Опасные установки
консультация
Предварительный просмотр:
ОПАСНЫЕ УСТАНОВКИ
Консультацию подготовила:
Астафьева Светлана Михайловна
музыкальный руководитель
Китайцы говорят: путь в десять тысяч ли всегда начинается с первого шага. А с чего начинается путь в пропасть наркотизма? Кажется, ответ очевиден — с первой выкуренной сигареты, выпитой рюмки вина и т. д. Однако прежде, чем человек реально познакомится с одурманивающим веществом, у него формируется определенное отношение к нему, так называемая установка. Именно она способна в дальнейшем провоцировать приобщение к одурманиванию или отказ от него.
Формирование установок в отношении к наркотизации происходит очень рано, психологи считают, что их фундамент закладывается у ребенка уже в возрасте 3-—5 лет. Установки имеют определенную структуру, включая в себя информационный, оценочный и поведенческий компоненты.
Что знают дошкольники о наркогенных веществах
Как правило, к 5—6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида, свойства (цвет, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельствах используются некоторые наркогенные соединения (водку и шампанское пьют по праздникам, сигареты мама курит; когда нервничает, а папа, когда работает над чем-нибудь).
Надо сказать, что сведения о наркотизации, которые имеются у дошкольников, весьма противоречивы. Конечно, им известно, что наркогенные вещества вредны для здоровья человека. Однако объяснить, в чем именно заключается этот вред, ребята не могут. И вот тут кроется весьма серьезная проблема. Дело в том, что, с одной стороны, малыши осведомлены о том, что курить, пить алкогольные напитки и т. п. вредно. С другой стороны, они ежедневно видят, что курят и пьют в разных обстоятельствах их родители и знакомые и никаких видимых негативных последствий это не вызывает. В сознании ребенка возникают несоответствующие представления - - противоречия. Стремление преодо-
леть их (выяснить, в чем же правда) способно провоцировать раннюю наркотизацию.
А откуда поступает к детям информация о наркоген-ных веществах и наркотизации? Прежде всего, конечно, из семьи. Взрослые часто даже не подозреваю"!, как много узнают ребята, просто наблюдая за их поведением: как держать, зажигать сигарету, как чокаться, чем может помочь сигарета или бокал вина — снять боль, раздражение, улучшить настроение... Мамы и папы считают ненужным, опасным, несвоевременным разговор со своими детьми об опасности наркотизации и... совершенно легкомысленно относятся к тому, что их чада являются свидетелями их собственных пагубных пристрастий.
Что же делать взрослым? Большинство из нас вряд ли сможет совершенно отказаться от утренней сигареты или рюмки коньяка в морозный день... Но совершенно обязательно поговорить об этом с ребенком, рассказать, в чем заключается вред одурманивания, объяснить, почему папа или мама используют опасное для здоровья вещество и почему подражать им не стоит. И, конечно, постараться сделать так, чтобы ребенок не является постоянным очевидцем проявления вредных привычек взрослых (папа может и должен курить вне квартиры, ребенка не всегда полезно сажать за стол вместе со взрослыми гостями и т.д.).
Значительную роль в информированности малышей по данной проблеме играют сведения, полученные от сверстников или более старших подростков. В детской среде обсуждаются весьма специфические вопросы: «положительные» свойства наркогенных веществ, их жаргонные обозначения. Кстати, в ходе нашего исследования выяснилось, что большинство дошкольников знают значение таких слов, как «кайф», «колеса» и т. д. Именно от своих знакомых-сверстников ребята впервые узнают о существовании самих наркотиков.
Безусловно, свою долю негативного влияния вносят и средства массовой информации. Редкий «взрослый» фильм или передача обходятся без эпизодов, где мудрые решения принимаются под дымок сигарет, а самые интересные разговоры ведутся за ресторанным столом при звоне бокалов. Такие кадры часто могут служить своеобразной инструкцией по применению дурмана. Более того, зачастую без сигарет и рюмки не обходятся и герои мультфильмов. Увы, чаще всего подобные сцены формируют представление облеть их (выяснить, в чем же правда) способно провоцировать раннюю наркотизацию.
А откуда поступает к детям информация о наркоген-ных веществах и наркотизации? Прежде всего, конечно, из семьи. Взрослые часто даже не подозреваю"!, как много узнают ребята, просто наблюдая за их поведением: как держать, зажигать сигарету, как чокаться, чем может помочь сигарета или бокал вина — снять боль, раздражение, улучшить настроение... Мамы и папы считают ненужным, опасным, несвоевременным разговор со своими детьми об опасности наркотизации и... совершенно легкомысленно относятся к тому, что их чада являются свидетелями их собственных пагубных пристрастий.
Что же делать взрослым? Большинство из нас вряд ли сможет совершенно отказаться от утренней сигареты или рюмки коньяка в морозный день... Но совершенно обязательно поговорить об этом с ребенком, рассказать, в чем заключается вред одурманивания, объяснить, почему папа или мама используют опасное для здоровья вещество и почему подражать им не стоит. И, конечно, постараться сделать так, чтобы ребенок не является постоянным очевидцем проявления вредных привычек взрослых (папа может и должен курить вне квартиры, ребенка не всегда полезно сажать за стол вместе со взрослыми гостями и т.д.).
Значительную роль в информированности малышей по данной проблеме играют сведения, полученные от сверстников или более старших подростков. В детской среде обсуждаются весьма специфические вопросы: «положительные» свойства наркогенных веществ, их жаргонные обозначения. Кстати, в ходе нашего исследования выяснилось, что большинство дошкольников знают значение таких слов, как «кайф», «колеса» и т. д. Именно от своих знакомых-сверстников ребята впервые узнают о существовании самих наркотиков.
Безусловно, свою долю негативного влияния вносят и средства массовой информации. Редкий «взрослый» фильм или передача обходятся без эпизодов, где мудрые решения принимаются под дымок сигарет, а самые интересные разговоры ведутся за ресторанным столом при звоне бокалов. Такие кадры часто могут служить своеобразной инструкцией по применению дурмана. Более того, зачастую без сигарет и рюмки не обходятся и герои мультфильмов. Увы, чаще всего подобные сцены формируют представление об обыденности одурманивания, его общепринятости. Специальных же передач, ориентированных на малышей и рассказывающих об опасности употребления наркогснных веществ либо до сих пор не существует, либо они мало кому известны.
Итак, приходится признать — сегодня дошкольники владеют довольно обширным объемом информации о наркотиз-ме. К сожалению, при этом превалируют сведения, способные облегчать реальное знакомство с дурманом. Данные же, способные защищать от наркогснного соблазна, весьма незначительны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников установки на здоровый образ жизни
В статье приводятся примеры работы в детском саду по формированию у дошкольников установки на здоровый образ жизни...
Памятка для родителей "Установки, влияющие на социальное развитие ребенка"
Представлены шаблоны негативных и позитивных фраз взрослых, влияющих на социальное развитие личности ребенка....
Воспитание сознательной установки на здоровый образ жизни.
Конспекты занятий по безопасности детей...
"Воспитание сознательной установки на здоровый образ жизни"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей " Негативные и позитивные установки в воспитании детей""
Иногда словом можно убить, сказав это, исправьтесь....
Психологические установки в речи родителей.
Психологические установки в речи родителей. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика сост...
Родительские установки и их влияние на формирование личности дошкольника
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.В неосознаваемой сфере очень ва...