ЗОЖ
материал

Васильева Марина Борисовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/24/k_59c811a77675d/429604_1.jpeg

Зрение - это одна из ценнейших способностей человека. Профессор Владимир Георгиевич Жданов, физик и психолог, разработал комплекс по восстановлению зрения, который пользуется широкой известностью. Методика Жданова является комбинацией теории Уильяма Бейтса (американского офтальмолога).жданов.jpg

Многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения

Основные правила проведения занятий по комплексу Жданова:

- соблюдение санитарно-гигиенических условий;

- использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- чередование занятий детей с отдыхом;

- проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

 - контроль за правильной позой детей во время занятий;

 - организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей;

- организация рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Гимнастика для глаз - обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза; - повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов; - укрепляет мышцы век; - снимает переутомление зрительного аппарата; - развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре; - корректирует функциональные дефекты зрения.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки

 – сидеть (стоять) прямо, не напрягаться, расслабить плечи и опустить их

- следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным

- сосредоточить все внимание на глазах

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Условия проведения зрительной гимнастики

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

 2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

Метод Бейтса заключается в расслаблении внешних глазных мышц, путём физического и психического расслабления всего организма, а также за счёт соблюдения правил дыхания, питания и общей физической активности.оооо.jpg

Благодаря методу Бейтса происходит:

улучшение кровообращения;

восстановление тонуса глазных мышц;

освобождение от боли в глазах и перенапряжения.

Упражнения по Бейтсу

Подготовка к гимнастике: снять очки, расслабить мышцы лица, поморгать. В работе участвуют только глаза, голова остается неподвижна. Выполнить до 20 повторов. Каждое упражнение заканчивать морганием.

 1. Движение глаз вверх, вниз с задержкой в 1 секунду;

2. Движение глаз вправо, влево;

3. Движение глаз направо вверх и по диагонали налево вниз;

4. Движение глаз налево вверх и по диагонали направо вниз;

 5. Движение глаз по периметру воображаемого прямоугольника сначала в одном направлении, потом в другом;

6. Движение глаз по воображаемому циферблату с остановками на цифре 12, 3, 6, 9 (в обоих направлениях);

7. Вытянуть руку вперёд, зафиксировать взгляд на большом пальце, продолжать задерживать взгляд, подводя руку к носу и обратно, посмотреть на предмет вдали за окном;

8. Глазами рисовать змейку в обоих направлениях;

 9. Сильно зажмуриться 20 раз. В конце комплекса сделать гимнастику для шеи и плечевого пояса (вращение и расслабление).

Пальминг (от англ. palm — ладонь) направлен на успокоение нервной системы и снятие напряжения с глаз.ппп.jpg

Поиграем мы немножко,

и потрём свои ладошки.  

Сильно руки растираем,

ими глазки закрываем!

Раз, два, три, четыре, пять!

Наши детки, будут спать!

Комплекс Владимира Георгиевича Жданов

В комплекс входят такие упражнения, которые реакомендуется выполнять именно в указанной последовательности:

1. Взгляд поднимается максимально вверх, затем так же по мере возможностей опускается вниз (повторить 5 раз).

2. Как и в прошлом упражнении взгляд перемещается, но не вверх-вниз, а в стороны.

3. Далее взгляд по одному разу перемещается по диагонали: вверх-вправо, внизвлево, вверх-влево, вниз-вправо.

4. Более сложное упражнение, которое является комбинацией предыдущих трех: взглядом необходимо обрисовать прямоугольник максимального размера. Начинать можно с любого угла такого воображаемого прямоугольника и в любом направлении. Например, начиная с левой верхней точки взгляд перемещают в правый верхний угол, затем опускают в правый нижний угол, проводят линию от левого нижнего угла и возвращаются в исходную точку («верх-лево»). По окончании прямоугольник рисуется в противоположном направлении.

5. «Рисуем» по схеме из предыдущего упражнения другую фигуру – круг. Принцип – тот же.

 6. Завершающее упражнение – рисование синусоиды (или «змейки») взглядом. В этом случае взгляд движется слева-направо и одновременно «ходит» вверхвниз, после чего «змейка» рисуется в обратном направлении.

7. Гимнастический комплекс завершается пятиминутным пальмингом.

Такая гимнастика для глаз должна выполняться ежедневно, трижды в день, и уже спустя несколько недель можно наблюдать улучшение зрения.

Индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки»:

  1. поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.
  2. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше.
  3. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Упражнения с сигнальными метками:

  1. В различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).
  2.  Игрушки (картинки) целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их рекомендуем выполнять только в положении «стоя».
  3. Настенные офтальмотренажеры, представлены в виде схем, размещаются на стене, напротив лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.



Предварительный просмотр:

https://s11022.edu35.ru/images/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg

Толкачев Б.С.

Толкачёв Борис Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Московского автомеханического института. Автор системы физической реабилитации для людей с заболеваниями органов дыхания (ОРВИ, бронхит, пневмония, бронхиальная астма), особенно в детском возрасте. Издал несколько книг по своей методике.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
Доктор Толкачёв всегда говорил, что дыхательная гимнастика помогает не только бронхам, но и мозгу. Дело в том, что при кашле и насморке поступление кислорода очень ограничивается, а значит, в первую очередь, страдает мозг, начинается головокружение и теряется концентрация. Дыхательная гимнастика Толкачева выполняется при обливании холодной водой или прохладной, если вы простужены.

Упражнение 1.

Встаньте прямо, руки разведите в стороны. Сделайте глубокий вдох при этом обнимите себя руками так, чтобы они касались лопаток.

https://olympic-history.ru/800/600/http/www.kandeleria.ru/wp-content/uploads/2014/08/dyhatelnaya-gimnastika-tolkacheva-02.jpg

Упражнение 2.

Скрепите руки в ладонях и занесите над головой так, как будто вы держите топор, сделайте глубокий вдох. На выдохе опустите корпус вниз так, чтобы руки проходили между ног.

https://olympic-history.ru/800/600/http/www.kandeleria.ru/wp-content/uploads/2014/08/dyhatelnaya-gimnastika-tolkacheva-01.jpg

Упражнение 3.

Упритесь в пол как при отжиманиях. На вдохе подпрыгните к рукам в положение сидя. На выдохе вернитесь в упор лёжа.

https://olympic-history.ru/800/600/http/www.kandeleria.ru/wp-content/uploads/2014/08/dyhatelnaya-gimnastika-tolkacheva-03.jpg

Упражнение 4.

Встаньте прямо, руки лежат на бёдрах. На вдохе подпрыгните и глубоко присядьте. На выдохе вернитесь в исходное положение.

https://olympic-history.ru/800/600/http/www.kandeleria.ru/wp-content/uploads/2014/08/dyhatelnaya-gimnastika-tolkacheva-04.jpg

Комплекс лечебных упражнений дыхательной гимнастики

При систематическом выполнении упражнений укрепится иммунитет человека, происходит закаливание и очистка слизистой дыхательных путей. Очень важно дышать ртом при выполнении, потому что в носоглотке много патологических микроорганизмов, которые могут попасть в бронхи и вызвать осложнения.

Также, Толкачев рекомендует людям, которые страдают от бронхита, при котором выделяется много мокроты – делать гимнастику во время паузы между дыханием (вдохом и выдохом). Это делается для того, чтобы не вызывать сильного приступа кашля.

Давайте более детально изучим комплекс целебной гимнастики, который рекомендует специалист в своей книге. Каждому упражнению автор присвоил букву, благодаря чему можно легко изучить их. Я предлагаю Вам ознакомится с основными из них:

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ

  1. Упражнение "А".

Упражнение А

Исходное положение ребенка - становится ровно, его ноги должны быть на ширине плеч, руки максимально отведены назад (ладонями вперед), пальцы рук разведены (смотрите рисунок 19). Перед началом упражнения необходимо сделать сильный вдох, выпячивая живот вперед.

На счет 1 - ребенок сильно скрещивает руки вперед к направлению груди. Очень важно чтоб кисти рук дотягивались аж до лопаток , а локти должны оказаться под подбородком. При этом движении происходит громкий выдох воздуха с легких.

