Проект "Туристёнок"
проект (старшая группа)

Пулбери Наталья Алексеевна

Туристический поход не просто прогулка: у него есть точный маршрут, место, куда необходимо прийти. По карте маршрута все вместе отправляются в указанное место. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки "выживания" в природной среде: умение ориентироваться на местности, находить ветки для костра, разжигать его и тушить, оказывать посильную помощь товарищам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_turistyonok.docx215.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Пулбери Наталья Алексеевна

Воспитатель

Муниципальное  казённое дошкольное  образовательное

 учреждение  детский сад «Алёнушка»

Номинация «Физическое  развитие детей дошкольного возраста

Проект:«Туристёнок».

        

https://cs01t.hobsta.com/00000/0000/612/5a502_450sq.jpg

Содержание

1.  Название инновационного проекта.  

2.  Краткое описание проекта.  

3. Проблемы, решению которых будет способствовать проект.  

4. Цели проекта.    

5. Задачи, решаемые внедрением проекта.    

 6. Обоснование актуальности.    

7. Новизна проекта.

8. Продолжительность реализации проекта.    

9.  Механизм реализации.

10.  Перспективы дальнейшего развития проекта.    

11. Возможности его распространения в других образовательных учреждениях.

12.  Список литературы.  

13.  Приложение.

Название  инновационного проекта:   Проект «Туристёнок»

Краткое описание проекта:   Туристический поход не просто прогулка: у него есть точный маршрут, место, куда необходимо прийти. По карте маршрута все вместе отправляются в указанное место. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки "выживания" в природной среде: умение ориентироваться на местности, находить ветки для костра, разжигать его и тушить, оказывать посильную помощь товарищам.

Проблемы проекта:

Проблема здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу государства, медицинских работников, родителей и педагогов. Считается, что в современном обществе большое внимание должно уделяться формированию в сознании людей приоритета здоровья, начиная с дошкольного возраста. Медицинская статистика многих поколений отмечает, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, реальными действиями и поступками, создающими предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.                                                                                                                                    Доказано, продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию физических качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность.

 Именно эти качества в сочетании с занятиями туристической деятельности обеспечивает формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний, постигают мир живой и не живой природы. Изучение литературы по теме, практического опыта родителей, анализ различных форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в образовательной  организации помогли найти новые решения в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.                                                              

Дошкольный туризм имеет много преимуществ:

- во - первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать  циклические движения как в помещении, так и на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости, корригирующей с показателями здоровья ребенка, и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка, а так же решать ряд проблем психологического здоровья ребенка;

- во – вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целесообразном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания;

- в – третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями и формируют основы первых навыков здорового образа жизни.

 Дошкольный туризм характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных заболеваний.

Интересно продуманная туристическая двигательная деятельность детей развивает у дошкольников   интерес  и к физической культуре, повышает мотивацию на здоровый образ жизни.

Цель проекта:

-Проявить заинтересованность к новым видам деятельности-туризму;

-Разнообразить досуг детей дошкольного возраста и обогатить их жизненный, чувственный опыт, совершенствовать восприятие, конкретизировать представления об окружающем;

-Приобщать дошкольников и родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма;

- Формировать социально-личностные качества ребёнка, используя интеграцию образовательных областей («Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физкультурное развитие», «Социально-коммуникативное  развитие»)

Задачи,  решаемые  внедрением проекта:

1.Привлекать к совместной деятельности с командой, стимулировать

    активность. Вовлекать в экспериментальную деятельность.

2.Расширять представления о жизни насекомых, птиц и растений.

   Исследовать объекты неживой природы: вода, почва.

3. Развивать умение видеть красоту и многообразие окружающего мира;

 4.Развивать физические качества выносливость, ловкость.

5. Формировать первоначальные представления об опасных ситуациях

     в природе и способах поведения.

 6.Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

Актуальность опыта.  

Актуальность данного опыта обусловлена несколькими факторами.

 Во – первых, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, к качеству образования по направлению «Физическое развитие»; Во – вторых, недостаточно изученной проблемой интеграции физкультурной и экологической работы в образовательную среду дошкольных учреждений.

В – третьих, данными медицинских исследований ученых Научного центра здоровья детей РАМН, которые указывают на ухудшение состояния здоровья современных дошкольников. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит».

Новизна проекта. Вопрос взаимосвязи экологического образования и физкультурной работы   направлена  на решение одной из главных задач дошкольного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. По образному выражению В.К.Бальсевича: «Именно физическая культура, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека».

 Физкультурно-экологическая работа позволит повысить уровень здоровья детей за счет своей доступности, универсальности и высокой эффективности, создаст привычку у детей использовать физические упражнения в повседневной жизни, поспособствует формированию у детей активного отношения к своему здоровью. Интеграция физкультурной деятельности и экологического образования решает не только проблему осмысления ценностей экологии, но и становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Продолжительность реализации проекта:  краткосрочный (сентябрь)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей  группы, родители.

Типовые особенности проекта: Познавательный, физкультурно-оздоровительный, игровой.

Ресурсное обеспечение проекта:  Заведующая ДОУ, воспитатели, родители.

Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ, литература.

Механизм  реализации проекта: 

1 этап подготовительный:

- Определение темы проекта.

- Составление перспективного плана , разработка сценариев.

- Подбор методической литературы по ЗОЖ и туризму.

- Формулировка цели и задач, реализуемого проекта. 

- Подбор иллюстративного материала.

- Подбор физкультурного и туристического оборудования.

- Подбор экологических и дидактических игр.

-Изготовление папки-передвижки «Зелёная  аптека», «Грибы».

- Акция «Посади дерево».

- Подбор музыкальных произведений.

2 этап основной:  

- Беседа с детьми о туристах, рассматривание знаков поведения в природе. 

- Разучивание с детьми  стихотворений  и загадок о природе и туризме.

- Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр местности.                                                                                                       
- Интегрированное занятие: «Путешествие в страну Здоровейка»
3 этап заключительный:
- Спортивный праздник  «Туристёнок».

                             Содержание работы над проектом

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ожидаемый результат  

 1.

Беседа с детьми:

 -«Правила поведения на природе».

 - «Кто такие туристы»

-Беседы с детьми о семейных путешествиях.

Сентябрь

Формировать знания детей о правилах поведения в природе. Систематизировать знания детей о здоровом образе жизни. Дать понятие "туризм" и его особенности, рассказать о его значении в жизни человека. Учить ориентироваться   в пространстве. Воспитывать чувство любви к природе

2.

Утренняя гимнастика:

«Прогулка в лес»

Сентябрь

1 неделя

Создание позитивно эмоционального фона, психологического и эмоционального  настроя  у детей, удовлетворение их двигательной активности.

3.

Дыхательная гимнастика: «Путешествие в лес», «Ветерок»,

«Лес шумит»

Пальчиковая гимнастика: «Ботинки», «Ветер по лесу летал».

Сентябрь

Профилактика  дыхательных путей.

Развитие мелкой моторики рук.

4.

Интегрированное занятие:

«Путешествие в страну Здоровья»

Сентябрь

2 неделя

 Приобщение детей к здоровому образу жизни с помощью применения здоровьесберегающих  технологий и  игровых приёмов, воспитание бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение.

5.

Литературная гостиная:

В. Бианки «Приключения Муравьишки».

С.Михалков  «Весёлый турист».

Загадки о ягодах и грибах.

Сказка «На лесной

тропинке»  Т. Шорыгина.

Сентябрь

Слушать небольшие рассказы, отвечать на вопросы взрослого.

Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, заучивание стихов.

6.

Прогулка:

 «Мы ребята-туристята»

Сентябрь

3 неделя

Познакомить дошкольников с таким видом отдыха, как поход. Формирование у детей бережного и заботливого отношения к природе.

7.

Дидактические игры:

-«Угадай, что в мешочке?»

