Проект "За здоровьем в детский сад"
проект (средняя группа)
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста активной жизненной позиции направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zuhra.docx | 321.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 2»
городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики
Проект на тему:
"За здоровьем в детский сад"
Подготовила воспитатель: Амирова З. А.
Дата проведения: сентябрь-июнь 2022/23г.
г.о. Нальчик 2022г.
"Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В.А.Сухомлинский
Описание проекта
Вид проекта: информационно - практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный.
Возраст детей: дети 3-5 лет
Участники проекта: воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители.
Сроки проведения: сентябрь - июнь.
Форма проведения: дневная (в рамках образовательной деятельности в виде игровых ситуаций, в режимных моментах и повседневной жизни).
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста активной жизненной позиции направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
- формировать представление о здоровом образе жизни;
- обогащать и закреплять ранее полученные знания о правильном питании, культурно-гигиенических навыках;
- Обеспечить максимально высокий уровень здоровья;
- продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегая ситуаций, наносящих вред здоровью;
- воспитывать интерес к спорту, физической культуре, здоровому образу жизни.
Информация о проекте
Актуальность проекта
В национальном докладе о здоровье детского населения России 2017 г. отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на решение множества задач, одной из них является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Я решила сделать упор на решение именно этой задачи в проекте «За здоровьем в детский сад». Проблема укрепления здоровья дошкольников актуальна в настоящее время. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость интеграции оздоровительной деятельности в образовательную, что будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового образа жизни. Вот почему в детском саду следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническим навыкам, вырабатывать привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние здоровья и здоровья окружающих. Именно поэтому в дошкольном учреждении любая деятельность (игровая, спортивная, досуговая и т.д.) должна носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска). Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДО с родителями.
Ожидаемый результат:
- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДО с родителями;
- оформление выставки детских работ
- создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников».
- создание медиа-коллекции электронной презентации по темам: «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ»
Для решения поставленных задач в группе созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей. Физкультурный уголок, оснащен нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей ( нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, массажные дорожки, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе. Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДО, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно- образовательного процесса в режиме здоровьесбережения. Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям:
Профилактическое: 1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя); 2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду); 3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек «Здоровья», фитонциды-лук на окне, чеснок и т.д.). 4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей
Организационное: 1. Организация здоровьесберегающей среды в ДО; 2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики; 3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника 4. Обеспечение психологического комфорта. Кроме этого, разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя: - Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати; - Элементы оздоровительного самомассажа; - Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный (сентябрь) |
Цель: - накопление информации, наблюдения за детьми, анализ проблемы; - планирование мероприятий, методов и приемов работы с детьми и родителями направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них представлений о здоровом образе жизни.
|
2 этап основной (октябрь-май) |
Цель: - реализация на практике мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них представлений о здоровом образе жизни; Направления работы Работа с детьми Работа с родителями - образовательная деятельность - беседы; в виде игровых ситуаций; - консультации; - дидактические игры; - памятки; - сюжетно-ролевые игры; - досуги, развлечения. - беседы; загадки - досуги, развлечения; - различные виды гимнастик; - физ.минутки; - закаливающие процедуры; - чтение худ.лит-ры. |
3 этап (июнь) заключительный |
Цель: - проведение анализа организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формирования у них представлений о здоровом образе жизни. Презентация . Итоги проекта. |
Проект проходит под девизом: "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!"
План реализации проекта(основная часть)
№ | Мероприятие | Сроки проведения | ||
Октябрь-Ноябрь Тема: "Для здоровья без забот - витамины круглый год" | ||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Работа с детьми: Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Витамины укрепляют организм". Презентация на тему "Витамины - каждый день необходимы!" Дидактическая игра "Витамины - это таблетки, которые растут на ветке". Загадки о фруктах, овощах, ягодах. Сюжетно-ролевая игра "Овощной магазин". Дидактические карточки: фрукты, овощи, ягоды. Лепка из пластилина на тему «Фрукты. Овощи» Продуктивная деятельность "Фруктовый салат". Оформление и пополнение уголка физической культуры к началу учебного года. Работа с родителями: Памятки «Вкусно и полезно!» | октябрь октябрь октябрь октябрь - ноябрь октябрь -ноябрь октябрь - ноябрь октябрь октябрь октябрь -ноябрь октябрь | ||
Декабрь -Январь Тема: "Наши умные помощники" | ||||
1 2 3 4 5 6 8 9 10 | Работа с детьми: Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Слушай во все уши". Беседа "Зимние виды спорта!" Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Смотри во все глаза!" Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Секрет здоровый улыбки". Беседа "Зачем мы дышим". Чтение: Э. Мошковская "Уши", "Мой замечательный нос". В.Бианки "Чей нос лучше?" (рассказ) С.Маршак "Одна дана нам голова", "Шепчет ротик", "Настя в гостях у зубной щетки". Самомассаж рук, ушных раковин. Работа с родителями: Консультация для родителей "Как правильно чистить зубы". Праздник «Зимняя Олимпиада» с детьми | декабрь декабрь -январь декабрь в течение месяца
в течение месяца в течение месяца декабрь-январь декабрь в течение месяца январь | ||
Февраль Тема: "Спорт - это здоровье!" | ||||
1 2 3 4 5 6 | Работа с детьми: Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Спорт - это здоровье!" Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Осанка - красивая спина". Беседа "На зарядку - становись!" , "Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!" Веселые старты. Викторина "Азбука здоровья". Анкетирование родителей «О здоровье детей» | в течение месяца в течение месяца в течение месяца в течение месяца декабрь декабрь | ||
Март -Апрель Тема: "Вот я какой" | ||||
1 2 3 4 5 6 7 | Работа с детьми: Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Я среди людей". Беседа "Кто с закалкой дружит, никогда не тужит". Дидактические игры: "Назови предметы", "Делаем зарядку", "Назови части тела"; Загадки о частях тела. Рисование на тему "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!" Чтение и обсуждение произведения Л.Л. Яхнина "Очень правдивая история". Сюжетно-ролевая игра "Больница" Работа с родителями: Анкета «Физическое развитие в семье» | март март в течение месяца апрель апрель в течение месяца в течение месяца апрель | ||
№ | Мероприятие | Сроки проведения | ||
Май – Июнь Тема "Чтобы быть здоровым" | ||||
1 2 3 4 5 6 7 | Работа с детьми: Образовательная деятельность в форме игровой ситуации " Сохрани свое здоровье сам". Беседа "Лето красное - для здоровья время прекрасное!" Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз. Чтение и обсуждение произведения "Царь и рубашка". Закаливание (солнечные ванны, ежедневные прогулки на свежем воздухе, водные процедуры). Работа с родителями: Оформление стенда: «Мы за здоровый образ жизни» Создание медиа-коллекции электронной презентации по темам: «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ» для дальнейшего использования в образовательном процессе. | май в течение месяца май -июнь июнь июнь июнь отчетный период |
Главным результатом проведенной работы - это уменьшение частоты и длительности заболеваний детей дошкольного возраста, укрепление и ускорения развития, пока еще полностью несформированного детского организма.
Родители воспитанников полностью проинформированы о методах здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологиях и навыках самооздоровления. Оказана помощь семьям в воспитании и оздоровлении дошкольников.
Воспитанники заметно повысили уровень физической подготовленности, виден ощутимый прирост физических качеств, обеспечен эмоциональный настрой, получены знания по формированию ЗОЖ и самооздоровления, закреплены навыками с использованием здоровьесберегающего образовательного процесса.
Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, я способствую сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Работу в данном направлении необходими непрерывно продолжать , расширять и углублять, так как она дает положительные результаты.
Список используемых источников.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.10.2013 № 309 – ФЗ
2. Конвенция по правам ребёнка.
3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
4. Литвинова О .М . Система физического воспитания в Д О У . Методические материалы , разработки занятий и спортивны е игры . –Волгоград.: Учитель, 2007
5. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
6. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС,2003-304 с
7. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
8. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
10. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
12. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
Итоги проекта
В нашем детском саду созданы все условия для осуществления данного проекта: оборудованы спортивный зал для проведения физкультурной работы с детьми, развлечений; в группе имеется спортивный уголок, для выполнения физических упражнений и игр, мной подобрана картотека пособий и дидактических игр по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.
В процессе взаимодействия с родителями произошло внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни; использование различных форм сотрудничества с родителями способствовало проведению совместной их с детьми досуговой деятельности, направленной на повышение их авторитета.
По итогам проекта у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, повысилась выносливость, развились физические качества, дети стали более активными, подвижными, строгими в соблюдении правил гигиены. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На консультациях с родителями учили оценивать здоровье ребенка, советовали литературу, брошюры. Для родителей был оформлен уголок «Мы за здоровый образ жизни». Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей в рамках проекта дала положительные результаты.
Таким образом, я пришла к выводу, что если: правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к сотрудничеству родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
Проект: "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!" - неделя здоровья в детском саду с 12-16 мая 2014 года
Вашему вниманию предлагаю проект: Неделя здоровья в детском саду "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!"...
«Беседа о здоровье. Укрепление детского здоровья»
Все мы знаем - для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. Купить здоровье невозможно. Его необходимо беречь и укреплять....
Беседа о здоровье. Укрепление детского здоровья.
Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, сохранять и укреплять физическое здоровье детей, воспитывать желание заботится о своем здоровьеПредварительная работа: рассматр...
Неделя здоровья в детском саду. Подготовительная к школе группа. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ "НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ"
Цель: сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. Удовлетворить потребность детей в двигательной активности....
«За здоровьем в детский сад». Сценарий Дня здоровья
laquo;За здоровьем в детский сад».Сценарий Дня здоровья...
День здоровья в детском саду 7 апреля, ежегодно празднуется как Всемирный день здоровья. Этот праздник учрежден для привлечения внимания людей к проблемам здоровья и здравоохранения. Празднование организовано по принципу «новый год — новая тема». В 2019 г
В России в этот день проходит акция "Быть здоровым"направленная на пропоганду здорового образа жизни.В рамках празника проходят Дни здоровья в дошкольных учреждения и в нашем городе.В нашем ...