Роль подвижных игр в ДОУ
презентация к уроку (старшая группа)

Канюкова Светлана Валерьевна

презентация и доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_podvizhnyh_igr_v_dou.pptx2.07 МБ
Файл vystuplenie_kursy.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подвижная игра, как средство оздоровления и всестороннего развития детей дошкольного возраста Музыкальный руководитель Канюкова С. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад № 168»

Слайд 2

Советские дети

Слайд 3

Современные дети

Слайд 4

Предметно – развивающая среда в ДОУ С учетом возраста С учетом физических способностей С учетом интересов детей С учетом времени года

Слайд 6

Музыкотерапия БАХ « ШУТКА» БРАМС «КОЛЫБЕЛЬНАЯ» ГРИГ «В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ» ВИВАЛЬДИ «МАЛЕНЬКАЯ СИМФОНИЯ» ЧАЙКОВКИЙ – ФРАГМЕНТЫ БАЛЕТОВ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», «ЩЕЛКУНЧИК, «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» ВСЯ МУЗЫКА МОЦАРТА ИМЕЕТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ.

Слайд 7

Использование здоровьесберегающих технологий в подвижных играх Пальчиковая гимнастика Игровой массаж Арт-терапия Логоритмика Ритмопластика Дыхательная гимнастика Психогимнастика

Слайд 8

Общие правила использования подвижных игр в ДОУ Вовлечение детей яркими атрибутами, считалками, стихами Дозирование физической нагрузки и двигательной активности Доступность по возрасту и интеллектуальному развитию Систематичность и регулярность использования Рефлексия

Слайд 9

Взаимодействие с родителями

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Всем известный факт, что от состояния здоровья детей зависит будущее всего общества. Ежегодная тенденция ухудшения здоровья у молодого поколения заставляет нас задуматься о тревожном будущем. Помимо экологических проблем, наследственных факторов, добавляются проблемы современного мира, связанные с малоподвижностью детей, нарушением осанки, зрения, психики и других заболеваний.

Видя и понимая эти нарушения, зачастую родители ничего не предпринимают. Считая, что спокойнее, если ребенок сидит в планшете или телефоне.

К сожалению, это реальность.

Наша задача, как педагогов, людей, проводящих с детьми большую часть времени, дать им как можно больше правильной нагрузки. Обеспечить физическое развитие, постараться компенсировать малоподвижный образ жизни занятиями, играми.

Если вернуться в прошлое, вспомнить, чем занимались в свободное время советские дети, мы обнаружим, что это были подвижные игры.

«Казаки-разбойники», «Салочки», «Догонялки», «Классики», «Резиночки».

Все они развивали координацию, ловкость, смекалку. Более того, объединяли детей, делали их дружнее, развивали коммуникативные качества и воображение.

Проходя уровни в тех же «Классиках» и «Резиночках», усложняя каждый этап, дети совершенствовали свои навыки, оттачивали мастерство. Важный дух соревнования, который в последнее время утрачен из-за пассивности детей, подбадривал и мотивировал быть лучше.

Не имея большого количества атрибутов, дети придумывали их сами, развивая фантазию, мышление. Учились использовать подручные предметы обихода и природы, давая им назначение в игре.

Все это постепенно ушло, как только появились первые гаджеты. Нынешнее поколение, в отличие от нас в их возрасте, знает много новых слов, связанных с электроникой, техникой. Но общение в реальной жизни сводится к минимуму.

Несмотря на всю проблемность ситуации, выход все же есть.

Наша педагогическая задача – вызвать у детей интерес к подвижным играм, научить их взаимодействию в процессе игры, полюбить этот вид деятельности.

В первую очередь в дошкольных учреждениях необходимо организовать предметно развивающую среду. Оформление игровых уголков должно быть тщательно продумано

- с учетом возраста

- по физическим способностям

- с учетом интересов детей

- по временам года

Все пособия должны быть просты в использовании, наглядны и интересны детям. Какие-то атрибуты необходимо оставить в свободном доступе. Иные использовать только совместно с педагогом.

Давайте перечислим, что может находиться в игровом уголке музыкального зала или группы.

ОБРУЧИ, ЦВЕТЫ, ПЛАТОЧКИ, ЛЕНТОЧКИ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ПО СЮЖЕТУ, МАСКИ ЖИВОТНЫХ, КРЫЛЬЯ БАБОЧЕК, БАРАБАНЫ, ЛОЖКИ, СУЛТАНЧИКИ, ГРИБОЧКИ, БУБНЫ, СНЕЖИНКИ.