Собери по картинке»

-«Выбери нужное»

- «Съедобное – несъедобное»

Сентябрь

Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, внимательность. Воспитывать интерес к играм.

8.

Подвижные игры:

«Через ручеёк»

«Ловкий турист»

«К названому дереву беги»

«Земля, вода, воздух»

Сентябрь

Развивать у детей ловкость, выносливость, быстроту и интерес к подвижным играм. Воспитывать дружеские отношения в коллективе.

9.

Консультация    для родителей:

«Путешествуйте вместе,  или как туризм может сплотить семью».

 Папки-передвижки: «Зелёная Аптека», «Грибы»,

«С какого дерева лист»

Сентябрь

Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. Привлечение родителей  к совместной деятельности с детьми.

10

Спортивный праздник «Туристёнок».

Сентябрь

4 Неделя

Пропаганда здорового образа жизни, развитие интереса к туризму и активному отдыху. Воспитывать  у детей любовь к природе родного края.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Дети знают правила поведения на природе, в походе, с походным снаряжением. Будут ориентироваться в пространстве, получат знания о лекарственных растениях,  ядовитых растениях, которых следует остерегаться. Получают знания  о живой и неживой природе.

Родителей воспитанников узнают требования к физическому развитию дошкольников. Родители воспитанников заинтересуются детским туризмом, как средством активного отдыха, научатся проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности. Реализация проекта обеспечит преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в дошкольной группе, а значит, повысится эффективность работы по оздоровлению детей и экологическому воспитанию.

Родители станут организаторами, активными помощниками и участниками в проведении различных спортивных мероприятиях и экологических акциях.

Перспективы распространения проекта: В дальнейшем, проект может быть использован  в качестве руководства по организации образовательного процесса в  дошкольных учреждениях ДОУ.  По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в работе с детьми и родителями.

Литература:

  1. Ведерникова О. П. Детский турист. //Инструктор по физической культуре. – 2009.- № 4. – С. 49 -52.
  2.  Грицищина Т. Маленькие туристы. // Детский сад со всех сторон. 2004. - №36. – С. 2- 31.
  3.  Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет : Пособие для педагогов дошк. учреждений / [И.К. Шилкова и др.]; Науч. ред. Безруких М.М. - Н. Новгород : ВЛАДОС, 2001. – 333.
  4. Колмакова А. Н., Сысюк Т. П. Использование природный ресурсов. // Старший воспитатель. – 2013. - №7. – С. 24-28.
  5. Николаева, Светлана Николаевна.
    Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 108 с.; 21 см. - (Экологическое воспитание в детском саду : ЭВ).;ISBN 978-5-86775-735-9
  6. Полиевский С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 1984.- 79 с. 8. Рыжова Н.А. Я и природа. – М.: Линка Пресс, 1996. – 52 с.

Приложение

https://ekols.ru/wp-content/uploads/2020/04/y9nexffdp7-65083.jpg

 Спортивный праздник: «Туристёнок»

Цель: Пропаганда здорового образа жизни, развитие интереса к туризму и активному отдыху. Воспитывать  у детей любовь  к природе.

Задачи:

  1. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата.
  2. Упражнять в практическом применении простейших туристических умений и навыков.
  3. Учить соблюдать правила безопасного поведения во время игр на природе.
  4. Закреплять умение оказывать первую доврачебную помощь себе и товарищам в походных условиях.
  5. Развивать выносливость, быстроту, ловкость, координационные способности.
  6. Развивать познавательную активность.
  7. Воспитывать заинтересованное и бережное отношение дошкольников  к окружающей природе.
  8. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам.
  9. Способствовать формированию положительных эмоций.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, фотографий о походной жизни туристов. Знакомство со снаряжением туриста (рюкзак, палатка, котелок, одежда и т.п). Беседы на темы: «Кто такие туристы?», «О ядовитых грибах и растениях», «Лекарственные растения», «Береги природу», «Береги лес от пожара». Знакомство с аптечкой туриста. Упражнения в ориентировании на местности. Организация подвижных игр и эстафет на свежем воздухе. Рассказы о правилах поведения на природе и о традициях туристов.

