Физкультминутки для детей 4-5 лет
картотека (средняя группа)

Альфиза Юлаевна Казакбаева

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.

Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений.

Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_dobrym_utrom.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутки для детей 4-5 лет

С ДОБРЫМ УТРОМ!

С добрым утром, глазки!   (Указательными пальцами поглаживать   глаза)
Вы проснулись?  
(Сделать "бинокль" посмотреть в него)

С добрым утром, ушки!   ( Ладонями поглаживать уши) 

Вы проснулись?    (Приложить ладони к ушам "Чебурашка")

С добрым утром, ручки! (Поглаживать)

Вы проснулись?    ( Хлопки в ладоши)

С добрым утром, ножки!  (Поглаживание коленок)

Вы проснулись?   ( Потопать ногами)

С добрым утром, солнце! Я - проснулся! 

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем в ладоши)

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.   (прыжки на двух ногах)

Ножками топчут: топ, топ, топ!   (ходьба на месте)

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают,   (ритмичное зажмуривание глаз)

После отдыхают.   (приседают, руки свободные)

РАЗМИНКА 1

Мы в ладоши хлопаем,

Хлоп-хлоп-хлоп.    (хлопки в ладоши)

Ножками мы топаем,   Топ-топ-топ.          (потопать ногами)

А теперь попрыгаем,       Прыг-прыг-прыг. (прыжки на месте)

Ножками подрыгаем,       Дрыг-дрыг-дрыг. (упор на одну ногу, другой

                                                                                 свободные  движения вперед-назад)

Я теперь мы посидим. (присели на корточки)

Друг на друга поглядим. (поворот головы вправо-влево)

РАЗМИНКА  2

Мы ногами топ, топ, топ!     (топают ногами)

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп!    (хлопают руками)

Мы глазами миг, миг, миг.     (моргают глазами)

Мы плечиками чик, чик, чик. (поднимают и опускают плечи)

Раз – сюда, два – туда, (повороты в стороны)

Повернись вокруг себя.  (кружатся)

Раз – присели, два – привстали. (приседание)

Руки кверху все подняли. (подняли руки вверх)

Раз – два, раз – два, (хлопки)

Заниматься нам пора.   (сложить руки полочкой)

БАБОЧКА

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Я МОРОЗА НЕ БОЮСЬ

Я мороза не боюсь,   (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь.   (Хлопаем в ладоши) 
Подойдет ко мне мороз,  
(Присели)
Тронет руку, тронет нос   (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать,    (Хлопаем в ладоши) 
Прыгать, бегать и играть
.   (Прыжки на месте)

МИШКА

Топай, мишка,    (топаем ногами)
Хлопай, мишка   (хлопаем в ладоши )
Приседай со мной, братишка   (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз  
(движения руками )
Улыбайся и садись.

САМОЛЕТ

Руки в стороны – в полёт     (дети бегут на носочках по кругу, расставив руки

Отправляемся  в полет               в   стороны)

Правое крыло вперёд       (поворот через правое плечо)

Левое крыло вперёд –       (поворот через левое плечо)

Полетел наш самолёт      (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

МЕДВЕЖАТА В ЧАЩЕ ЖИЛИ

Медвежата в чаще жили (ходьба на месте)

Головой они крутили   (голова вправо, влево)

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали   (втягивать носом воздух)

Дружно дерево качали   (руки вверх, качать вправо, влево)

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили  (ладошки лодочкой, втягивать губами воздух)

Друг за дружкою ходили    (ходьба друг за другом)

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали   (пятка, мысок)

Кверху лапы поднимали   (руки вверх)

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

ТЕПЛОХОД

От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход,
(Дети встали)
Раз, два,     Он шагнул назад сначала (Шаг назад)
Раз, два,      А потом шагнул вперёд,
 (Шаг вперёд)
Раз, два,      И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразное движение руками) 
Набирая полный ход.
(Ходьба на месте)

ПОСУДА

Вот большой пузатый чайник (руки на пояс)

Очень важный, как начальник     (руки в стороны, на пояс)

Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие, бедняжки   (приседаем)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются     (кружатся вокруг себя)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке      (руки вверх, на носочки)

Вот пластмассовый поднос    (вытянуться, руки по швам)

Он посуду нам принес   (вытянуть руки вперед)

ЛЕТЧИК

Быть шофером хорошо    (бегают по кругу, «рулят»)

А летчиком лучше            (бегают по кругу, руки в стороны)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин    (останавливаются, «наливают»)

Завожу пропеллер           (круговые движения правой рукой)

«В небеса мотор вези      (бегают по кругу, руки в стороны),

Чтобы птицы пели»

ПРОФЕССИИ

Мы в профессии играли    (ходьба на месте)
В миг мы лётчиками стали!   (прямые руки в стороны)
В самолёте полетали -      (покружиться вокруг себя)
И шофёрами вдруг стали!     (ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас      ( руки перед собой, «держим руль»)
Быстро едем, просто класс!  (бег вокруг себя с рулем)
А теперь на стройке мы        (ходьба на месте)
Кладём ровно кирпичи.      (руки перед собой согнуты в локтях)
Раз- кирпич и два, и три –     (поднимаем руки вверх)
Строим дом мы, посмотри!
(соединить прямые руки над головой)
Вот закончена игра,
Нам на стульчики пора.

ИНДЮК

Ходит по двору индю к (шаги на месте)

Среди уток и подруг. 

Вдруг увидел он грача  ( удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча   (головой покачать)

Сгоряча затопал  (потопать ногами)                                          

Крыльями захлопал   (руками,  похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар  (руки на поясе)

Или медный самовар    (сцепить округленные руки перед грудью)                                                  

Затряс бородою . (помотать головой, приговаривая «бл – бл – бл»)                                

Понесся стрелою ( бег на месте)

ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ  1

листья осенние тихо кружатся    ( кружиться на носочках, руки в  стороны )                                                                                    

листья под ноги нам тихо ложатся      (приседать)

и под ногами шуршат, шелестят      (сделать перетирающие движения руками)

будто опять закружиться хотят        (подняться , руки вверх и покружиться)

ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ 2

Мы листики осенние  (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели  (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели  (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели    (Дети садятся по местам.)

ДВА ЩЕНКА

Два щенка щека к щеке (потереть щеки)

Щиплют щетку в уголке  (пальцами щипать)

А у щетки половой
Палка есть над головой  
(руки поднимаем вверх и соединяем над головой)

Палка — щелк щенков с плеча  (хлопок по плечам.)

Два щенка ушли пища (пищать)

КОСМОС

Один, два, три, четыре, пять   (ходьба на месте)

В космос мы летим опять.     (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли        (подпрыгнуть)

Долетаю до Луны.            (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,     (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.       (ходьба на месте)

БУКВА «Л»

Буквой Л расставим ноги    (расставить ноги на ширине плеч)

Словно в пляске - руки в боки    (руки на пояс)

Наклонившись влево, вправо     (наклоны влево - вправо)

Получается на славу!    (развести руками)

Буква Л для всех важна   (погрозить пальцем правой руки)

Л для многих слов нужна: (погрозить пальцем левой руки)

Самолету и лягушке   (полететь как самолет, попрыгать)

Солнцу, листику, хлопушке    (руки вытянуть вверх,  потрясти кистями рук,

                                                     хлопнуть в ладоши)

КОШКА И СОБАЧКА

Кошка Муська моет носик. (ладонью потереть нос)

Кошка Муська ушки трет. (большим и указательным пальцем потеть мочки

 Потому, что нашу киску,     ушей)

К себе в гости Жучка ждет.

Им двоим совсем нескучно,

Сообща все веселей!

Вместе нюхать, (вдох через нос, выдох через рот)

Вместе лаять, (гав-гав)

И мяукать, и мурлыкать, (мяу-мяу,мур-мур)

И конечно же попрыгать. (прыжки на месте)

МАЛЕНЬКИЙ ЩЕНОК (движения по тексту)

Во дворе щенок играл,                      Три – налево поворот» –
Прыгал, бегал и считал:                   И помчался до ворот,
«Раз – прыжок и три кивка,            А потом вздохнул и сел:                                                   Два – направо голова,                        Он устал и присмирел.

СКАЧЕТ ШУСТРАЯ СИНИЧКА

Скачет шустрая синица,   (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,   (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,    (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок     (кружимся на месте)

Вот присела на минутку,   (присели)

Почесала клювом грудку,  (встали, наклоны головы   вправо – влево)                                               

И с дорожки на плетень,  (прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири                       (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!                (прыжки на месте на двух ногах)

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА

Очень холодно зимой,  (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой.  (шаги на месте)

Я надену шапку,   (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку   (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик    Потуже завяжу.   («завязываем» шарфик)

А потом красивые, Теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички  На ручки натяну.(поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький   (руки на пояс)

У меня есть валенки.   (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки  На горочку пойду.   (шаги на месте)

На горку поднимусь   (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь!

У-у-у-ух!   (быстрое движение рук вниз)

МАТРЕШКИ

Мы, матрешки, вот такие крошки.
        (Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
       (Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки, вот такие крошки
       (Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас розовые щечки      (Растирание руками щек)

Мы, матрешки, вот такие крошки
      (Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
      (Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

А ЧАСЫ ИДУТ ИДУТ

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)                                                              А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)                                            Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)                                                                         Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой                                                                                                                            Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)                                                                          А часы идут, идут (Ходьба на месте.)                                                                                           Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат                                                                                                                           Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут                                                                                                                                        То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

ПИНГВИН

Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.  (Шаг пингвина)
И по ледяной дорожке    
Прыгал он на правой ножке  (прыжки на правой ноге.)
А теперь подскок на левой –    (на левой)
И присел, согнув колени.   (присесть)
Встал, присел –  
И пять прыжков:  1 2 3 4 5 (прыжки)
Очень климат уж суров!

ПЕТУШОК

Мы сидели тихо-тихо,

дружно встали, побежали.

Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Ручками помашем, петушка покажем

Петя, Петя – петушок,

Золотой гребешок,   (делают гребень над головой)

Маслена головушка,  (гладят голову)

Шёлкова бородушка. (гладят подбородок)

Что ты рано встаёшь  (хлопают в ладоши)

Голосисто поёшь  (поют «ку-ка-ре-ку»)

Деткам спать не даёшь?  (поют «ку-ка-ре-ку»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки для детей 4-5 лет

В этом материале хочется рассказать о  значении  физкультминуток,которые помогают ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движ...

Физкультминутки для детей раннего возраста

Физкультминутки для детей раннего возраста...

Физкультминутка для детей

Использование в стихотворной форме двигательных упражнений...