«Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья детей»
консультация

Зинаида Федоровна Сафиуллина

«Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_molodogo_pedagoga.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

 «Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья детей»

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здорового поколения, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общество». 

В. А. Сухомлинский

Что же такое здоровье?

“Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений”.

Такое определение дает Всемирная организация здравоохранения.

Долг родителей и педагогов заключается в том, чтобы сформировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. В статье 38 Конституции говорится: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», а статья 63 Семейного кодекса РФ звучит так «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Так как приоритетным направлением деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, педагоги ищут эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Это в свою очередь предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

Цели работы с родителями:

- формирование у родителей здорового образа жизни, как ценности.

- знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.

- информирование их о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка.

- привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Совместная работа с семьей дошкольного учреждения строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.

2. Участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей.

3.Целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.

4. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

5. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразным видам закаливания)

6. Ознакомление с лечебно–профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используется: информация в родительских уголках, в папках передвижках

7. Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием медика, специалиста по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания.

8. Семинары – практикумы, деловые игры, дни открытых дверей для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале на площадке, закаливающие процедуры.

     Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей. 

Эффективными формами работы являются 

мероприятия для сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей:

- родительские собрания («Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Я здоровым быть мечтаю», «О здоровье всерьёз»)

- консультации («Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста», «Здоровьесберегающая среда в ДОУ».)

- конкурсы рисунков, поделок. («Здоровье глазами ребёнка»)

- спортивные праздники («Лето ходит по дорожкам»)

- праздники здоровья («Здоровая семья – здоровая страна»,

«Мама, папа, я – спортивная семья»)

- домашние задания

- папки-передвижки («Если малыш отказывается от еды», «Весёлая физкультура в квартире»)

-беседы

- туристические походы

- личный пример педагога

- нетрадиционные формы работы с родителями: дни открытых дверей,

практические показы (практикумы, социологические опросы, анкетирование, организация мини - библиотек, игры с педагогическим содержанием.

Условно их можно разделить на четыре группы:

-информационно – аналитические,

-познавательные,

-наглядно – информационные,

-досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках,   конкурсах, экскурсиях, походах).

Подробнее о некоторых из них.

Тематические встречи, уроки здоровья и семинары-практикумы.

При их планировании и проведении нужно стараться свести к минимуму лекционную форму преподнесения информации родителям, пытаться теоретическую часть построить в форме общения с родителями. Теоретическая часть должна быть дополнена практической составляющей – совместной двигательной деятельностью детей и взрослых (Например, «Играем пальчиками» .) Такие практические мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения. Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и тщательной подготовки. Можно оформить презентации, выставки, консультационный материал для родителей в виде буклетов и памяток, к оформлению пригласительных билетов на мероприятие привлечь детей.

Совместные физкультурные досуги, праздники.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы. родители охотнее и с большим желанием принимают участие в таких досуговых мероприятиях.

Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей (например, «Олимпиада») 

Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. (Спортивно -музыкальные праздники, День семьи «Папа, мама, я – отличная семья!») В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Дни открытых дверей.

При их организации приглашаем родителей к участию в жизни детского сада и группы. День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В День открытых пригласить родителей принять участие в проведении утренней гимнастики и спортивных состязаниях, в которых на спортивной арене детского сада встретятся дети, родители и педагоги.

Туристические походы.

Одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Домашние задания (индивидуальные и групповые, даются родителям)

Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми (например, решить вместе с ребенком кроссворд спортивной тематики; придумать и нарисовать свой талисман олимпийских игр; разучить стихи или загадки о природе, спорте; изготовить кормушку для птиц – групповые задания; потренироваться в отбивании и ловле мяча – индивидуальное задание).

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

И в заключение хотелось бы вспомнить притчу:

«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец».

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья детей»

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава?” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоро...

«Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья детей»

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава?” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоро...

«Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья детей в ДОУ»

Консультация будет интересна для воспитателей и других работников дошкольных учреждений....

Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья детей

Здоровье детей зависит не  только от их физических  особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения, о...

Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья воспитанников

laquo;Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», а статья 63 Семейного кодекса РФ звучит так «Родители несут ответственность за воспитание и развитие сво...

«Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья детей».

Доклад«Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья детей»....