Инвентарь:

Туристический флаг, маршрутные листы, эмблемы для станций,  задания к каждой станции, спортивный инвентарь для эстафет, рюкзаки с походным комплектом, аптечки, муляжи грибов, музыкальный центр, аудиозаписи детских и походных песен, грамоты.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов:

Использование игровых ситуаций, способствующих эффективному процессу получения детьми знаний, умений и навыков при участии в турслёте. Внедрение здоровьесберегающих  технологий, сохранение природы родного края.

Ход праздника:

Спортивная площадка украшена шарами, плакатами:  «Охраняй природу!», «Привет участникам турслёта!». Дети, одетые в спортивную форму под звуки марша проходят на площадку и строятся по периметру.

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать вас на осеннем турслёте «Туристёнок»! Сегодня здесь собрались команды юных путешественников, чтобы показать свои знания о природе, проявить ловкость, выносливость в преодолении туристических препятствий, а также продемонстрировать навыки необходимые в походных условиях.

Слово для приветствия участников предоставляется заведующей:

 Корсуновой Татьяне Викторовне

(открывает турслёт и предлагает поднять туристический флаг детям ). 

Ведущий: Турслёт  года объявляется открытым! А теперь давайте знакомиться, прошу команды представить себя!

 Команды по очереди называют своё название и девиз.

 1 команда

Название. «Туристята»

Девиз: Мы прошли дорог не мало, но огромен белый свет.

Выше нос свой, туристята, ведь похода лучше нет!

2 команда

Название. «Огоньки»

Девиз. Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде.

Ведущий. Ну, и, конечно же, еще одна очень важная команда - это, наше жюри. Поприветствуем их.

Ведущий. Представляет членов жюри.

За каждое правильно выполненное задание, жюри будет давать 2 балла, а если будут ошибки, то 1 балл.

Ведущий приглашает детей читать стихи.

Ребенок 1. Напрасно погодой пугали,

Снова идем мы в поход.

И тот, кто не струсит и выдержать сможет

Выиграет этот турслет.

Ребенок 2. Мы турслет, конечно, не забудем,

Все сейчас соревноваться будем.

Ловкость, смелость, быстроту, сноровку

Дошколята покажут очень ловко.

Ребенок 3. Ничего на свете лучше нету,

Как в турслёте одержать победу.

Тем, кто дружен, не страшны преграды

Мы желаем получить награды.

Ведущий.  Путешествие наше будет необычным. В разных частях детского сада поселились сказочные персонажи, с которыми мы с вами познакомимся. Они с нетерпением ждут нас и приготовили увлекательные и полезные рассказы и задания.

Ведущий: Каждой команде я вручаю маршрутный лист. Изучите его внимательно и по команде отправляемся в поход! Чтобы встретиться со сказочными героями, зарядиться силой, ловкостью, хорошим настроением, начинаем наш поход!

Дети: Да.

1. Станция «Спортивная »
«Переправа»

На станции «Переправа» дети проходят полосу препятствий.

Эстафета «Болото»

Участники команды делятся на пары: один переходит через «болото», наступая в лежащий на полу обруч, второй перекладывает обручи, прокладывая «дорогу через болото». При возвращении к месту старта участники меняются ролями.  Эстафеты пройдены.  Дети  продолжают маршрут по тропинке и приходят к  домику Лисы.

 Лиса:- Здравствуйте ребята! Я Лиса живу в лесу. А вы кто?

Дети: Мы туристы.

Лиса: А вы знаете, что нужно  брать туристом с собой в поход?

Дети: Да.

Лиса: А мы сейчас проверим ваши знания.

Игра «Собери рюкзак»

Атрибуты:  рюкзаки, котелок,  туристические принадлежности для эстафет:

«правильные» аптечка, топор и пила игрушечные, спички, соль, крупа, термос, консервы, мяч, компас, мыло, одноразовая посуда, бутылочка с водой и др.;

«неправильные»:  рогатка, машинки, газовая плита, телевизор и др.

Команды, приходящие на станцию, получают установку:

Лиса: «Планируется поход,  на улице тёплая погода. Подумайте, что из предложенных предметов нужно взять с собой, а что брать не следует и почему». На ознакомление  с предложенными предметами даётся 1-2 минуты.

Команды выстраиваются для проведения эстафеты. Лиса объявляет правила.

Каждый ребёнок по очереди подбегает к предметам,  выбирает один, нужный для похода. Бежит к рюкзаку, который лежит на некотором расстоянии от предметов с туристическими принадлежностями и кладёт выбранный предмет в рюкзак. Затем бежит обратно, и хлопком ладошки передаёт эстафету следующему участнику. Эстафета считается выполненной, когда последний участник, выполнив задание, пересечёт линию старт-финиш.

Лиса: Подводит итоги содержимое рюкзаков рассматривается и объясняется необходимость выбора того или иного предмета. Побеждает команда, которая правильно выполнила задание, не положив предметов, бесполезных в походе. Лиса благодарит, команды за участие раздает фишки. Команды  продолжают свой путь дальше по маршруту.

2. Станция «Мы здоровью скажем «Да».
Доктор Айболит: - Приветствую вас, друзья-туристы! Какие вы хорошие. А вы не болеете? Не кашляете? Насморка нет? Давайте-ка, я вас осмотрю и послушаю вас! (Слушает детей).

- Да, действительно все здоровы. Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? Больницы в лесу нет, а вот аптека - под ногами. Растения помогут вам, если вы будете знать, как их правильно использовать.

Запомни растение – мать-и-мачеха!
Если заболит голова – приложи ее лист к больному месту гладкой стороной. Свежим соком мать - и – мачехи можно лечить раны, ожоги и даже насморк.
А от комариных укусов хорошо помогает сок подорожника. Подорожник нужен, если вы порезались, – приложите чистый листочек к ранке и подержите – кровь остановится. Еще одно растение – одуванчик – лекарственный, в медицине применяются все его части – от корня до цветка. Одуванчик поможет при укусе насекомого – осы, пчелы или овода. Просто сорвите желтый цветок и смажьте его млечным соком место укуса. Но применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим.

Игра "Лекарственные растения?"
Картинки с изображением растений раскладываются на полянке далеко одна от другой. Доктор  называет ситуацию (царапина, укус и др.), а дети должны подбежать к растению, сказать его название и пояснить, как оно может им помочь.

Доктор Айболит: А вы знаете, что в лесу растёт много грибов. Вам очень повезет в лесу, если вы отыщите белый гриб, он же боровик, всем грибам генерал. А вот так выглядят ядовитые грибы!
 Никогда не собирай незнакомые грибы!
Игра « Съедобный или несъедобный»
На поляне расставлены большие грибы. Дети собирают грибы, какая команда лучше справиться. Доктор Айболит подводит итог конкурса и прощается, выдав фишку победителям. Участники продолжают  движение.
3. Станция «Экологическая»

Баба-Яга: — Что за шум? Что за гам? Вы кто такие, и откуда вы пришли?

А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес засоряют!

Воспитатель: — Мы не всякие, мы туристы!

Баба-Яга: - Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите, что натворили! А какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего сто лет! Ах! Какой был воздух! Аромат! А теперь? Та бумажка пролежит три года, а может быть и больше, пока природа переварит её.

А эта пластиковая бутылка и через пятнадцать, а то и через двадцать лет не исчезнет. Что смотрите? Уходите, сказано не пущу!

Воспитатель: Уважаемая Баба-Яга, наши ребята знают, как нужно себя

 вести в лесу.

Баба-Яга: - А это мы сейчас проверим.

Экологические знаки.

