Картотека пальчиковой гимнастики
картотека
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palch.gimn_.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули… (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили… (Волнообразные движения.)
Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
«Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть. (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)
«Помиримся»
Два больших пальца спорят:
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их. (Сцепляют большие пальцы друг с другом.)
«Удивительно»
Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно! (Дети сжимают левую руку в кулак.)
Видно, им прохладно стало, (Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)
Их укроем одеялом. (Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)
«Маланья»
У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)
Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
«Белка»
Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)
Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)
Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)
Воробью, (Разогнуть указательный палец.)
Синичке, (Разогнуть средний палец.)
Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)
Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)
Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
У Петиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане. (На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
«Магазин»
Мы пришли в магазин. (Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)
Мы купили торт — один, (Показывают 1 палец.)
Плюшек — две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)
Ватрушек — три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)
А киви купили — сразу четыре! (Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)
«Приготовили обед»
Сели как-то мы обедать (Имитация движения ложкой.)
И позвали в дом соседей. (Позвать движением ладони к себе.)
Скатерть белую накрыли, (Движения разглаживаем скатерть.)
Ложки, вилки разложили, Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)
Хлеб нарезали и сыр, (Движения вверх и вниз ребром ладони.)
Приготовили гарнир, (Резкое потирание кончиками пальцев.)
Помешали его в чашке (Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)
И добавили колбаски. (Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)
А из фарша всем котлеты
Жарили мы без диеты. (Ладони накладываются попеременно одна на другую.)
Посолили, поперчили, (Мелкие движения щепотью пальцев.)
Замесили. Не забыли (Сжимание и разжимание пальцев рук.)
Лук сердитый положить (Показать «сбор слез» в ладонь.)
И скорее все закрыть. (Хлопок в ладонь горизонтально.)
Наготовились, устали,
Печь пирожное не стали. (Провести по лбу тыльной стороной руки.)
«Подарки»
Пальцы в гости к нам пришли
И подарки принесли.
Будем мы их представлять
И подарки принимать.
Вот большой, он палец мудрый,
Книгу хочет нам вручить.
Указательный придумал
Нам фонарик подарить.
Средний нам принес коробку.
Интересно, что же в ней?
Пластилин есть и бумага
И набор карандашей.
Безымянный — славный мальчик,
Всем друзьям принес он мячик.
А малыш — мизинчик
Игрушечный автомобильчик.
Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»
И продолжим заниматься. (Выполнять движения соответственно тексту.)
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя!
(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)
«Дружная семейка»
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка! (Сжать руку в кулак несколько раз.)
«Смелый капитан»
На корабле из дальних стран (Показать «корабль».)
Плывет отважный капитан. (Показать капитана.)
Из тесной рубки у штурвала, (Крутят штурвал.)
В бинокль видел он немало. (Смотрят в «бинокль».)
«У девочек и мальчиков»
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
«Колючий клубок»
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Чтобы волк не уволок,
Превратился еж в клубок.
«Как живёшь?»
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
«Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста
Тесто жмем, жмем, жмем! очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки
«Салат»
Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметан кою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
Апельсин.
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)
«Сидит белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
«Машины»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Наши алые цветы
Распускают лепестки, плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.
«Божьи коровки»
Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)
«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать: последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.
«Мебель»
Мебель я начну считать показывают ладошки обеих рук.
Кресло, стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали, разжимают кулачки и показывают ладошки.
Десять пальчиков зажали! Сжимают кулачки и поднимают их вверх.
«Семья»
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой, Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка! Поднимают руки вместе с репкой.
«Дни недели»
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
«Горох»
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!" (хлопаем)
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
«Котята»
У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)
Сейчас все котята по парам стоят: (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)
Два толстых, два ловких,(Постукиваем большими , а потом указательными пальцами друг о друга)
Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними , а потом безымянными пальцами друг о друга)
Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)
«Капуста»
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)
«У Лариски – две редиски»
у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
«Кто в деревне живёт»
Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать
«Повстречались»
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека пальчиковой гимнастики
картотека пальчиковой гимнастики...
картотека пальчиковой гимнастики старшая группа
картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...
картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа
картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....
Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы
Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...