Развивающие игры для детей 4–5 лет на развитие памяти и внимания
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Развивающие игры для детей 4–5 лет на развитие памяти и внимания
1. Я вижу
Один из участников оглядывается вокруг, находит предмет определённого цвета, например зелёного, и говорит: «Я вижу что‑то зелёное». Второй должен отгадать, что это.
Количество попыток неограниченно — ребёнок может перечислять все предметы подходящего оттенка, пока не найдёт нужный. Затем игроки меняются ролями.
Вместо цветов можно загадывать формы, например: «Я вижу что‑то квадратное».
2. Что изменилось?
Для этого варианта вам понадобятся 5–10 игрушек или других небольших предметов, таких как расчёска, зеркальце, телефон, книжка.
Разместите выбранные вещи на столе. Предложите ребёнку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза и отвернуться или выйти в другую комнату.
Уберите несколько предметов — начните с одного‑двух. Попросите ребёнка внимательно осмотреть оставшиеся вещи и сказать, сколько их теперь, что именно исчезло и откуда.
Если дошкольник хорошо справился с задачей, в следующий раз можете убирать больше игрушек или добавлять новые.
3. Слушай и хлопай
Почитайте ребёнку книжку и предложите ему хлопать в ладоши каждый раз, когда он услышит определённое слово. Например, это может быть имя главного героя сказки или какое‑то действие, которое часто там повторяется.
4. Караван
Определите категорию, в которой будете придумывать слова. Это могут быть животные, фрукты, цвета или что‑то другое.
Затем придумайте слово и предложите ребёнку назвать свой вариант, повторив сначала ваш. Далее по очереди проговаривайте всю предыдущую цепочку, каждый раз добавляя новое слово.
- Вы: «Кошка».
- Ребёнок: «Кошка, собака».
- Вы: «Кошка, собака, жираф».
Игра продолжается, пока кто‑нибудь не собьётся.
5. Назови всё
Попросите ребёнка назвать всё круглое, что есть в комнате. Также можно использовать обобщения по цвету (жёлтое, зелёное, красное) или руководствоваться тактильными ощущениями (мягкое, твёрдое).
Игры для детей 4–5 лет на развитие речи и углубление знаний о мире
1. Закончи предложение
Начинайте предложение и давайте ребёнку закончить его. Вот несколько примеров:
- Дети вышли на улицу и… (начали играть).
- Маша уронила мяч в реку и… (заплакала, попыталась его достать).
- Вася взял в руки карандаш и… (нарисовал машинку).
2. Придумай историю
Назовите ребёнку несколько слов и попросите рассказать с ними небольшую историю. Также можно использовать картинки, например иллюстрации к сказкам или даже метафорические карты.
Старайтесь выбирать слова, из которых довольно просто можно создать какой‑то сюжет. Например, «дети», «снег», «ведро», «морковка».
3. Придумай рифму
Говорите ребёнку простые слова и просите придумать рифму. После того, как он это сделает, поменяйтесь ролями.
Если хорошо получается, можете пойти ещё дальше и придумывать четверостишия: вы сочиняете первые три строчки, а ребёнок — последнюю.
Скорее всего, это будет не только полезно, но и весело.
4. Что бывает
Попросите ребёнка перечислить, что бывает длинным, коротким, определённого цвета (например, красным или зелёным), горячим, твёрдым, острым и так далее.
5. Назови наоборот
Предложите вспомнить противоположные по значению слова: «горячий — холодный», «громкий — тихий», «гладкий — шероховатый» и так далее. Можете использовать мячик, чтобы перебрасывать его друг другу во время ответов.
6. Кто кем был
Для этой игры также пригодится мячик. Но это необязательно: проводить её можно и без инвентаря, просто задавая вопросы. Назовите ребёнку животное или предмет и попросите догадаться, чем или кем названное являлось раньше:
- курица — цыплёнком;
- кошка — котёнком;
- книга — деревом;
- дуб — жёлудем;
- одежда — тканью;
- хлопковая ткань — растением;
- ботинки — кожей.
7. Хорошо и плохо
Назовите ребёнку явление или событие и предложите рассказать, почему это хорошо. Когда задание будет выполнено, попросите подумать, почему то же самое может быть и плохо.
Вот несколько примеров:
- Дождь. Хорошо, потому что он поливает землю, освежает город. Плохо, потому что появляются лужи и грязь, можно промочить обувь.
- Зима. Хорошо, потому что можно лепить снежки, кататься с горки, встречать Новый год. Плохо, потому что можно замёрзнуть, приходится долго одеваться.
- Конфеты. Хорошо, потому что вкусно, можно порадовать друзей, если поделиться. Плохо, потому что можно испортить зубы, а если съесть много сладкого, то будет болеть живот.
Развивающие игры для детей 4–5 лет на развитие логического мышления
1. Как узнать?
Задавайте ребёнку вопросы, как можно что‑то определить. Например:
- Как узнать, тепло на улице или холодно? Высунуть руку из окна, посмотреть на термометр, проверить погоду в телефоне, посмотреть, в чём ходят люди.
- Как узнать, соль перед тобой или сахар? Попробовать на вкус.
- Как узнать, есть ли кто‑то дома? Постучать в дверь, позвонить по телефону, вечером — посмотреть, светятся ли окна.
- Как узнать, есть ли игрушка в закрытой коробке? Потрясти упаковку и прислушаться.
- Как узнать, что скоро Новый год? Зима; родители покупают ёлку, магазины украшают гирляндами.
- Как узнать, будний день или выходной? Родители на работе или дома, ребёнок идёт в садик или нет.
2. Что лишнее
Для этой игры вам понадобятся карточки с рисунками. Можете распечатать изображения из интернета и вырезать их.
Предложите ребёнку ряд картинок с предметами из определённой категории и одним лишним. Например, изображения самолёта, машины, поезда и лошади. Или банана, яблока, груши и огурца.
Попросите выбрать лишнее и уточните, почему ребёнок решил исключить именно эту картинку.
3. Ложь или правда
Расскажите ребёнку историю, умышленно допуская какие‑то ошибки, и предложите ему указать, что неверно.
Например: «Наступила зима, на лугу распускались первые цветы. Утром взошло зелёное солнце и дети вышли погулять. На ветвях весело мяукали воробьи. Совсем скоро наступит Новый год и в каждом доме появится ёлка. Дети украсят её шариками, гирляндами и сосисками».
4. Из чего состоит
Выберите предмет и предложите назвать, из каких деталей он состоит. Например:
- Шкаф: дверцы, полки, ручки, стенки, верхняя панель (крышка), крепления для полок и так далее.
- Дерево: ствол, ветви, листья, корни, почки.
Развивающие игры для детей 4–5 лет на развитие мелкой моторики
1. Трогай и определяй
Для этой игры вам понадобится коробка или контейнер с разнообразными мелкими предметами. Можно использовать игрушки, кусочки ткани, какие‑то бытовые неопасные вещи вроде расчёски или зеркальца.
Попросите ребёнка закрыть глаза, опустить руку в контейнер и на ощупь определить, что за предмет он схватил.
2. Кто больше
Будет интереснее, если участвуют двое или больше детей примерно одного возраста.
Насыпьте перед игроками по горке мелких предметов. Можете использовать пуговицы, сухую фасоль или монетки. Засеките минуту и попросите участников перекладывать по одному предмету в другую горку. Можете усложнить задачу: работать только левой рукой или с закрытыми глазами.
Когда время выйдет, пересчитайте, сколько предметов удалось переложить. У кого горка больше, тот и выиграл.
3. Поймай и собери
Эту игру также интереснее устраивать для нескольких участников примерно одного возраста.
Положите на стол, например, камешки или монетки. Каждому игроку нужно будет подбросить один из предметов и поймать, одновременно собирая оставшиеся на столе мелочи в горку другой рукой.
Если ребёнку удаётся это выполнить, собранные камешки засчитываются как количество очков. Кто первым наберёт 20, тот и выиграл.
4. Башня из стаканчиков
Для этого варианта вам понадобятся пластиковые или бумажные стаканчики.
Попросите детей как можно быстрее построить из них башню, располагая «кирпичи» в шахматном порядке. Чтобы избежать ссор, заранее определите, сколько стаканчиков разрешается взять каждому игроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развивающие игры для детей 3 - 4 лет на развитие мелкой моторики
развивает моторику...
памятка для родителей "Развивающие игры для детей 3, 4 лет на развитие мелкой моторики "
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития реб...
Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)
Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...
Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»
4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...
Консультация для воспитателей "Развивающие игры для детей 3 - 4 лет на развитие мелкой моторики"
Развивающие игры для детей 3 - 4 лет на развитие мелкой моторикиВ настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности ...
Развивающие игры для детей 2-3 лет дома. Развитие мелкой моторики и не только.
Для занятий с детьми дома, предлагаю вам игры на развитие мелкой моторики рук.Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.Нормальное развитие речи ребенка очен...
Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)
Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...