Проект "Зоркие глазки"
проект (старшая группа)
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье –
это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zorkie_glazki_.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида
г. Благовещенск Р.Б.
Проект
Коррекционно - развивающее пространство в группе для детей с ослабленным зрением
«Зоркие глазки»
Авторы проекта: Воспитатели группы компенсирующего вид «Капелька» Галямова Л.Н., Новичкова И.С.
2022-2023 учебный год
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье –
это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский.
На современном этапе проблема профилактики здоровья дошкольников является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать здорового человека, человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре ООП.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека.
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, воспринимающий 80 % всей поступающей информации.
Исследования физиолога В.Ф. Базарного показали, что к основным причинам нарушения зрения относятся:
- патология беременности,
- низкий уровень физической активности детей раннего и дошкольного возраста,
- резкий переход с произвольного зрительного режима в условиях детского сада на школьный режим занятий с длительными нагрузками на аккомодационный аппарат глаза.
Проектная работа в коррекционной группе (старший возраст) по теме: «Зоркие глазки»
Авторы проекта: Воспитатели группы компенсирующего вид «Капелька» Галямова Л.Н., Новичкова И.С.
Тип проекта: исследовательско – творческий
Вид проекта: долгосрочный (с 19.09.2022 по 12.05.2023)
Участник проекта: дети, воспитатели, родители, педагоги ДОУ.
Актуальность темы: Здоровье (физическое, психическое, нравственное) - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этом возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Но следует отметить, что в наше время далеко не у всех детей развитие протекает нормально в соответствии с возрастом. Разнообразный характер имеющихся у детей нарушений выдвигает проблему индивидуализированной комплексной помощи ребенку с учетом структуры дефекта и ведущего нарушения. В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них и дети с нарушениями функций зрительного анализатора, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности их жизнедеятельности и трудоспособности. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и др.), происходят изменения в развитии двигательных функций (в быстроте, координации, точности, темпе движений, соразмерности двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом. Нарушение зрения отражается и на психо-эмоциональном состоянии ребенка, особенно в тех случаях, когда заболевание органа зрения возникло в раннем возрасте и носит выраженный характер. Таким образом, дети с нарушением зрения имеют специфические особенности, требующие специального обучения, проведения коррекционно-развивающей работы, широкого осуществления системы реабилитационных мероприятий.
Работа с детьми, имеющими нарушение зрения требует от педагогов пересмотра форм организации и методов работы, овладение коррекционно-развивающими технологиями, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. Решение этой проблемы предполагает организацию повышения профессионального уровня педагогов через коллективные и индивидуальные формы работы, взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ в коррекционно – развивающем процессе.
Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении наших детей это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза.
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Цель проекта: укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста
Задачи:
- Научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам.
- Создание положительного отношения к коррекционным мероприятиям с помощью камешков Марблс.
- Развивать сохранные анализаторы (зрение, слух, обоняние, осязание), познавательную активность детей, через индивидуальный подбор упражнений.
- Заинтересовать и обучить родителей практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей проекта, показать важность данной проблемы.
Прогнозируемый результат:
Исходя из проведенной работы можно предположить следующие результаты:
1. Произойдет активизация зрительных функций.
2. Улучшится зрительная память.
3. Совершенствуется прослеживающая и глазодвигательная функции зрения, укрепятся мышцы глаз.
4. Сформируется устойчивая зрительная фиксация (локализация).
5. Повысится уровень развития зрительного восприятия.
6. Повысится острота зрения.
Перспективный план работы с детьми
Месяц | Форма проведения | Материалы, оборудование |
Сентябрь Подготовительный этап | На данном этапе - изучить литературу, - подготовить материалы по данной теме, - разработать формы работы с детьми, родителями, воспитателями, - отобрать художественный, иллюстративный материал для оснащения познавательной среды в группе, -подобрать дидактические игры для развития зрительного восприятия, -провести консультации для родителей с целью ознакомления с темой проекта, -раздать им домашнее задание – изготовить дидактическую игру своими руками по теме проекта, - разработать план мероприятий по реализации проекта., -провести мониторинг знаний детей по теме проекта на начало | Диагностические карты |
Октябрь Основной этап | План мероприятий - Встреча с интересным человеком – врач офтальмолог. Мотивировать детей на изучение и решение задач проекта. - Рассматривание иллюстраций, модели «Как устроен наш глаз» Познакомить с устройством органа зрения - глазом и его основными функциями. - Д/игра " Что полезно, а что вредно для глаз» (с использованием картинок) закрепить знания о вреде и пользе для глаз | Модель глаза Демонстрационный материал |
ноябрь | - Оздоровительные минутки – гимнастика для глаз профилактика заболеваний глаз, снятие зрительного напряжения - Беседа «Урок здоровья» дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. - Разучивание стихотворения «Береги свои глаза» закреплять правила охраны зрения. | Картотека физминуток для глаз Картинки Стихотворение |
декабрь | - Чтение пословиц и поговорок о здоровье, о глазах. Познакомить с народными пословицами о здоровье, воспитывать у детей желание быть здоровым - Беседа о пользе витаминов для сохранения здоровья глаз расширение представлений о значении некоторых продуктов для здоровья глаз - Детско-родительские презентации «Полезные виды спорта» Расширение представлений о значении некоторых видов спорта для здоровья глаз. Развитие умение выступать перед сверстниками | Картотека пословиц, поговорок Картинки Презентация |
январь | - Наблюдение в природе «Как видит лягушка» развивать наблюдательность, расширить кругозор. - Рассказ педагога «Как видят мир животные» расширить представления о зрении некоторых животных. - Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка» учить образному восприятию сказки. Закрепить знания о функциях глаз. | Видео Видео Сказка |
февраль | - Обсуждение правил при использовании телевизора, компьютера, телефона, планшета «Вредят ли гаджеты зрению?» Расширить представление о вредных факторах, влияющих на зрение и здоровье глаз - Решение проблемной ситуации: «В глаз попала соринка» Закрепить правила первой медицинской помощи - Обыгрывание ситуаций по ОБЖ «Опасность острых предметов для глаз», «Попадание в глаз чужеродных предметов», «Ожоги глаз» расширить представления об опасностях для здоровья глаз и правилах безопасного обращения с предметами в быту. | Картинки |
март | - Рисование «Глаза - зеркало души» развивать фантазию, умение отображать эмоциональное состояние в рисунке. - Отгадывание загадок о здоровье и правилах здоровьясбережения, подвести итог недели, закрепление «Правил для глаз» - Изготовление плаката «Можно-нельзя» закрепить знания о правилах безопасного, здоровьесберегающего поведения. | Карандаши, альбомные листы Картотека загадок Картинки, ватман |
апрель | - Д/игры с использованием камешков «Марблс» - Беседы с детьми итоговые: «Как работают глаза». (О строении человеческого глаза). «Причины ухудшения зрения». «Правила сохранения хорошего зрения». «Как ухаживать за своими глазками». | Камешки Марблс |
май | -Мониторинг знаний детей по теме проекта на конец года. -Итоговое занятие. | Диагностические карты, конспект занятия |
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Созданы условия для сохранения зрения - проводится гимнастика для глаз, отдых в релаксационных уголках.
- Дети знают основы ухода за своими глазами, стремятся следить за своим здоровьем, напоминают друг другу правила сохранения зрения. Имеют представления о способах оказания первой помощи при легких травмах.
- Пополнился дидактический материал в группе, разработаны валеологические игры, конспекты ОД.
- Сформирован устойчивый интерес у родителей к проблеме укрепления и сохранения зрения у детей.
- Оборудован и пополнен коррекционный уголок группы.
Работа с родителями
№ п/п | Вид деятельности | Цель | Участники |
1. | Анкетирование родителей «Я знаю, что полезно, а что вредно для глаз» | Выявления знания родителей о здоровье детей | Педагоги, родители. |
2. | Родительское собрание на тему: «Как сохранить зрение ребенка или о пользе гимнастики для глаз» | Дать родителям информацию о том как сохранить зрение детей. | Педагоги, родители, администрация. |
3. | Оформление родительского уголка «Для вас, родители»: рекомендации, консультации, памятки по теме проекта. | Просвещение родителей по теме «Охрана здоровья зрения» | Педагоги, родители. |
4. | Консультация «Лечение заболеваний глаз у детей» | Привлечь внимание родителей к своевременному обследованию детей и при необходимости к медицинской помощи. | