Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе: «Основы первоначальной грамоты»
картотека (старшая группа)
Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе: «Основы первоначальной грамоты»
Дид. игра «Магазин»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.
Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.
Дид. игра «Звуковое лото»
Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.
Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ….? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.
Дид. игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).
Дид. игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дид. игра «Путешествие в страну звуков»
1 вариант
Цель: Развивать фонематический слух.
Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.
2 вариант
Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.
Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4,5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.
3 вариант
Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.
Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.
4 вариант
Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.
Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.
Дид. игра «Автобус»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.
Дид. игра «Ворота»
Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.
Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды).
Дид. игра «Подними нужную карточку»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.
Дид. игра «Слова – друзья»
Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.
Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие).
Дид. игра «Звуковые часы»
Цель: Учить детей измерять длину слов.
Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.
Дид. игра «Найди общий звук»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.
Дид. игра «Назови звук»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»
Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.
Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек.
Дид. игра «Цветочки – лепесточки»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного).
Дид. игра «Третий лишний»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) .
Дид. игра «Найди ошибку»
Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука.
Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) .
Дид. игра «Братцы – акробаты»
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч.
Дид. игра «Назови слова»
Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки.
Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».
Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула).
Я сегодня утром рано
Умывалась из под (крана).
Наша старшая сестра
Вяжет с самого (утра).
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с (Тамарой).
Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу).
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную (лепили) .
Как у нашей дочки
Розовые (щечки).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
А рядом бегемотики
Схватились за (животики).
А слониха вся дрожа,
Так и села на (ежа).
Дид. игра «Назови последний звук слова»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]).
Дид. игра «Найди пару»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце)
Дид. игра «Найди домик 1»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_did-st.gr_.docx | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе: «Основы первоначальной грамоты»
Дид. игра «Магазин»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.
Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.
Дид. игра «Звуковое лото»
Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.
Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ….? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.
Дид. игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).
Дид. игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дид. игра «Путешествие в страну звуков»
1 вариант
Цель: Развивать фонематический слух.
Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.
2 вариант
Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.
Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4,5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.
3 вариант
Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.
Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.
4 вариант
Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.
Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.
Дид. игра «Автобус»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.
Дид. игра «Ворота»
Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.
Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды).
Дид. игра «Подними нужную карточку»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.
Дид. игра «Слова – друзья»
Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.
Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие).
Дид. игра «Звуковые часы»
Цель: Учить детей измерять длину слов.
Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.
Дид. игра «Найди общий звук»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.
Дид. игра «Назови звук»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»
Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.
Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек.
Дид. игра «Цветочки – лепесточки»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного).
Дид. игра «Третий лишний»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) .
Дид. игра «Найди ошибку»
Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука.
Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) .
Дид. игра «Братцы – акробаты»
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч.
Дид. игра «Назови слова»
Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки.
Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».
Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула).
Я сегодня утром рано
Умывалась из под (крана).
Наша старшая сестра
Вяжет с самого (утра).
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с (Тамарой).
Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу).
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную (лепили) .
Как у нашей дочки
Розовые (щечки).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
А рядом бегемотики
Схватились за (животики).
А слониха вся дрожа,
Так и села на (ежа).
Дид. игра «Назови последний звук слова»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]).
Дид. игра «Найди пару»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце)
Дид. игра «Найди домик 1»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.
Дидактические игры о животных
Игра «Кто поможет малышу?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.
Правила игры: Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.
Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т. д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.
Игра «Волшебный поезд»
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
Материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображениями животных.
Ход игры
Играют две команды (в каждой по 4 ребенка-проводника, которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит «поезд».
Вос-ль: перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.
Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
Игра «Зоологическая столовая»
Цель: Формировать представление дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.)
Ход игры
Играют две команды по 3-5 человек.
Воспитатель: как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим. Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.
«Чудесный мешочек»
Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Материалы: мешочек.
Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
«Животные Африки»
Дид. задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.
Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.
Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.
Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
«Лесные жители»
Цель:
Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.
Материал:
Картинки: животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных.
Схема для составления описательных рассказов о животных.
Правила игры:
Ребенку предлагаются картинки с изображением животных.
Назови животных. Где они живут?
