«Дыхательная гимнастика как средство оздоровление детей дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Докучаева Наталья Николаевна
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

     

            ПРОЕКТ  ПО

ДЫХАТЕЛЬНОЙ  ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ    

                    МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

    «Дыхательная гимнастика как средство  

     оздоровление детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Подготовила  воспитатель:

                                                                                                      Докучаева Н.Н. 

 

                                               г. Смоленск

                                  Паспорт проекта:

 Вид проекта:

краткосрочный (11 января – 31 мая 2023г.)

Тип проекта:

 познавательно-оздоровительный..

Принципы проекта: 

– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);

– принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости);

– принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка);

– принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);

– принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);

– принцип цикличности и систематичности;

– принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.

 Образовательная область:

 физическое развитие

 Области интеграции:

 речевое, социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие

Актуальность:

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие , как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой , самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Цель проекта:

 обучение детей дыхательной гимнастике, повышение иммунитета детей, предотвращение простудных заболеваний.

Задачи:

- поэтапное овладение детьми основам «правильного» дыхания;

- способствовать сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников через внедрение дыхательной гимнастики;

- развитие осознанного интереса у детей к дыхательной гимнастике;

- дать представление родителям о значимости дыхательной гимнастики;

- установить партнерские отношения с семьей воспитанников,

создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми и привлечь их к проведению совместного полезного досуга с ребенком.

Формы работы с детьми:

– беседы

 – объяснение

 – показ

 – опыты

 – непосредственно

-образовательная деятельность

 – самостоятельная деятельность детей

– совместная со взрослым деятельность

 – дидактические игры

 – дыхательные упражнения

 – развлечение

 Формы работы с родителями:

 – консультирование

 - наглядная информация

 – беседы

– показ

 – объяснение

 – индивидуальные беседы

– презентация

 – мастер-класс (изготовление нетрадиционного оборудования)

 – выставка пособий, изготовленных родителями

                           Этапы осуществления проекта

Организационно-подготовительный:

 – Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.

 – Определение целей и задач проекта.

– Составление плана работы.

– Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей.

 – Изучение методической литературы.

 – Подбор познавательных статей.

– Приобретение и изготовление необходимого оборудования.

– Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.

 – Разработка наглядной информации для родителей «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим», «Комплекс дыхательной гимнастики для занятий дома»

– Создание картотеки дыхательных упражнений.

Основной :

-Беседы с детьми «Как мы дышим» (вводная)

- Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

 - Рассуждения с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».

- Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.

 - Включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты.

- Опыты на тему «Воздух»

- Фотосессия воспитанник «Как мы дышим»

- Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «точечный массаж».

 - Мастер-класс для родителей по изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания.

- Изготовление совместно с родителями нестандартного оборудования по дыханию. - Консультация для родителей на сайт детского сада «Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой».

-Организация совместной творческой деятельности

Заключительный:         

- Выставка пособий.

 - Представление нестандартных пособий по дыхательной гимнастике

- Консультация для  родителей по проведению дыхательной гимнастики; Игры которые лечат.

- Развлечение с элементами дыхательных упражнений.

Ожидаемые результаты

- у ребенка сформированы знания по основам дыхательной гимнастики;

- изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;

- снижение простудных заболеваний у воспитанников;

- повышение компетентности родителей в оздоровительной работе с детьми;

- повышение интереса и желания родителей к совместным занятиям по дыхательной гимнастике со своими детьми.

 

Месяц

Комплексы дыхательной гимнастики в младшей группе

Январь 

1.«Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

2.«Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

3.«Дудочка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.

Оборудование: дудочка.

Заиграла дудочка

Рано поутру.

Пастушок выводит:

«Ту-ру-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули песенку: «Му-му-му-му-му!»

Как играет дудочка?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.

4.«Самолет»

Цель: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает

голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

 

Февраль

 

1.«Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

2.«Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».

3.«Косим траву»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы

читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо –

вдох.

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками,

повторить с начала 3 – 4 раза.

4.«Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

 

Март

 

1.«Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

2.«Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

3.«Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

4.«Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

 

Апрель

 

1.«Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

2.«Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

3.«Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И. п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

4.«Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

 

Май

 

1.«Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

2.«Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

3.«В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

4.«Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

 

Ресурсное обеспечение:

Воронина Л.П. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа» Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурнооздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г. Новотворцева Н.В. «Речевая гимнастика для дошкольников». Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г. Щетинин Н.М. « Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей». Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

Консультация направленная на просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, о важности и необходимости утренней гимнастики для детей....

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

Материал будет интересен как начинающим педагогам дошкольных учреждений, так и воспитателям с большим опытом работы...

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста

В презентации представлен комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и дыхательной системы детей дошкольного возраста....

Консультация: "Здоровьесберегающая технология - дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста и уменьшения заболеваний дыхательной системы"

В связи с актуальной тенденцией ухудшения здоровья детей необходимо вести целенаправленную работу по обучению правильному дыханию. Это поможет избавить ребенка от болезней и не допустит их появления....

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста

В настоящее время первое, что можно заметить , - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс с...

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста в период адаптации в ДОУ

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста в период адаптации в ДОУ...