развитие межполушарного взаимодействия
презентация к уроку (подготовительная группа)
упражнения по развитию межполушарного взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_mezhpolusharnogo_prostranstva.ppt | 1.84 МБ |
sensornoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Движение – жизнь! Н.М.Амосов Цель: Познакомить развивающими возможностями системы упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия на примере деятельности педагога-психолога
Биоэнергопластика Развитие межполушарного взаимодействия Кинезитерапия Кинезиология Словарь:
Актуальность Способствует слаженной работе нервной системы человека Помогает в организации работы группы детей, имеющих разные стартовые возможности Возможность использования с разными возрастными категориями: дошкольники, школьники, взрослые
Авторы С. В. Коноваленко Т. Трясорукова
Колечко. Поочередно, как можно быстрее перебирать пальцы рук , соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Кулак – ребро- ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняются сначала правой рукой, потом – левой , затем двумя руками вместе. Лезгинка. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги . Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки , буквы. Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос , хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Змейка. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Горизонтальная восьмерка. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Следить немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы.
Использование в системе работы педагога-психолога в логопедической группе: Логопедическое занятие Логопедическая разминка Специально организованное мероприятие основной задачей которого является развитие межполушарного взаимодействия Мастер-класс для родителей Использование в комплексе с другими эффективными методами и приемами для решения поставленных задач Использование в комплексе с другими эффективными методами и приемами для решения поставленных задач
Логопедическая разминка
Использование системы упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия способствует: развитию комиссур (межполушарных связей) Развитию общей и мелкой моторики, координации движений; развитию внимания, памяти, речи, мышления синхронизации работы полушарий Повышает эффективность педагогического воздействия
Французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный…
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
В рамках современного подхода к пониманию восприятия как особой деятельности экспериментальные исследования Б.Г. Ананьева, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Т.О. Гиневскои, Т.Е. Ендовицкой, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, М.И. Лисиной, Я.З. Неверович, А.Г. Рузской, Е.Ф. Рыбалко и др. выявили закономерности развития восприятия в онтогенезе.
Было установлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий – структурных единиц процесса восприятия у человека (Запорожец А.В., 1941). Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватного предметному миру и соответствующего задачам деятельности. Перцептивное действие тесно связано с практическим. Эта связь проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере – в движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур. В ходе выполнения этих действий осуществляется «уподобление» движений органов чувств особенностям воспринимаемого предмета (А.Н. Леонтьев). Это приводит к снятию «слепка», «копии» этого объекта, созданию своеобразной модели через непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверку и коррекцию образа (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Развитие перцептивных действий сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». В развитии восприятия перцептивные действия являются действиями обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками – сенсорными эталонами. В качестве эталонов выступают выделенные на протяжении истории человечества определенные системы, закономерно построенные ряды форм, величин, цветов и т.д., которые получили определенное речевое обозначение.
В онтогенетическом развитии происходит овладение обследованием предмета, способами ориентирования, выделения определенных свойств (способами рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также усвоение систем сенсорных эталонов, через которые индивид усваивает общественный сенсорный опыт (А.В. Запорожец).
Впоследствии внешние действия с внешними предметами сокращаются, автоматизируются и интериоризируются. При этом внешние действия переходят в умственный план, а эталоны – в содержание памяти. Ориентировка становится операцией в структуре целостного действия. В результате ориентировки превращаются в один из психических процессов: если они направлены на признаки внешних объектов – в восприятие, а если на существующие связи между предметами – в мышление. На этом этапе они могут отрываться от текущей деятельности, приобретая относительную самостоятельность и собственную логику развития, и, в частности, предвосхищать практические действия, обеспечивая их регуляцию.
Из описанного выше хода развития восприятия становится ясно, что необходимым условием психического развития ребенка является созревание его организма, нервной системы. Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание анализаторов (прежде всего зрительного, слухового). Однако эти органические условия создают лишь возможности, предпосылки развития восприятия.
Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что у новорожденных детей имеются рефлекторные реакции, показывающие готовность анализаторов к приему внешних воздействий. Изучение деятельности зрительного анализатора выявило наличие изменений общей двигательной активности в ответ на действие световых раздражителей. В работах отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М.П. Денисовой и К.Л. Фигурина, А.И. Бронштейна и Е.П. Петровой, Н.И. Касаткиной и А.И. Левиковой и др.) описано повышение тактильной чувствительности, развитие слухового анализа и зрительного восприятия младенцев.
