Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей»
консультация (подготовительная группа)
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Дети - наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_osnovy_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti_detey.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей»
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Дети - наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя и право на свое мнение, поступок.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т. к. от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил. А затем следить за их выполнением.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в детском саду, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии - это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из- за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, воспитатели и родители смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение.
Главная задача обучения детей «Основам безопасности детей дошкольного возраста» - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение. Учить правильно, реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях.
Каждый ребенок должен понимать, что именно, может быть опасным в общении с другими людьми. Необходимо воспитателям рассказывать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одеты.
Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек».
Цель - научить детей, прежде всего застенчивых в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершено насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми.
В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепиться соответствующими сказочными сюжетами, например: «Волк и семеро козлят».
Также детей следует познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. С детьми целесообразно организовать опыты с микроскопом, с лупой, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.
Необходимо объяснить детям, что можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления использовать картинки, наглядные материалы, детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все (ягоды, травинки).
Для закрепления этих правил полезно использовать игры - классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», наглядный материал, а в летний сезон прогулки в лес, на природу.
Предметы домашнего быта, являются источниками потенциальной опасности для детей ,делятся на 3 группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электророзетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, пищевые кислоты, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны запреты.
Также знакомим детей с правилами поведения на улицах города: рассказываем о ПДД, разыгрываем ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Знакомим с правилами поведения в транспорте (игра «Поездка в автобусе»).
С детьми подготовительных групп проводят беседы пожарные о своей профессии, о мерах безопасности. Детям показали устройство пожарной машины, как пользоваться пожарными рукавами, даже прокатили на пожарной машине.
Вся работа по ОБЖ состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому нам следует не только учитывать это самим, но и уделять значимое внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют (например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают). А разные требования, предъявляемые детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Возможны следующие направления работы воспитателей с родителями:
- Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
- Ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
- Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта мед.работника, милиционера, пожарника);
- Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Безопасность детей - почти всегда дело рук их родителей.
Необходимо быть внимательным к своему ребенку, быть достойным его доверия - и большинство несчастных случаев можно будет предупредить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...
Консультация для родителей по на тему «Основы безопасности жизнедеятельности детей раннего возраста. Безопасность в доме»
В консультации собран материал по теме ОБЖ для детей раннего возраста....
Консультация для родителей на тему «Основы безопасности жизнедеятельности детей раннего возраста. Ребёнок один дома »
В консультации размещён материал для родителей маленьких детей по ОБЖ.Ребёнок один дома....
Консультация для воспитателей на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасностидолжны быть определены следующие цели:-формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;-воспитание безопасногоповедения, способност...
Консультация "Основы безопасности жизнедеятельности детей".
Все мы - педагоги, родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в к...