никогда. В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять – будем глазки открывать. Так – игру мы продолжаем. По четвергам мы смотрим вдаль. На это времени не жаль. Что вблизи и что вдали – глазки рассмотреть должны. В пятницу мы не зевали, глаза по кругу побежали. Остановка. И опять – в другую сторону бежать. Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. | Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна); (снимает глазное напряжение). (Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки); (упражнение для снятия глазного напряжения). Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз). Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз). Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). |
2 | «Тренировка» | Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тыщу раз! | Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать. |
3 | «Мой веселый, звонкий мяч» | Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой. | Посмотреть влево – вправо. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вниз — вверх Посмотреть влево – вправо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, (повторить 2 раза) |
4 | «Дождик» | Капля первая упала – кап! И вторая прибежала – кап! Мы на небо посмотрели Капельки «кап-кап» запели, Намочили лица, Мы их вытирали. Туфли – посмотрите – Мокрыми стали. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем От дождя убежим, Под кусточком посидим. | Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх. То же самое. Смотрят вверх. Вытирают» лицо руками. Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз. Движения плечами. Приседают, поморгать глазами. |
5 | «Осень» | Осень по опушке Краски разводила, По листве тихонько Кистью поводила. Пожелтел орешник И зарделись клены, В пурпуре осинки, Только дуб зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите – осень В золото одета! | Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза) |
6 | «Листочки» | Ах, как листики летят, Всеми красками горят Лист кленовый, лист резной, Разноцветный, расписной. Шу-шу-шу, шу- шу- шу. Как я листиком шуршу. Но подул вдруг ветерок, Закружился наш листок, Полетел над головой Красный, желтый, золотой. Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как листиком шуршу. Под ногами у ребят Листья весело шуршат, Будем мы сейчас гулять И букеты собирать Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как я листиком шуршу. | Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Посмотреть влево – вправо. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
7 | «Елка» | Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. | Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза) |
8 | «Овощи» | Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. | Обвести глазами круг. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Посмотреть влево – вправо Влево — вправо. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза) |
9 | «Чудеса» | Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, Заниматься вновь начнем. | Закрывают оба глаза. Продолжают стоять с закрытыми глазами. Открывают глаза, взглядом рисуют мост. Глазами рисуют букву о. Глаза поднимают вверх, опускают вниз. Глаза смотрят вправо- влево. Глазами смотрят вверх, вниз. |
10 | «Заяц» | Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает. Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. | Смотрят вверх. Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево. Моргают глазками. Глазки закрывают. |
11 | «Белка» | Белка дятла поджидала, Гостя вкусно угощала. Ну – ка дятел посмотри! Вот орехи – 1,2,3. Пообедал дятел с белкой И пошел играть в горелки. | Резко перемещают взгляд вправо – влево. Смотрят вверх – вниз. Моргают глазками. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
12 | «Стрекоза» | Вот какая стрекоза - как горошины глаза. Влево – вправо, назад – вперед - Ну, совсем как вертолет. Мы летаем высоко. Мы летаем низко. Мы летаем далеко. Мы летаем близко. | Пальцами делают очки. Глазами смотрят вправо- влево. Круговые движения глаз. Смотрят вверх. Смотрят вниз. Смотрят вперед. Смотрят вниз.
|
13 | «Кошка» | Вот окошко распахнулось, Кошка вышла на карниз. Посмотрела кошка вверх. Посмотрела кошка вниз. Вот налево повернулась. Проводила взглядом мух. Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. И закрыла их руками. | Разводят руки в стороны. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. Смотрят вверх. Смотрят вниз. Смотрят влево. Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому. Дети приседают. Смотрят прямо. Закрывают глаза руками. |
14 | «Дождик» | Дождик, дождик, пуще лей. Капель, капель не жалей. Только нас не замочи. Зря в окошко не стучи. | Смотрят вверх. Смотрят вниз. Делают круговые движения глазами. |
15 | «Буратино» | Буратино потянулся, Вправо – влево повернулся, Вниз – вверх посмотрел И на место тихо сел. | Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев. Не поворачивая головы, смотрят вверх – вниз, вправо – влево. |
16 | «Теремок» | Терем – терем – теремок! Он не низок, не высок, Наверху петух сидит, Кукареку он кричит. | Движение глазами вправо – влево. Движение глазами вверх – вниз Моргают глазами. |
17 | «Ветер» | Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревца все выше, выше. | Часто моргают веками. Медленно приседают, опуская глаза вниз. Не поворачивая головы, смотрят вправо – влево. Встают и глаза поднимают вверх. |
18 | «Лучик солнца» | Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. Ну-ка лучик, повернись, На глаза мне покажись. Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. | Моргают глазками Делают круговые движения глазами. Отводят взгляд влево. Отводят взгляд вправо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....
Актуальность и практичность применения СКАЗКИ в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.
В статье освещена проблема, актуальность и практическое использование сказки и сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста для формирования и развития морально-нравственной сферы личности....
Доклад «Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.Исходя из этой цели...
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...
Консультация для родителей на тему:«Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста"
Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной ср...
Формы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях .центра содействия семейному воспитанию.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы...
«Зрительно - пространственная активность в работе с детьми дошкольного возраста» по технологии В.Ф. Базарного
Дети в детском саду перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме. Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Баз...