Выбери и опиши животного по схеме.
Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья)
Подбери животным их домики. Кто где живет?
Чем питаются животные? Выбери картинки.
«Экотаблицы»
Цель:
Систематизировать знания о животном мире.
Формировать умение пользоваться графическими символами.
Развивать логическое, образное мышление.
Материалы:
Таблицы с графическими символами;
Предметные картинки с изображением представителей животного мира.
Правила игры:
1. Ребенок выбирает таблицу с графическими символами и объясняет, какое животное зашифровано.
2. С помощью таблицы составляет последовательный рассказ о животном.
«Я знаю»
Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.
Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет
Дидактические игры о не живой природе
Дидактическая игра «Картина природы»
Цель:
Расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух).
Материал:
Объемная четырехгранная пирамида с изображением воды, земли, воздуха; съемные значки с картинками животных, растений, птиц, рыб, насекомых.
Правила игры: Предлагаем детям рассмотреть грани пирамиды и рассказать, какая это среда обитания. Выбрать среди значков картинки живых существ, обитающих в каждой конкретной среде, разместить их на соответствующих гранях пирамиды и объяснить свой выбор.
Пример: «Это море. В море живут рыбы, морские млекопитающие, рачки, разные водоросли. Я выберу картинку с изображением дельфинов, поселю их в море, потому что это морские млекопитающие».
Суша, воздух, вода Вода, воздух, суша
«Лягушка – путешественница»
Цель:
Обобщить знания дошкольников об объектах живой и неживой природы, об их особенностях, свойствах, характерных признаках, взаимосвязях.
Материал:
Игровое поле, карточки с изображением объектов живой и неживой природы на различные виды обобщений (человек, домашние и дикие животные, животные севера и жарких стран, птицы, насекомые; растения: ягоды, деревья, цветы; радуга, облака, снег, дождь, схематические карточки - обозначения с различными признаками природных объектов и явлений (крыло - лапа, лес -дом, когти - копыта, весна – зима, кубик, пуговицы - лягушки, фишки - насекомые.
1 вариант: «Лягушечьи загадки»
Цель:
Учить классифицировать объекты живой и неживой природы по заданному признаку.
Ход игры:
Дети раскладывают изображения, ориентируясь на карточки - обозначения. (Например: на левой стороне игрового поля находиться карточка - обозначение «когти», на правой - «копыта». Дети работают над обобщением понятий «хищники» и «травоядные»)
2 вариант: «Любопытная лягушка»
Цель:
Выявить взаимодействие между человеком и объектами природы, между объектами живой и неживой природы.
Ход игры:
Вокруг карточки «человек» хаотично выкладываются изображения объектов живой и неживой природы. Ребенок забрасывает лягушку, выявляет положительные и отрицательные связи выпавшего объекта с человеком (Например: Корова дает человеку молоко, но может больно бодаться и т. д.). В центре вместо карточки «человек» можно поместить любую другую (например, «лиса», тогда дети будут выявлять связи между различными природными объектами (Например: лиса может спрятаться за камнем. Лиса ищет под камнем мышку.)
3 вариант: «Маленькие хитрости»
Цель:
Определить способы приспособления живых организмов к условиям окружающей среды.
Ход игры:
Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок называет способы приспособления живых организмов к среде обитания (Например: У бабочек длинный хоботок, чтобы добывать нектар из цветов.)
4 вариант «Лягушка ищет друзей»
Цель:
Развивать ассоциативное мышление на основе выделения общих свойств и признаков объектов природы.
Ход игры:
Забрасывая 2 раза пуговицу - лягушку на игровое поле, ребенок определяет связь между выпавшими объектами, ориентируясь на их общие признаки (Например: Лягушка и снег – холодные, щука и тигр – хищники)
5 вариант «Лягушка – болтушка»
Цель:
Развивать связную речь на основе использования имеющейся у детей экологической информации.
Ход игры:
Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок составляет сложные предложения о выпавшем объекте (Например: Пчела - это насекомое, которое живет в улье. Слон - это животное, у которого есть хобот) Играя с перевернутыми вниз изображениями карточками, ребенок может описывать выпавший объект, не называя его. Загадывать объект ребенок может используя только средства пантомимы.