На счет 2 - ребенок медленно возвращается в исходное положение, при этом вновь диафрагменным вдохом выпячивает живот.

Повторить упражнение несколько раз. Имеет хороший дренажный эффект, освобождает легкие от мокроты.

  1. Упражнение "Б".

Упражнение Б

Исходное положение ребенка - он нагибается вперед, ноги остаются на ширине плеч,руки максимально отведены в стороны, ладошками к полу. Перед началом упражнения важно сделать большой вдох, выпячивая живот.

На счет 1 - ребенок немного наклоняется вниз, мгновенно скрещивая руки перед собой, дотронувшись аж до лопаток кистями, как показано на рисунке 20. Должен послышаться мощный хлест от ладошек по области лопаток. При этом делается сильный выдох.

На счет 2 - рекомендуется вновь развести руки в стороны и повторить опускания их на грудь продолжая выдох, желательно при этом раза 2 или 3 дотронуться до лопаток ладонями.

На счет 4 - ребенок возвращается в исходное положение, делая глубокий вдох с выпячиванием живота.

Важное замечание, для того, чтобы получить отличные результаты важно не сгибать ноги в коленях. Превосходно помогает при откашливании мокроты.

  1. Упражнение "В".

Упражнение В

Исходное положение ребенка - он становится прямо, ноги должны быть на ширине плеч, руки подняты вверх, при этом пальцы сомкнуты (смотрите рисунок 21). Перед началом упражнения ребенок делает глубокий вдох, выпячивая живот.

На счет 1 - делается наклон вперед, при котором происходит резкое движение руками вниз. При этом движении нужно сделать сильный выдох воздуха. Со стороны это похоже на рубку дров (поэтому назвать упражнение можно еще "лесоруб").

На счет 2 - дитя возвращается в исходное положение, набирая воздух в легкие при вдохе. При этом вновь выпячивается живот. Повторить несколько раз.

  1. Упражнение "Г".

Упражнение Г

Исходное положение ребенка - стоя прямо, слегка наклониться вперед, ноги на ширине мнимой лыжни. Кисти рук находятся в положении как когда сжимают палки лыж при начале езды. Ребенок делает глубокий вдох, выпячивая живот вперед.

На счет 1 - делается наклон вперед с приседанием (при приседании важно коснуться животом бедер). В этот момент руками происходит сильное движение вниз и назад (как катание на лыжах). При этом движении ребенок делает сильный выдох .

На счет 2 и 3 - находясь в наклонившемся положении нужно сильно пружинить ногами, при этом завершается выдох воздуха с легких (смотрите рисунок 23).

На счет 4 - возвращается в исходное положение, вновь делая глубокий диафрагмальный вдох, выпячивая свой живот.

  1. Упражнение "Д".

Упражнение Д

Исходное положение ребенка - он стоит прямо, правую руку поднимает вверх, его ноги на ширине плеч, левая рука находится внизу (смотрите рисунок 24).

Кисть левой руки расслаблена, ладонью назад (как при плавании). Перед началом упражнения важно сделать глубокий вдох, живот чуть выпятить вперед.

На счет 1 и 2 делается до 5-ти круговых взмахов руками (таких как делают при плавании). При вращении нужно сделать сильный выдох.

На счет 3 и 4 делается 2 движения круговых руками с глубоким вдохом с выпячиванием живота вперед.

Повторить упражнение несколько раз.

  1. Упражнение "Е".

Упражнение Е

Исходное положение ребенка - он упирается о пол прямыми руками (поза как при отжимании от пола). Делает сильный вдох.

На счет 1 - приседает рывком, делая мощный выдох воздуха (смотрите рисунок 28).

На счет 2- возвращается рывком в исходное положение. При этом делает глубокий вдох животом.

Рекомендуется выполнять это упражнение за 2 сек. (по 1 сек. на движение).

 

 



Предварительный просмотр:

Физкультурные минутки

в детском саду

(по И.Е. Авериной)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01ea/00109031-a6499888/640/img0.jpg

Физкультурные минутки