Баба-Яга проверят знание детей экологических знаков:

  • Не топчи цветы, траву.
  • Тщательно туши костёр, уходя с места отдыха.
  • Не кричи, не включай громкую музыку.
  • Не рви паутинки.
  • Не ломай ветки деревьев.
  • Не разоряй гнёзда птиц.

Баба-Яга: - А ну-ка скажите, куда девать мусор после себя?

Проводится конкурс «Кто быстрее соберет мусор».

Дети надевают перчатки, берут мусорные пакеты и по сигналу быстро складывают в них мусор.

Баба-Яга:

- Я скажу вам от души - все ребята хороши!
Очистили мне полянку.

Баба-Яга:  До свидания! Вам пора продолжать путь, получают фишки.

3.Станция  « Туристическая»
Лесовичок: Живет на свете старичок, зовут меня – Лесовичок.
Ношу я шапку из листвы и сапоги из бересты.
Хожу, брожу я по травинкам, как по узеньким тропинкам.
Сторожу я мир лесной. Каждый день и в дождь, и в зной.
Приглашаю всех ребят в  лесу  гулять, играть!
Посмотрите, как  на полянке  красиво.

Лесовичок: Ребята, в лесу мы можем услышать удивительные звуки природы. А вы хотите послушать голоса леса?

Дети отвечают. Да.

Лесовичок: Тогда будьте внимательны.

Включаем фонограмму: пение птиц, шум ветра, журчание ручейка.

Дети стараются отгадать, что услышали. Вокруг расставлены бабочки.

Лесовичок: Ребята, посмотрите, какие красивые бабочки, но мы с вами знаем, что их ловить нельзя, давайте мы их посчитаем. Дети считают бабочек.

Игра «Точный глазомер» - участникам предлагается на глаз определить, сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются Лесовичком.

Лесовичок: Молодцы, вы справились с заданием! Получите фишку.

Будьте внимательны в лесу!
5. Станция «Уголок Туриста»

Воспитатель. Молодцы! Ребята вот мы пришли к последней станции, вы, наверное, очень  проголодались,  но чтобы приготовить нам обед, что мы должны сделать? (Ответы детей ).

Воспитатель. Правильно, развести костер. А кому это можно делать?

Дети: Взрослым.

Воспитатель. Ребята, а как можно помочь взрослым?

Дети: Собрать сухие ветки с земли; с деревьев ветки рвать нельзя; так же еще обязательно нужно сделать ямку.

 Задание «Разведи костер».

Дети собирают палочки для костра, взрослые делают ямку. За тем, трое детей по очереди складывают по 2 палочки в костер.  Взрослый у костра  выставляет конус - «Зажигает огонь». А чем можно потушить костер?

Дети: Водой, землёй.

Воспитатель. Молодцы правильно. Костер развели, вода в котелке закипает.

А готовить мы с вами будем «Кашу».  Все герои собираются на поляне и угощают детей кашей из одноразовой посуды.

Воспитатель. Вместе мы с вами выполнили много заданий:  справились с полосой препятствий, добрались до последней станции, обед приготовили.

Воспитатель. Наш турслет заканчивается. Уходя с поляны, что необходимо сделать?

 Дети: Убрать мусор и потушить костёр.

 Воспитатель. Правильно, проверить, чтобы ни осталось мусора и обязательно потушить костер. Приглашаю всех участников дружно убрать мусор.

И пока жюри подводит итоги наших соревнований, приглашаю всех участников танцевать.

Музыкально - ритмический танец «Помогатор».

Ведущий. Вот и подошел к концу наш туристический  поход. Понравилось?

Дети: Да.

Ведущий:  Что нового узнали? Подведём итоги. Команды выстраиваются в шеренги напротив друг друга. Вы славно посоревновались, а теперь пришла пора узнать результаты.

Слово жюри. Награждение.

Жюри. За то, что вы проявили сегодня свою смелость, ловкость, сообразительность мы награждаем всех участников.                                                       Лиса, Старичок Лесовичок, Доктор Айболит, Баба- Яга  награждают команды «Грамотам»