Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию
статья
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Формирование у ребенка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых создать благоприятные условия для физического развития.
Одна из причин неблагополучного физического состояния дошкольников кроется в недооценке родителями значимости физической культуры для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovm_rab._detskogo_sada_i_semi.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию
«…Помните, что первые семь лет жизни – самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние просчеты придется платить слишком дорого».
Ю.Ф. Змановский
Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности а, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем. Развитие физической культуры – одно из приоритетных направлений государственной политики, нацеленной на укрепление здоровья детей.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Формирование у ребенка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых создать благоприятные условия для физического развития.
Одна из причин неблагополучного физического состояния дошкольников кроется в недооценке родителями значимости физической культуры для ребенка.
Из результатов анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ:
На вопрос «На что должны обращать внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка:
-достаточное пребывание на свежем воздухе (100%);
- на втором месте- соблюдение режима (85%);
-на третьем месте – полноценный сон, здоровая, гигиеническая среда (78%);
И только на четвертом месте –благоприятная психологическая атмосфера и физкультурные занятия (62%). Тем не менее, больше половины респондентов так ответили.
На вопрос, какие закаливающие процедуры на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?
-облегченная одежда в группе (69%);
-систематическое проветривание и прогулка в любую погоду (54%)
-облегченная форма одежды для прогулок и умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры (46%).
Нужна ли вам помощь детского сада:
-нет – 23%;
-да и частично – 77%.
Поэтому необходимо оказывать помощь семье по данной проблеме и использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса. Это позволяет повысить уровень физической культуры детей, используя потенциал каждого ребенка. Особенность используемых форм работы заключается в том, что они носят не только консультативную, но и практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, воспитателей и детей.
Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, необходимо использовать следующие формы работы:
- Наглядные уголки для родителей, папки передвижки, консультации специалистов
На информационных стендах для родителей должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память» и др., предлагать рецепты витаминных чаев, оздоровительных коктейлей для приготовления и использования в домашних условиях; применение аромо- и фитотерапии дома, предлагаются комплексы дыхательных упражнений, упражнений для профилактики опорно-двигательного аппарата.
- Анкетирование, опросники, тесты
Этот метод позволяет получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, получить информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями.
- Нетрадиционные формы (ток-шоу, устный журнал, круглый стол и др.)
Использование нетрадиционных форм позволяет в оживленной, интересной беседе с родителями, обмениваться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение.
- Конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей, фотовыстки
- Проектная деятельность: групповая и общесадовская
Все эти формы работы с родителями вам, педагогам приходилось использовать в своей деятельности, хочется вас ознакомить еще с некоторыми активными и интересными формами и нацелить вас на их использование.
Неделя здоровья – это такая форма работы активного отдыха, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Лучше всего ее проводить в теплое время года (весной или летом). В подготовке к неделе здоровья учувствует весь педагогический коллектив и родители. Можно организовать разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время дневной и вечерней прогулок. В течение недели здоровья проводится физкультурный досуг тематического характера.
Изготовление атрибутов для ежедневных физкультурных занятий
В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки. Новый прием в работе с семьей – привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов своими руками. Это сближает взрослых и детей, воспитывает у детей бережное отношение к изготовленному оборудованию.
Задачи:
- привлекать родителей к совместному изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома;
- знакомить родителей с вариантами использования атрибутов для привлечения детей к занятиям физической культуры;
- способствовать созданию в семье условий для реализации потребности детей в физической активности.
Организация и проведение
Родители знакомятся с разными атрибутами для физического развития детей. Особое внимание уделяется изготовлению пособий своими руками, это вызывает у детей бережное отношение к ним и желание использовать их как можно чаще.
Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома.
В конце каждой встречи родителям предлагается поиграть вместе с детьми, использовать изготовленное оборудование. В дальнейшем дети могут изготовить подобные пособия у себя дома. Новые атрибуты размещаются в физкультурном уголке и используются детьми в группе и на прогулке, на спортивных олимпиадах и играх.
Результаты
Например, можно сделать:
- веревочки и ленты длинной 50 см для отработки физических упражнений, например, во время проведения утренней гимнастики, в индивидуальной работе с детьми;
- вязаные мешочки на резинке для развития мелкой моторики рук, тренировки реакции, концентрации внимания;
- маски для проведения подвижных игр.
В результате работы родители узнают, какими атрибутами можно пополнить свой арсенал пособий для ежедневных физкультурных занятий и игр дома. Так же они знакомятся со способами использования данного оборудования для повышения двигательной активности детей.
Физкультурная команда «Вместе поиграем»
Подвижные игры очень важны для всестороннего (физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового) воспитания дошкольников.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении подвижных игр с детьми отводятся родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил.
Задачи:
- развивать выносливость, ловкость, быстроту реакции;
- совершенствовать физические навыки: ловлю и бросание мяча, ориентировку в пространстве;
- знакомить родителей с организацией подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей;
- картотекой подвижных игр;
- привлекать родителей к совместному с детьми участию в подвижных играх.
Организация и проведение
Родителям и детям предлагается создать физкультурную команду «Вместе поиграем». Выбирается день, когда родители смогут прийти в детский сад и поиграть вместе с детьми.
Во время встреч родители могут наблюдать за организацией и проведением игр. И в дальнейшем проводить игры самостоятельно.
Также вниманию родителей можно предложить картотеку игр, составленную воспитателем с учетом возрастных особенностей детей. Она представляет собой описания игр, которые можно использовать во время прогулок в детском саду, во дворе, на детской площадке среди детей приблизительно одного возраста, их правил и задач. Картотека хранится в физкультурном уголке. Родители могут брать ее домой, чтобы подробно ознакомиться с предлагаемым материалом.
Результаты
Данная форма работы способствует тому, что у родителей за целый год накапливается багаж знаний подвижных игр, которые они могут организовать с детьми в летний период.
И в заключении хочется сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Отношения ДОУ с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии по физическому развитию детей.
Физкультура играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую работу с ним как в ДОУ, так и в семье.
В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять.
(Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…. Академик Н.М.Амосов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее родительское собрание на тему "Совместная работа детского сада и семьи в вопросах воспитании и развития детей"
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Какие формы работы с родителями мы используем и какие формы востребованы родителя...
Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей.
Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей....
Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"
«Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов) ...
Сообщение на медико-педсовет на тему "Работа детского сада и семьи по физическому воспитанию детей"
сообщение...
Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей
Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе....
Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию детей.
физическое воспитание детей....
«Совместная работа детского сада и семьи по физическому оздоровлению дошкольников».
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Ра...