Здоровьесберегающие технологии в ДОУ (из опыта работы)
статья

Царева Лилия Николаевна

В статье описан опыт работы по теме "Здоровьесберегающие технологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii_tsareva_l._n.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ (из опыта работы)

         Царева Л. Н., воспитатель

                                                ГБДОУ детский сад №82 комбинированного вида

                                Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • Медико-профилактические.

Технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

  • Физкультурно-оздоровительные.

Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников (закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье, физические упражнения, спортивные мероприятия, игры и занятия физкультурой). Реализация этих технологий, осуществляется инструктором по физическому воспитанию и воспитателями.

  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Основная задача - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

  • Технологии валеологического просвещения родителей.

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Направлены на становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Свою работу по здоровьесбережению строю по следующим направлениям:

1. Профилактическо – оздоровительное.

  • Утренняя гимнастика 

Проводятся ежедневно в предварительно проветренном помещении, в летний период при благоприятных погодных условиях – на улице.

  • Гимнастика после дневного сна (гимнастика пробуждения) 

Проводится ежедневно и состоит из упражнений, направленных на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений.

  • Пальчиковая гимнастика 

Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

  • Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Дыхательная гимнастика («Часики», «Трубач», «Каша кипит», «Паровозик», «На турнике», «Шагом марш!», «Насос», «Регулировщик», «Летят мячи», «Лыжник», «маятник», «Семафор»). В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  • Физкультминутки (из собранной мной картотеки) проводятся во время образовательного процесса ежедневно.
  • Закаливание. Для поддержания микроклимата в нашей группе провожу кратковременное и  сквозное (в отсутствие детей) проветривание помещения в соответствии с графиком проветривания). Важной составляющей в системе закаливания является сон без маек. Но, организуя эту составляющую закаливания, использую гибкий подход к детям. Часто болеющие дети и дети, имеющие медотвод после отсутствия в детском саду по болезни, спят в пижамах. Еще одним элементом закаливания детей является мытье рук прохладной водой в любое время года, а в летний период для мытья рук используется только холодная вода.
  • Самомассаж. Игры с массажным мячом («Месим тесто», «Футбол», «Орех», Иголки», «Непростой шарик», «Ласковый еж» и др. — это высокоэффективный, универсальный, доступный, абсолютно безопасный метод самооздоровления, путём воздействия на активные точки расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей.
  • Утренний прием детей на свежем воздухе (в летний период).
  • Использование бактерицидного облучателя – рециркулятора.
  • Прогулки на свежем воздухе. Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Кракатам»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки»; игры с лазанием: «Колдунчики», «Тай-тай-выручай».
  • Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов и др.

2. Образовательное

  • НОД

Познавательное развитие: «Личная гигиена», «Полезная и вредная пища»,

«Здоровье и болезнь», «Витамины и здоровый организм», «Как устроено тело человека», «Режим дня», «Солнце, воздух и вода», «Я человек», «Что такое здоровье?», «Зачем нам нужен нос?», «Крепкие-крепкие зубы», «Как я дышу», «Дружим со спортом».

Физкультурное развитие: «Играем в мяч».

Речевое развитие: составление рассказа «Про меня».

  • Беседы с детьми:

«Наши помощники на прогулке», «Наши помощники у нас в гостях», «Мне было жаль…», «Как еда на стол пришла».

  • Чтение художественной и познавательной литературы:

Заболоцкий М. Т. «Приключения Захарки»; стихотворения С. Орловой «Ребятишкам про глаза», «Наблюдатели», «Телевизор», «Про очки», «Береги свои уши»; Е. Пермяк «Нос», «Язык»; Н. Сладков «Ящуркин нос»; В. Бианки «Чей нос лучше».

  • Рассматривание тематических альбомов:

«Про меня», «Про меня. Это видим мы глазами», «Про меня. Чем мне поможет нос», «Про меня. Чем мне помогут уши», «Про меня. Для чего человеку язык»,

«Про меня. Мои руки», «Про меня. Как я ем, двигаюсь, питаюсь».

  • Рассматривание иллюстраций:

рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением людей; рассматривание графической модели – схемы «Глаза», «Нос», «Уши», «Руки», «Общевитальные признаки».

  • Самостоятельная художественная деятельность детей
  • Сюжетно–ролевые игры:

«Собираемся на прогулку», «Семья»: игра - ситуация «Что за чем?», игра – ситуация «Повара», «День рождения», игра - ситуация «Делаем покупки», «Мы – спортсмены», «Спортивный клуб»,

  • Дидактические игры:

«Что такое дружба?», «Услышь меня», «Покажи части тела», «Разложи по порядку», «Витаминные домики», «Вода - наша помощница», «Вода это хорошо или плохо?».

  • Наблюдения на прогулке

3. Взаимодействие с семьей

  • Родительские собрания
  • Консультации для родителей:

  «Начинаем утро с зарядки», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка», «Помогите Вашим детям» (профилактика плоскостопия), «Не боимся мы мороза» (о пользе массажа), «Профилактика простудных заболеваний», «Мужики и мужички», «Свежий воздух для здоровья», «Какой спорт нужен Вашему ребенку».

  •     Использование наглядной агитации:

ширмы – раскладушки «Особенности физического развития детей 5 – 6 лет», «Витамины для здоровья зубов», «Целебные звуки»; фотовитрины «Раз, два, три, четыре, пять вышли детки погулять», «Любим спортом заниматься».

  • Проведение совместных мероприятий:

«Наш семейный выходной» (изготовление снежных построек на участке), спортивно – музыкальный праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

          Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов здоровьесберегающих технолгий в логоритмике" обобщение опыта работы в форме методической разработки

Один раз в неделю предлагаем проводить вместо утренней гимнастики логоритмическую разминку, которая включает в себя песенку-приветствие, маршировку и ходьбу разного вида, общеразвивающие упражнения, п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данный материал будет полезен для воспитателей ДОО....

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ (из опыта работы)

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и пед...

Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий. ( выступление из личного опыта работы)

Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения  здоровьесберегающих технологий.( выступление из личного опыта работы)...

Мы за ЗОЖ - применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)

Эта работа позволяет нам поделиться опытом со своими коллегами в области здоровьесбережения в ДОУ.  В ней мы показали какие технологии  используем для сохранения и сбережения детского здоров...

Здоровьесберегающие технологии в логопедии (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии используемые в логопедической работе. Гимнастики: дыхательная, для глаз, артикуляционная, психогимнастика, биоэнергопластика, кинезиотерапия....

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии как система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Используя здоровьесберегающие технологии в системе музыкально – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста решаются следующие задачи:-развитие специальных музыкальных способностей: коо...