Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»
материал

Жданова Наталья Ивановна

 Цитаты Сухомлинского В.А. 

  • Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить — преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.
  • Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.
  • Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_roditele1.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»                        Подготовила:     Жданова Н.И.

Воспитатель МКОУ «Тимофеевская НОШ».

 Цитаты Сухомлинского В.А.  

  • Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить — преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.
  • Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.
  • Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.

Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье.

Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.

- Повысить педагогическую культуру родителей посредством пополнения знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.

- Содействовать сплочению педагогического и родительского коллектива.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: плакаты с высказываниями, памятки родителям, ручки, листы бумаги

Ход третьего заседания

Педагог. Уважаемые мамы и папы, я очень рада нашей новой встрече! Сегодня мы с Вами попробуем задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их. Для начала давайте выясним, как мы для себя определяем понятия «поощрение и наказание».

Мнения родителей.

Педагог. Мне по душе ваши мнения. На самом деле, поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение вызывает у детей чувство удовлетворения и возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной смысл поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Мы с Вами уже говорили, что существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Хотелось бы услышать, сейчас, какие поощрения вы используете при воспитании детей.

Родители. Ласковый взгляд, одобряющий жест, доброе слово, похвала, подарок и т. д.

Педагог. Видите, как много способов показать свой взгляд к действиям наших детей. Поощрение ребёнка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение самостоятельно, по своей инициативе находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. «Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.» - эти слова очень важны для ребёнка.

Но не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка.

Говоря о поощрении, хотелось бы дать вам, уважаемые родители, дать несколько полезных на мой взгляд, советов «Как поощрять ребёнка в се-мье»

- Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и ко-гда делает уроки, и когда общается с вами.

- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а па-па одобрительно обнимет и пожмёт руку.

- Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать.

- Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, прояв-ленные к нему.

- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.

Формы и методы поощрения многообразны и важно не повторяться при их выборе, т. к. привыкание к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. А если очень прибегать к поощрениям, дети привыкают к ним, и они перестают служить стимулом личностного роста ребёнка. Всего должно быть в меру.

Если не существует идеальных людей, то это же касается и детей. Все дети - некоторые часто, а другие иногда – поступают не совсем так, как хоте-лось бы. Именно тогда возникает вопрос о том, как можно наказать ребёнка за проступок.

В процессе воспитания дисциплинированности нередко доводится при-бегать к наказаниям. Прошу Вас поделиться формами наказания, к которым Вы прибегаете в необходимых случаях.

Родители: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

Педагог. Уважаемые родители! Большое спасибо, что вы приняли участие в разговоре, поделились своим опытом. Из Ваших высказываний выясняется, что причиной наказания, как правило, является непослушание ребенка. Интересно то, что Вы применяете к своим детям те же наказания, которые, в свою очередь, применяли и к Вам Ваши родители. Это значит, что модель поведения закладывается именно в детстве и переносится затем во взрослую жизнь. Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях? Важно учитывать это, наказы-вая своих детей. Замечательно, что к физическим наказаниям Вы почти не прибегаете. Ведь физическое наказание – это признание собственного бесси-лия. Огорчает ссылка «не хватает терпения» в общении с собственными деть-ми. Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. Следует пом-нить, чем больше родители используют авторитарные методы воздействия, тем меньше это оказывает влияние на поведение детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Наказание не должны быть слишком частыми. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А. С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

При применении наказания просто необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Особого внимания требуют дети, которые легко возбудимы. Они нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют дерзость, резкость, развязность. Запрещения и замечания взрослых не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень восприимчив к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Главный метод воспитания – убеждение. Этот метод можно применять в любом возрасте и в любых ситуациях к детям с разными характерами. В процессе разговора с ребенком необходимо сначала выяснить мотивы его поступка, а потом объяснить, как надо поступать правильно и обязательно аргументировать свои объяснения. С ребенком необходимо разговаривать спокойно, уверенно и твердо. Помните!

Главное правило в воспитании – это любовь и восприятие ребёнка как личности. Не забывайте, что ваша цель – воспитать человека. И самая благоприятная атмосфера для этого – любящие родители и счастливая семья.

Педагог. А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вам небольшую практическую работу по составлению Памятки «Искусство наказывать и поощрять». Ваша задача, из набранного текста оставить только те высказывания, которые соответствуют теме практической работы и будут являться Вашими помощниками в воспитании.

Практическая работа.

Педагог. Уважаемые родители, сегодня мы рассмотрели такие методы воспитания, как поощрение и наказание. К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только ними. Эти родители, можно сказать, действуют методом «кнута и пряника», они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения. А этого, конечно, недостаточно. В дальнейшем мы поговорим с Вами о том, что воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания. А время нашей встречи сегодня подходит к концу, поэтому предлагаю перейти к нашему ритуалу прощания «Свеча по кругу». Напомню, передавая свечу, постараемся ответить на вопросы друг друга. Например, «Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего? Какие испытываете сейчас чувства? Как ваши чувства изменялись на протяжении встречи? О чём бы вы хотели услышать при следующей встрече» и т. д.

Памятка родителям

1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

2. Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.

3. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказании.

4. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нерви-руют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.

5. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

6. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Сухомлинский  В.А: «Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ».

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье?».        Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда играет. Поощр...

Консультация для родителей: «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Консультация для родителей: «Поощрение и наказание ребёнка в семье»...

Круглый стол с родителями ,,Поощрение или наказание"

Круглый стол с родителями ,,Поощрение или наказание"...

Консультация для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Тема нашей сегодняшней консультации «Поощрение и наказание ребёнка в семье». Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо использу...

Круглый стол с родителями «Поощрение или наказание»

Круглый стол с родителями: «Поощрение или наказание»...

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Поощрение и наказание – два очень разных метода воспитания, прямо противоположных друг другу. И нет единого мнения о том, что важнее, главное – как найти во всем меру. Давайте попробу...