Методическое пособие для создания психологически комфортной среды «Доброе Солнышко».
методическая разработка
Пояснительная записка
Если ребенка учат добру, в результате будет добро; учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!» В. А. Сухомлинский.
Одной из задач дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что всё чаще можно встретить ребенка с неадекватными формами общения и поведения, агрессивностью, плаксивость, резкими эмоциональными перепадами, низкой познавательной активностью. Часто такие дети провоцируют конфликт, у них занижена самооценка, развито недоверие к окружающему миру, агрессивность, неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Как бы нам не хотелось, но детская компания не обходится без ссор. Научить ребенка мириться -не просто! Ведь, это так важно в жизни каждого человека забыть обиды и не копить неприятные моменты нашей жизни, прощать и просить прощенье.
Использование фольклорного, литературного, художественного материала при формировании и укреплении дружеских и доброжелательных отношений между детьми позволит сделать примирение более интересным, содержательным, образовательным. Светлые образы, сохранившиеся в народном эпосе, в произведениях классиков, помогут восполнить в наших детях народную этику и мудрость, помогут найти себя. На этом материале выросло не одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии.
Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Важнейшим условием совершенствования всестороннего развития дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания и инициативы активно участвовать в игровой деятельности. Этому условию соответствует милое, яркое игровое дидактическое пособие - мирилка - «Доброе Солнышко».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_dobroe_solnyshko.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие для создания психологически комфортной среды «Доброе Солнышко».
Пояснительная записка
Если ребенка учат добру, в результате будет добро; учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!» В. А. Сухомлинский.
Одной из задач дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что всё чаще можно встретить ребенка с неадекватными формами общения и поведения, агрессивностью, плаксивость, резкими эмоциональными перепадами, низкой познавательной активностью. Часто такие дети провоцируют конфликт, у них занижена самооценка, развито недоверие к окружающему миру, агрессивность, неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Как бы нам не хотелось, но детская компания не обходится без ссор. Научить ребенка мириться -не просто! Ведь, это так важно в жизни каждого человека забыть обиды и не копить неприятные моменты нашей жизни, прощать и просить прощенье.
Использование фольклорного, литературного, художественного материала при формировании и укреплении дружеских и доброжелательных отношений между детьми позволит сделать примирение более интересным, содержательным, образовательным. Светлые образы, сохранившиеся в народном эпосе, в произведениях классиков, помогут восполнить в наших детях народную этику и мудрость, помогут найти себя. На этом материале выросло не одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии.
Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Важнейшим условием совершенствования всестороннего развития дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания и инициативы активно участвовать в игровой деятельности. Этому условию соответствует милое, яркое игровое дидактическое пособие - мирилка - «Доброе Солнышко».
Цель игрового дидактического пособия:
Формировать у детей умения устанавливать и поддерживать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества; социальной и нравственной компетентности у детей; атмосферы доверия.
Задачи:
Познакомить детей с произведениями народного творчества – мирилками. Подвести к пониманию основ нравственного поведения, осознанного отношения к понятиям «хорошо – плохо»; учить находить выход из конфликтных ситуаций, развивать мелкую моторику, тактильные ощущения,
воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушка - мирилка «Доброе солнышко», представляет собой мягкую игрушку с разноцветными ладошками, где желтый круг — символ доброты, тепла, единения, целостности. Разноцветные ладошки (с целью обратить внимание детей на то, что «все мы разные, и поэтому нужно стараться понимать друг друга и прощать»), а сердце с обратной стороны солнышка – символ любви к ближнему.
Основные достоинства пособия:
1.Пособие удобно в использовании.
2.Участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребенок или подгруппа детей одновременно.
3.Пособие можно переносить.
4.Удобно для хранения.
5.Пособие изготовлено с соблюдением гигиенических норм и правил техники безопасности.
Варианты использования пособия: данное пособие можно использовать для коммуникативных игр-приветствий, которые могут проводиться в часы утреннего приема детей, на вводном этапе непосредственно – образовательной деятельности с детьми, или в режимных моментах минутках примирения. Пособие используется и в самостоятельной деятельности детей при разрешении конфликтов с проговариванием любимых стихов - мирилок. «Мирилку» располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из - за чего у них произошла ссора. После этого дети проговаривают короткие стихотворные строчки - мирилки, повторяя вслед за взрослым или самостоятельно несколько раз подряд. Испытывая, дополнительно тактильные ощущения и мелкую моторику, стараются поиграть с «Солнышком». Таким образом, можно подружить и примирить детей, а мирилка - «Солнышко»» - свидетель их примирения.
С помощью данного игрового дидактического пособия дети учатся самостоятельно оценивать поступки и взаимоотношения в детском коллективе.
Игра «Мирилки»
Цель: научить детей разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед; побуждать их отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
«Мирилку» располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из - за чего у них произошла ссора. После этого дети прикладывают руки на любую ладошку (или одевают перчатку) солнышка и вместе проговаривают мирилку.
Игра «Я люблю…»
Цель: сохранение доброжелательного отношения детей друг к другу в течение всего дня.
Игра может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Используется обратная сторона солнышка - с сердечком. Дети прикладывают руку к сердечку и произносят слова «Я люблю…» - это может быть всё что угодно: увлечения, еда, мечты и т.п.
Можно предложить детям проговорить, что они любят друг в друге (Например : «Я люблю, когда Настя улыбается мне» или «Я люблю, когда Максим уступает мне место»).