Однако органические предпосылки сенсорного развития (в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем) еще не являются самодостаточными для первоначального освоения ребенком человеческого опыта, лежащего в основе формирования его психических свойств и способностей. Необходимо приспособление деятельности анализаторов к особенностям окружающего ребенка мира.
Развитие приспособительных механизмов сенсорно-перцептивной сферы ребенка на первом году жизни достаточно хорошо изучено.
Выделено четыре возрастных периода, характеризующих сенсорное развитие детей этого возраста.
Важнейшими приобретениями первого периода (от рождения до конца первого месяца) является:
- появление следящего движения взора (через несколько часов после рождения);
- появление конвергенции (на 2-3-й неделе);
- зрительное сосредоточение (на 3-4-й неделе);
- увеличение расстояния, с которого ребенок может следить за движущимся предметом;
- слуховое сосредоточение (на 2-3-й неделе – по мнению Н.Л. Фигурина и М.П. Денисовой, на 9-й день – по данным А.И. Бронштейна и Е.П. Петровой).
На протяжении второго периода (от одного до трех месяцев), по данным исследований В.М. Бехтерева, Н.М. Щелованова, зрительная реакция начинает играть ведущую роль. Г.Л. Розенгарт-Пупко характеризует третий месяц как основной в развитии зрительного восприятия ребенка первого года жизни: раздражители, отнесенные к другим рецепторным системам – слуху и осязанию, – у трехмесячного ребенка вызывают зрительную реакцию (поворот головы на звук голоса и поиск взглядом говорящего человека; перемещение взгляда на случайно задетую рукой игрушку). В этом возрасте, по данным исследований, возможны выработки первых нестойких условных рефлексов на слуховые и зрительные раздражители (Л.И. Левикова, Н.И. Касаткин, М.О. Шрифтзетцер, Ц.П. Неманова).
Третий период (от трех до шести месяцев) характеризуется исследователями как период активного развития руки как органа действия и органа познания (Г.Л. Розенгарт-Пупко и др.). Первоначально появляются ощупывающие движения своих рук, а затем – движение руки по предмету. К концу шестого месяца происходит важное изменение отношений между зрительным восприятием и движением руки. Зрительное восприятие вызывает движения руки и регулирует движения в отношении направления и формы. В этот же период (с четвертого месяца) становится возможным получать устойчивые дифференцировки световых (Н.И. Касаткин) и звуковых (Н.П. Нечаева, А.М. Левикова и др.) раздражителей.
Основное новообразование четвертого периода (с шести до двенадцати месяцев) – связывание движений в определенной последовательности под контролем воспринимающего органа и формирование двигательных систем. Появляется воспроизведение предъявленного образца, моделирование внешнего воздействия. Исследования показали возможность выработки устойчивых дифференцировок у детей этого возраста: тонкой дифференцировки звуков по высоте в возрасте шести-семи месяцев (Н.П. Нечаева); дифференцировки основных цветов спектра на восьмом месяце (М.П. Денисова, Н.Л. Фигурин); зрительное различение глубины, начиная с шести с половиной месяцев (Дж. Гибсон).
Таким образом, общее значение первых месяцев жизни для сенсорного развития ребенка заключается главным образом в подготовке анализаторов к предметному восприятию внешнего мира, в приспособлении их работы к особенностям внешних воздействий.
Исследования детей второго-третьего года жизни показывают, что развитие сенсорных функций в этом возрасте определяется предметной деятельностью (Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова, Н.М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой – должны быть учтены при выполнении предметного действия.
В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основная линия сенсорного развития детей второго-третьего года жизни – формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
#СИДИМДОМА Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же перио...
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...
Инновационная деятельность. Проект. Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуального развития детей.
Межполушарному взаимодействию в последнее время уделяется особое внимание. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, творческое; левое полушарие – матема...
Развитие межполушарного взаимодействия, как основа развития интеллекта и физического развития детей
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де Монтень...
Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»
В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...
Консультация для воспитателей «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»
laquo;Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетически...