Статья «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
статья

Григорьева Нина Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Григорьева Н.Н.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. 

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она обеспечивается и регламентируется такими правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и т.д.

В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни, которую организуют педагоги. И от того, как она будет организована, зависит состояние здоровья детей.

Здоровый образ жизни – это действия, нацеленные на укрепление здоровья.

К основным составляющим здорового образа жизни относятся:

  • рациональный режим;
  • правильное питание;
  • рациональная двигательная активность;
  • закаливание организма;
  • сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Рациональный режим. «Режим» - это распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

Даже в условиях одного дошкольного учреждения мы не можем говорить о едином рациональном режиме, это связано с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Таким образом, можно выделить три основных режима:

  • адаптационный;
  • гибкий;
  • по сезонам.

Реализация данного направления обеспечивается своевременным удовлетворением органических потребностей детей (питание, сон); контролем времени отведенного на различные виды деятельности (прогулка, занятия); гигиеническим уходом, обеспечением чистоты тела, одежды; формированием культурно-гигиенических навыков.

 

Правильное питание. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Рациональное питание детей является одним из основных факторов развития ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка. Основные принципы рационального питания:

  • обеспечение баланса;
  • удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
  • соблюдение режима питания.

Все эти принципы изначально соблюдены в организации питания ДОУ.

Реализация данного направления обеспечивается  работой валеологической направленности с детьми и родителями.

 

Рациональная двигательная активность. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Воспитание двигательной культуры – важный процесс, здесь необходима организация целенаправленной системы. Наилучшим решением является оптимизация двигательного процесса:

традиционная двигательная деятельность детей в ДОУ

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия;
  • проведение подвижных игр;
  • прогулки.

современные здоровьесберегающие технологии:

  • физкультминутки;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • ритмопластика;
  • тактильные дорожки;
  • игротерапия и т. д.

Реализация данного направления обеспечивается ежедневной организацией традиционной двигательной деятельности; ежедневным использованием различных современных технологий; периодическим пополнение имеющихся картотек (картотека подвижных игр, картотека физкультминуток, картотека пальчиковой гимнастики и т.д.)

 

Закаливание организма. Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера. Необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Основные закаливающие мероприятия в ДОУ:

  • воздушное закаливание;
  • солнечные ванны;
  • хождение по «дорожкам здоровья»;
  • профилактика плоскостопия;
  • хождение босиком;
  • бодрящая гимнастика.

Реализация данного направления обеспечивается комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года,  формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

 

Стабильное психоэмоциональное состояние. Психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья. Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта:

  • отношения в семье;
  • обстановка в дошкольном учреждении.

Реализация данного направления обеспечивается  вовлечением ребенка в творчество, в котором он получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общением со сверстниками; эмоционально близкими отношениями с родителями.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в к здоровому образу жизни,  формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Литература

https://www/art-talant.org/publikacii/17867-statuua-na-temu-zdorovyy-obraz-ghizni-doshkolynikov

https://infourok.ru/statya-osnovnye-komponenty-zozh-v-dou-4929789.html?ysclid=lnvcpppl5176426811

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/12/20/statya-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-v-detskom


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранени...

Статья "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста" .

В настоящее время отмечается низкий уровень знаний  о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Поэтому задача родителей и педагогов - воспитать у дошкольника уважение к собственн...