Ритуал приветствия «Солнышко»
Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.
Проводится утром с использованием игрушки «Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.
Педагог: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
Также можно использовать следующие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем.
«Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни. (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли. (ужатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет. (Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки. (Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места)
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - останется с нами.
«Мирилки»
1.Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем.
2.Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
3.Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.
И я больше не дерусь
Ну, а если подеруся,
В грязной луже окажуся.
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
4.Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
5.Мир-миром,
вареники с сыром,
пирожочки с маслом,
а мы друзья навсегда!
6.Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
— А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!
— А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Мама придет,
Нам обоим надаёт.
7.Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
8.Улыбкой делиться мы будем
И с дружбой по жизни шагать.
Пожалуйста, больше не будем,
Друг друга мы обижать.
9.Лучше съешьте вы ириску
Или сладких сухарей.
А драчливых и капризных
Прочь гоните поскорей.
10.Не ругайся, не бранись.
А скажи ты: «Подружись»
А скажи ты: «Помирись»
Будем мы с тобой всегда
Неразлучные друзья!
11.Мы с тобою подружились
Чтобы вместе играть.
Чтоб игрушки и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы ссора исчезла
И пропала обида
Чтобы яркое солнце
Нам светило всегда.
12.Я твой друг,
Ты мой друг
Руку мне давай
И меня не обижай.
13.Раз, два, три, четыре, пять.
Мы помиримся опять,
Руку крепко мы пожмем
И опять дружить начнем.
14.Мы дружные дети,
Драться нельзя.
Давай с тобой обниматься
И прокричим: Ура! Ура! Ура!
Играть уже пора.
15.Кто ударил мячиком,
На ногу наступил.
Кто сделал все нечаянно –
Прощенья попросил.
С тем я буду играть,
И не буду обижать.
16.Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
17.Мы играли, мы играли
Нашу дружбу потеряли
А теперь мирись, мирись
И с друзьями не дерись!
Драться и ругаться
Вовсе ни к чему,
Ссоры не желаем
Больше никому.
18.Я хочу с тобой мириться,
Я хочу с тобой дружиться.
Будем вместе мы играть,
Долго бегать, хохотать.
Вместе будем мы читать.
И друг другу помогать.
Заведем себе игрушку.
Тайны говорить на ушко.
Ссор не будет никогда,
Потому что мы друзья.
19.Зачем шуметь и ссориться
Нам нечего делить
У дружных дело спорится
Водой их не разлить.
20.Помирились Лена с Олей
Помирились Коля с Толей,
Помирись и ты дружок.
Становись-ка в наш кружок.
21.Два козлика, два братца
Дерутся и бранятся
Я говорю им: «Братцы,
Не надо, братцы, драться!
Лягаться и бодаться!
А надо разобраться!»
22.Ты мой друг
И я твой друг,
Помирившись,
Встали в круг.
Раз, два, раз, два,
Начинается игра.
23.Для чего нам ссориться,
Просто не понятно.
Лучше взявшись за руки,
Петь на целый свет!
Если мы помиримся.
Это так приятно.
И милей на свете
Дружбы нет!
24.Ты мирись, ты мирись!
Больше с нами не дерись!
Раз, два, три, четыре, пять
Будем дружно мы играть!
25.Мы одной планеты дети
Все друзья, одна семья.
Дружбе нет преград на свете
Дружба - это ты и я!
26.Драться больше мы не будем
Помириться не забудем
Руку ты мою пожми,
На меня зла не держи.
27.Мы помиримся с тобою,
Очень дружно заживем.
Нам ругаться недосуг,
Поиграем лучше, друг.
28.Петухи распетушились,
А подраться не решились,
Если будешь петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
29.Мы поссорились немножко,
Сели тихо у окошка.
А небе хмурые,
Облака понурые.
Но наконец мы дружно
Захохотали так,
Что туча растворилась
И вместе с нею мрак.
30.Ежик, ежик,
Не царапай мне ножек,
Не коли меня, не режь
Не кусай меня, не ешь,
Ты со мною помирись,
Ты со мною подружись.
31.Помирись со мной, дружок.
Скушай сладкий пирожок.
Вместе мы: и ты, и я,
Неразлучные друзья.
32.Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись!
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
33.Пальчик за пальчик
Крепко возьмем,
Раньше дрались,
А теперь нипочем.
34.Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
35.Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
— Ты мне друг!
— И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде, будем!
36.Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
37.Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.
38.Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
39.Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
40.Будем вместе улыбаться,
Летом в озере купаться.
На двоих делить конфеты,
Наши тайны и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ДОУ
работаем по ФГОС ДО...
Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в ДОУ.
Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня....
"Создание психологически комфортной образовательной среды средствами игровых технологий"
Занятие "Путешествие по русским народным сказкам"....
«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Модернизация современной системы российского образования, напрямую связанная с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, закономерно ставит вопрос о факторах и ...
Доклад "Создание психологически комфортной и безопасной среды в ДОУ"
Цель: Создание психологически безопасной развивающей среды, тоесть среды, в которой ребёнку безопасно и комфортно находится, что в свою очередь способсвует его гармоничному развитию....
Игры и упражнения для создания психологически комфортной среды."Мирилки"
Детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Как бы нам не хотелось, но детская компания не обходится без ссор. Научить ребенка мириться -не просто! Ведь...