ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ГОЛОСА детей дошкольного возраста по системе В.В.Емельянова.
статья

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ГОЛОСА детей дошкольного возраста по системе В.В.Емельянова.

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.

Двигательный приём – организация некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т. е. только под влиянием слухового представления или регулировочного образа, если таковой уже имеется.

Критериями фонопедического метода являются :

• акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);

• энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);

• биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).

Преимущество фонопедического метода в развитии певческого голоса детей дошкольного возраста :

Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий.

Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.

Упражнения первого уровня фонопедического метода

развития голоса в конкретном варианте.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовых функций : выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать, он осознает, что это разная механика. Таким образом, осваивается интонирование.

Фонопедическое упражнение «Утро»

Слова Движения

Солнышко сказало:

— Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а.» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

Травка зашептала:

— Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш.» на длительном выдохе.

— Пчелы загудели:

— Мед пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж.», делаяglissandoв пределах терции в среднем регистре.

— Птицы загалдели:

— Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик.» в высоком и среднем регистрах.

Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».

Слова Движения

Корова мычит. Дети произносят «му-у.» в низком регистре.

Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!» :1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.

Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко.», опускаясь с высокого звука к низкому.

Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи.» в разных регистрах.

Крякает утка,

Зовет своих малюток. Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.

Фонопедическое упражнение «Метель» по методу ВЕмельянова

Слова Движения

Свистели метели, Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у].

Летели снега, Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].

Стелила постели большая пурга Делают glissando на звук [и] то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

Стелила постели морозом она, Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу педагога.

И было метелям всю ночь не до сна. То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

Фонопедическое упражнение по стихотворению С. Данилова «Весна»

Слова Движения

Тики-таки! Чок-чок!

Чей стрекочет каблучок?

Это звонкая капель!

Это март или апрель? Дети проговаривают словосочетания «Динь-динь!» и «Кап- кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз.

Тики-таки! Чол-чол!

Кто там по снегу прошел?

Тики-таки! Снег осел,

Грач веселый прилетел! Произносят «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.

Тики-таки! Чоли-чек!

Налился водою снег!

Лучезарная весна

Птичьим щебетом полна! Подражают щебету птиц, сами выбирая, голосом какой птицы они будут петь.

Тики-таки! Чиви-чок!

Голубеет ручеек!

Вдаль уносит, чир-лили,

Самоделки-корабли. Произносят «бл-л-л.», быстро работая кончиком языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста»

Данная статья посвящена нетрадиционным  методам, применяемым в работе по развитию речи у дошкольников. В статьеприводится метод наглядного и проектного моделирования, а также использование мнемот...

методические аспекты организации дидактической игры как метода развития речи детей дошкольного возраста.

В этой работе подробно описана технология организации  дидактической  игры  в индивидуальной работе и в системе занятий с детьми дошкольного возраста, а также  подбор методических ...

«Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность данной разработки заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Вы можете ознакомиться с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые м...

Фонопедический метод развития голоса детей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова.

Фонопедический метод развития голосадетей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова.Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития го...