Во всех игровых вариантах за правильные ответы дети получают фишки с изображением жучков и червячков. Выигрывает тот, у чьей лягушки больше всего насекомых.
Дидактическое пособие «Путешествие капельки Капы»
Цель:
Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Материал:
Пано-схема, карточки с изображением: снежинки, дождя, сосульки, кипящего чайника; лужи, крана с водой, снежного сугроба.
Вариант сказки:
Дети садятся вокруг пано. Воспитатель рассказывает сказку о путешествии маленькой капельке «Капе».
Жила – была маленькая капелька. Звали ее Капа. Вот она! (показ карточки с изображением капельки). Однажды капельке стало грустно и она решила отправиться в путешествие. В это время по небу проплывала дождевая тучка, и капелька быстро прыгнула на нее. Посидела чуть – чуть, посмотрела вокруг и внизу увидела цветочки. Они были такие яркие, такие красивые, что
капельке обязательно захотелось к ним. Она превратилась в дождик и попала на цветочек. Капельке очень понравилось дружить с цветочками.
Но Капа была очень любопытной, ей хотелось дальше путешествовать, и она
решила прыгнуть в озеро. Поплавала там немножко, поиграла с рыбками, а рядом с озером росло большое – пребольшое дерево. Корни этого дерева любили пить воду из этого озера, и наша капелька вместе с водичкой по
корешкам и по стволу попала на самую верхушку. Она сидела и раскачивалась и пела свою любимую песенку. Но выглянуло солнышко, и капелька превратилась в белое облачко. Вот так с тех пор и путешествует наша капелька Капа.
По ходу рассказывания сказки воспитатель перемещает капельку по кругу с объекта на объект.
• Где мы можем встретить капельку Капу? (в кране, в луже, в сугробе и т. д.) – выставляются карточки.
• Какая может быть капелька? (жидкая, газообразная, твердая) –выставляются карточки.
• Какая бывает вода в кране? (холодная и горячая)
• Какую пользу приносит капелька?
• Что будет, если капелька исчезнет?
«Что это такое?»
Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.
Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.
«Живое – неживое»
Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе.
Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
Дидактические игры о растениях
Игра «Волшебный цветок»
Цель:
Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.
Материал:
Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.
Правила игры:
Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 – очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 – предсказание погоды, № 4 – украшение окружающего мира, № 5 – создание настроения, № 6 – применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.
Вариант:
У каждого игрока свой «цветок». Ведущий загадывает загадки по символам. Ребенок отгадывает и выкладывает лепестки. Побеждает тот, кто выполнил задание правильно и быстро.
Игра «Чудо-дерево».
Цель:
Закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.
Материал:
Игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести.
Правила игры:
Дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек.
Игра «Кто дружит с деревом?»
Цель:
Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Материал:
Пано с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.
Правила игры:
На столе стоит пано и разложены карточки с картинками. Дети поочереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает почему это животное дружит с деревом.
Например:
Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.
Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.
Игра «Вершки - корешки»
Цель. Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части. Развивать умение сравнивать. Учить составлять изображение из двух частей, образующих единое целое. Закреплять названия растений, развивать чувство формы, цвета.
Правило игры. Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки-корешки».
Игра «Лесной многоэтажный дом»
Цель: углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах»(ярусах) смешанного леса.
Материал: модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.
Ход игры
I вариант. Воспитатель дает детям задания расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
II вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.
Игра «Кто рядом живет»
Цель: обобщить представления детей о луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал: Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) – по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цветов.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что они обитают в воде, другие – возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.
Ход игры
В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цветов. Дети надевают маски (шапочки).
Вос-ль: определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.
После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.
Игра «Живые цепочки»
Цель: расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.
Материал: Маски (шапочки) животных и растений.
Примечание: могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем) рожь, мышь, аист (поле).
Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.
Ход игры
Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. Игра проводится в несколько этапов.
Воспитатель: по команде «Цепочка стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.
Команда, которая первой правильно построится, а так же объяснит последовательность построения, станет победителем.
На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.
На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой-либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.
Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинить.
«Назовите растение»
Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т. д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ?
«Назови три предмета»
Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, кото
Весной, летом, осенью.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
Дидактические игры. Эмоции (старшая и подготовительная группы)
Александра Куянова
Дидактические игры. Эмоции (старшая и подготовительная группы)
«Маски»
(старшая и подготовительная)
Цель: Из отрывков произведения понимать и представлять чувства героев и их настроение. Закрепить умение передавать эмоции при помощи мимики и жестов. Воспитывать эмоциональное благополучие.
Игровые правила: не перебивать товарища, отвечает тот, кого спросили.
Игровые действия: поиск картинки, пантомима.
Ход игры: Воспитатель выставляет перед детьми картинки. Затем читает отрывок произведения и просит подобрать к нему соответствующую картинку. Ребенку нашедшего правильный ответ нужно изобразить чувство с помощью мимики и жестов.
Итог игры: Тот, кто хорошо справился с заданием, получает фишку.
«Воздушные шарики»
(старшая и подготовительная)
Цель: Учить различать эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики. Соотносить мимику с эмоциональным состоянием. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игровое правило: действовать по очереди.
Игровое действие: выражение эмоций с помощью мимики и жестов.
Ход игры: Карточки разложены на столе и закрыты. Дети по одному берут карточку, определяют эмоциональное состояние шарика и пытаются изобразить это на своем лице. Если попытка удалась, дети выражают одобрение хлопками.
Итог игры: Тот, кто хорошо справился с заданием, получает фишку.
«Мы и природа»
(старшая и подготовительная)
Цель: Показать детям, что человек и природа едины. Научить видеть эту взаимосвязь. Понимать, что природа в разное время года, вызывает у людей разное настроение. Развивать речь. Воспитывать эстетические чувства.
Игровое правило: внимательно слушать ответы товарищей.
Игровое действие: слушание муз. отрывка, поиск картинки, рассказ.
Ход игры: Картинки выложены на столе. Включается одно из музыкальных произведений «Времена года», например, «Осень – ноябрь». Детям предлагается найти картинку, которая подходит к этому муз. отрывку. Рассказать какое настроение они создают.
Итог игры: За правильный ответ дети получают фишки.
«Что за погода?»
(старшая и подготовительная)
Цель: Показать детям, что человек и природа едины. Научить видеть эту взаимосвязь. Понимать, какие чувства вызывают те или иные явления природы. Развивать речь. Воспитывать эстетические чувства.
Игровые правила: рассказ только по той картинке, на которую указала стрелка.
Игровые действия: описание чувств.
Ход игры: На столе разложены картинки, в середине волчок. Ребенок-участник игры раскручивает волчок. Ту картинку, на которую показывает стрелка, он берет и называет явление природы изображенное на ней. Описывает, какое настроение вызывает у него это явление природы. Объясняет свои чувства и эмоции.
Итог игры: Ребенок получает фишку за полный и правильный ответ.
«Будь внимателен».
(старшая и подготовительная)
Цель: Соотносить мимику с эмоциональным состоянием. Развивать внимание, зрительные анализаторы. Воспитывать эмоциональное благополучие.
Игровое правило: отвечать по очереди.
Игровые действия: поиск картинки, объяснения детей.
Ход игры: Дети разбирают карточки с изображением малышей. Определяют и называют их эмоциональные состояния. Воспитатель говорит, что малыши потеряли свои игрушки, предлагает детям найти их. Настроение детей должно соответствовать настроению игрушек.
Итог игры: Ребенок получает фишку за полный и правильный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе
"Основы первоначальной грамоты"...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Основы грамоты и письма»
Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста;; могут быть использованны как элемент НОД , в индивидуальной работе с детьм...
Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе: «Основы первоначальной грамоты»
Дид. игра «Магазин»...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОСНОВЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ»
Картотекадидактических игр и упражненийв старшей группе«Основы первоначальной грамоты»...
Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе «Основы первоначальной грамоты»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова,учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов,развивать умение детей делить слова на слоги....
Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе: «Основы первоначальной грамоты»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий....
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе по обучению грамоте
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе по обучению грамоте...