Опасные установки
консультация

Астафьева Светлана Михайловна
Опасные установки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opasnye_ustanovki.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ОПАСНЫЕ УСТАНОВКИ

Консультацию подготовила:

 Астафьева Светлана Михайловна

музыкальный руководитель

Китайцы говорят: путь в десять тысяч ли всегда начинается с первого шага. А с чего начинается путь в пропасть наркотизма? Кажется, ответ очевиден — с первой выкуренной сигареты, выпитой рюмки вина и т. д. Однако прежде, чем человек реально познакомится с одурманивающим веществом, у него формируется определенное отношение к нему, так называемая установка. Именно она способна в дальнейшем провоцировать приобщение к одурманиванию или отказ от него.

Формирование установок в отношении к наркотизации происходит очень рано, психологи считают, что их фундамент закладывается у ребенка уже в возрасте 3-—5 лет. Установки имеют определенную структуру, включая в себя информационный, оценочный и поведенческий компоненты.

Что знают дошкольники о наркогенных веществах

Как правило, к 5—6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида, свойства (цвет, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельствах используются некоторые наркогенные соединения (водку и шампанское пьют по праздникам, сигареты мама курит; когда нервничает, а папа, когда работает над чем-нибудь).

Надо сказать, что сведения о наркотизации, которые имеются у дошкольников, весьма противоречивы. Конечно, им известно, что наркогенные вещества вредны для здоровья человека. Однако объяснить, в чем именно заключается этот вред, ребята не могут. И вот тут кроется весьма серьезная проблема. Дело в том, что, с одной стороны, малыши осведомлены о том, что курить, пить алкогольные напитки и т. п. вредно. С другой стороны, они ежедневно видят, что курят и пьют в разных обстоятельствах их родители и знакомые и никаких видимых негативных последствий это не вызывает. В сознании ребенка возникают несоответствующие представления - - противоречия. Стремление преодо-

леть их (выяснить, в чем же правда) способно провоцировать раннюю наркотизацию.

А откуда поступает к детям информация о наркоген-ных веществах и наркотизации? Прежде всего, конечно, из семьи. Взрослые часто даже не подозреваю"!, как много узнают ребята, просто наблюдая за их поведением: как держать, зажигать сигарету, как чокаться, чем может помочь сигарета или бокал вина — снять боль, раздражение, улучшить настроение... Мамы и папы считают ненужным, опасным, несвоевременным разговор со своими детьми об опасности наркотизации и... совершенно легкомысленно относятся к тому, что их чада являются свидетелями их собственных пагубных пристрастий.

Что же делать взрослым? Большинство из нас вряд ли сможет совершенно отказаться от утренней сигареты или рюмки коньяка в морозный день... Но совершенно обязательно поговорить об этом с ребенком, рассказать, в чем заключается вред одурманивания, объяснить, почему папа или мама используют опасное для здоровья вещество и почему подражать им не стоит. И, конечно, постараться сделать так, чтобы ребенок не является постоянным очевидцем проявления вредных привычек взрослых (папа может и должен курить вне квартиры, ребенка не всегда полезно сажать за стол вместе со взрослыми гостями и т.д.).

Значительную роль в информированности малышей по данной проблеме играют сведения, полученные от сверстников или более старших подростков. В детской среде обсуждаются весьма специфические вопросы: «положительные» свойства наркогенных веществ, их жаргонные обозначения. Кстати, в ходе нашего исследования выяснилось, что большинство дошкольников знают значение таких слов, как «кайф», «колеса» и т. д. Именно от своих знакомых-сверстников ребята впервые узнают о существовании самих наркотиков.

Безусловно, свою долю негативного влияния вносят и средства массовой информации. Редкий «взрослый» фильм или передача обходятся без эпизодов, где мудрые решения принимаются под дымок сигарет, а самые интересные разговоры ведутся за ресторанным столом при звоне бокалов. Такие кадры часто могут служить своеобразной инструкцией по применению дурмана. Более того, зачастую без сигарет и рюмки не обходятся и герои мультфильмов. Увы, чаще всего подобные сцены формируют представление облеть их (выяснить, в чем же правда) способно провоцировать раннюю наркотизацию.

А откуда поступает к детям информация о наркоген-ных веществах и наркотизации? Прежде всего, конечно, из семьи. Взрослые часто даже не подозреваю"!, как много узнают ребята, просто наблюдая за их поведением: как держать, зажигать сигарету, как чокаться, чем может помочь сигарета или бокал вина — снять боль, раздражение, улучшить настроение... Мамы и папы считают ненужным, опасным, несвоевременным разговор со своими детьми об опасности наркотизации и... совершенно легкомысленно относятся к тому, что их чада являются свидетелями их собственных пагубных пристрастий.

Что же делать взрослым? Большинство из нас вряд ли сможет совершенно отказаться от утренней сигареты или рюмки коньяка в морозный день... Но совершенно обязательно поговорить об этом с ребенком, рассказать, в чем заключается вред одурманивания, объяснить, почему папа или мама используют опасное для здоровья вещество и почему подражать им не стоит. И, конечно, постараться сделать так, чтобы ребенок не является постоянным очевидцем проявления вредных привычек взрослых (папа может и должен курить вне квартиры, ребенка не всегда полезно сажать за стол вместе со взрослыми гостями и т.д.).

Значительную роль в информированности малышей по данной проблеме играют сведения, полученные от сверстников или более старших подростков. В детской среде обсуждаются весьма специфические вопросы: «положительные» свойства наркогенных веществ, их жаргонные обозначения. Кстати, в ходе нашего исследования выяснилось, что большинство дошкольников знают значение таких слов, как «кайф», «колеса» и т. д. Именно от своих знакомых-сверстников ребята впервые узнают о существовании самих наркотиков.

Безусловно, свою долю негативного влияния вносят и средства массовой информации. Редкий «взрослый» фильм или передача обходятся без эпизодов, где мудрые решения принимаются под дымок сигарет, а самые интересные разговоры ведутся за ресторанным столом при звоне бокалов. Такие кадры часто могут служить своеобразной инструкцией по применению дурмана. Более того, зачастую без сигарет и рюмки не обходятся и герои мультфильмов. Увы, чаще всего подобные сцены формируют представление об обыденности одурманивания, его общепринятости. Специальных же передач, ориентированных на малышей и рассказывающих об опасности употребления наркогснных веществ либо до сих пор не существует, либо они мало кому известны.

Итак, приходится признать — сегодня дошкольники владеют довольно обширным объемом информации о наркотиз-ме. К сожалению, при этом превалируют сведения, способные облегчать реальное знакомство с дурманом. Данные же, способные защищать от наркогснного соблазна, весьма незначительны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников установки на здоровый образ жизни

В статье приводятся примеры работы в детском саду по формированию у дошкольников установки на здоровый образ жизни...

Памятка для родителей "Установки, влияющие на социальное развитие ребенка"

Представлены шаблоны негативных и позитивных фраз взрослых, влияющих на социальное развитие личности ребенка....

Воспитание сознательной установки на здоровый образ жизни.

Конспекты занятий по безопасности детей...

Психологические установки в речи родителей.

Психологические установки в речи родителей. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика сост...

Родительские установки и их влияние на формирование личности дошкольника

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.В неосознаваемой сфере очень ва...