Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»
учебно-методический материал (младшая группа)
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekomendatsii_uroki_aybolita.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» Протокол №____от « »___2019г | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» В.А.Кузнецова Приказ №_____от « » ___ 2019г |
Методические рекомендации
для педагогов ДОУ
(здоровьесбережение детей в ДОУ)
«УРОКИ АЙБОЛИТА»
Авторы:
творческая группа педагогов
(старший воспитатель Томчук И.И.,
воспитатели Антоненкова Л.А., Вознова Е.С., Довжикова О.А.,
Грязнова О.В., Корень Т.А.,
инструктор по физической культуре Писарькова О.А.,
музыкальный руководитель Акимова К.С.)
Смоленск, 2019-2022 уч.гг.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика
Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
(Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ)
Динамические паузы
(физкультминутки)
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
(Педагоги ДОУ)
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.
Ежедневно для всех возрастных групп.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
(Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ)
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Для всех возрастных групп.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
(Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог)
Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др
Для всех возрастных групп
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
(Все педагоги ДОУ)
Гимнастика пальчиковая
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
(Все педагоги ДОУ, логопед)
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
(Все педагоги ДОУ)
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
(Все педагоги ДОУ)
Гимнастика пробуждения
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
(Педагоги ДОУ)
Оздоровительный бег
Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.
Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.
(Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ)
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
(Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ)
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
(Психолог, педагоги ДОУ)
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
(Психолог, педагоги ДОУ)
Занятия из серии «Здоровье»
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
(Педагоги ДОУ)
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
(Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ)
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
(Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель)
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
(Педагоги ДОУ, психолог)
Технологии коррекции поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
(Педагоги ДОУ, психолог)
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
(Педагоги ДОУ, психолог)
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
Физкультурные занятия всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками;
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Список литературы:
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России
Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях - Методист. 2007.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»...
Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»
Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...
Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»
Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУИнтеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в вос...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...