Музыкальное сопровождение подвижных игр желательно, если не сказать – обязательно. Ведь с помощью музыки дети не просто играют, они прислушиваются к тему, ритму. Учатся двигаться соответственно характеру музыки. Более того, музыка – это отличный метод профилактики и лечения детских неврозов. При слушанье определенной музыки у человека выделяется эндорфин. Это помогает справляться с болью, стрессом.

Музыкотерапию в 2003 году Минздрав РФ признало официальным методом лечения.

Это может быть живое исполнение на фортепиано и других инструментах. А также запись.

Ученые давно обратили внимание, что далеко не вся музыка способствует правильному духовному и физическому развитию детей.

Рекомендуемый музыкальный материал для эффективности этой терапии:

БАХ  « ШУТКА»

БРАМС «КОЛЫБЕЛЬНАЯ»

ГРИГ  «В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ»

ВИВАЛЬДИ «МАЛЕНЬКАЯ СИМФОНИЯ»

ЧАЙКОВКИЙ – ФРАГМЕНТЫ БАЛЕТОВ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», «ЩЕЛКУНЧИК, «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»

ВСЯ МУЗЫКА МОЦАРТА ИМЕЕТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ.

Для подвижных игр подойдут различные русские народные песенки и попевки.

Музыку для подвижных игр необходимо подбирать радостного характера, бодрую, умеренно быструю. В играх с чередованием деятельности детей, следует чередовать контрастного характера музыку.

Использовать громкие внезапные звуки в младшем возрасте не рекомендуется.

Кроме музыкотерапии в подвижные игры можно включать элементы здоровьесберегающих технологий, таких как:

- пальчиковая гимнастика (особенно целесообразно использовать в младших группах)

- игровой массаж (самомассаж и взаимомассаж способствует мышечному тонусу, благодаря стимуляции тактильных ощущений происходит импульс от пальцев рук к речевому аппарату)

- арт-терапия (применяется для развития воображения и творческих способностей)

- логоритмика (для детей с проблемной дикцией, развивает слух, чувство ритма)

- ритмопластика (в старшем дошкольном возрасте для раскрепощения воспитанников, повышения творческой активности)

- дыхательная гимнастика (используется, начиная со старшей группы, только в 1 половине дня в проветренном помещении, активизирует мозговое кровообращение, повышает прилив энергии, осуществляет дренаж легких)

- психогимнастика (для коррекции взаимодействия и общения детей, снятия эмоциональной и интеллектуальной напряженности, формирования уверенности в себе)

Общие правила использования подвижных игр в ДОУ

  1. Вовлечение детей яркими атрибутами, считалками, стихами

2.Дозирование физической нагрузки и двигательной активности

3. Доступность по возрасту и интеллектуальному развитию ( от простого к сложному)

4. Систематичность и регулярность использования

5. Рефлексия и подведение итогов

Картотека игр, которые можно применять не только на музыкальных занятиях, но и на прогулке, в группе, на физкультуре

Младший возраст

  1. «Кот и мыши»

Воспитатель выполняет роль кота ( это может быть кукла или маска). Дети мыши. Их домики – это стулья.

Под легкую быструю музыку дети – мыши бегают по залу. Смена музыки – выходит кот. Дети прячутся в домики.

Аналогичные игры :

«Лиса и цыплята»

«Волк и зайцы»

«Автомобиль и воробьи»

  1. «Домик для зверей»

По углам зала лежат обручи, это домики. В роли животных дети по группам находятся внутри этих обручей. 1 группа – медведи, 2 группа – птицы, 3 группа – зайцы, 4 группа – лошадки. Слыша свою музыку, дети выходят в центр зала, имитируя движения своего персонажа. Смена музыки – дождь. Дети забегают в свой дом.

Цель игры, чтобы дети внимательно следили за музыкой.

Средняя группа

  1. «Музыкальный цветок»

Дети стоят в кругу, передавая под музыку друг другу цветок. Когда музыка остановится, тот, у кого цветок оказался, выходит на середину и танцует.

Аналогичные игры:

«Танцующая шляпа»

«Платочек»

  1. «Сороконожка»

Дети становятся паровозиком друг за другом. Начинают движение вперед под песенку:

«Сороконожка хорошо бежит.

Топает ногами, так, что пол дрожит.

Сороконожка никогда не устает,

Кто был хвостиком, пусть идет вперед.»

Последний ребенок становится вперед. Продолжается движение.

  1. «Барашки» АВТОРСКАЯ

Дети расположены по залу в свободном порядке.

«В роще бегают барашки»   - бегут

«У барашков есть кудряшки» - курят руками перед собой «моторчик»

«Покружились, покружились» - два оборота вокруг себя

«И по парам подружились» - быстро найти себе пару.

Старшая группа

  1. «Космонавты»

Рекомендуется играть в эту игру по подгруппам.

На полу лежат обручи, меньшим количеством чем детей.

Дети , стоя в свободном порядке, читают закличку:

«Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет!»

Дети бегают, по залу, по сигналу каждый должен найти себе «ракету».

Опоздавшие садятся на стулья.

  1. «Ворона» АВТОРСКАЯ

Выбирается один ребенок водящий – «ворона», на него надевается корона. У вороны есть домик – обруч.

Ворона ходит по залу, имитируя движения крыльев и «дразня» детей. Дети читают или поют:

«Машет крыльями ворона – кар. Кар. Кар.

И несет свою корону на базар.

Не дадим тебе корону продавать.

Будем черную ворону догонять!»

Под быструю музыку ворона должна спрятаться в домик, а цель детей, догнать ее до этого и снять корону. У кого это получилось, тот становится вороной.

  1. «Дружный хоровод» АВТОРСКАЯ

Дети стоят в хороводе, взявшись за руки.

Идут по кругу и Поют песню:

«Дети дружно встали в круг,

За руки возьмитесь.

Каждый в круге лучший друг,

Все вы улыбнитесь.

Если музыка звучит, хоровод кружится.

А как только замолчит,

Всем остановиться!»

Дети останавливаются и проговаривают:

«Раз, два, три! В пару друга ты бери!»

Кто быстрее найдет себе пару и встанет в «лодочку».

Эту игру можно усложнить, сделав два круга – внешний и внутренний.

Подготовительная группа

  1. «Кто спрятал клад» АВТОРСКАЯ

Интерпретация игры «Колечко, выйди на крылечко»

Дети делятся на две команды. Одна команда прячет клад, вторая отгадывает. У кого он спрятан.

«По дорожке мы пойдем.

Клад волшебный мы найдем.

Кто же, кто же спрятал клад?

Спросим у своих ребят»

«Мы не скажем. Не просите,

Сами вы его найдите!

Имя на …. Начинается,

На ….. кончается»

Дети должны угадать имя, у кого спрятан клад.

  1. «Воротца» АВТОРСКАЯ

Игру можно приурочить к весенним духовным праздникам.

Выбираются два водящих, которые держат сцепленные руки вверху, образуя ворота.

Дети ручейком проходят сквозь эти ворота, пропевая песню:

« Как у наших у ворот

Верба старая растет.

Верба ветки заплела

И воротца создала.

Сквозь ворота кто пройдет.

Кто в ловушку попадет.

Будет с вербой танцевать.

 Начинаем мы играть!»

Водящие опускают руки, поймав одного из детей. Они втроем берутся за руки и танцуют. Все остальные хлопают. Игра повторяется 3-4 раза.

Не лишним будет провести консультации или родительские собрания на тему «Роль подвижных игр в жизни дошкольника».

Можно подготовить краткосрочный или долгосрочный проект на эту тему. Где родители будут взаимодействовать со своими детьми, вспоминая игры своего детства, присылая фото- и видео-отчеты. Сделать стенгазету. Провести соревнования, онлайн-марафоны. Это сплотит семью, отвлечет от гаджетов, поспособствует физическому оздоровлению всех членов семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»

 «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»   Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий ее уровень – гипокинезия – один и...

Роль подвижных игр в формировании всестороннего развития детей дошкольного возраста

Игра является одной из основых видов деятельности.  Благодаря  игре  ребенок развивается и получает все необходимые навыки для дальнейшего жизненного опыта. Дети любят играть, в э...

Консультация для родителей на тему: "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста".

Данный материал рассказывает родителям о важной роли подвижных игр в жизни дошкольника....

Роль подвижных игр в развитии познавательных процессов старших дошкольников.

Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми и играми на бумажных носителях. Конечно, эти игры стимулируют развитие умственных и творческих способностей детей, но...

роль подвижных игр в развитии ребенка

В консультации предоставлен материал , с помощью которого можно увлеч детей в подвижные игрыи представлено усложнение игр если детипотеряли к им интерес. Как можно усложнить игры и продолжить развиват...

презентация "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Презентация для родителей детей дошкольников. в презентации раскрывается роль подвижных игр в развитии детей на прогудке, во время занятий, в семье....


 

Комментарии

Олеся Николаевна Муравьева

Подвижные игры объединяют детей общей целью. Это очень важно. Спасибо!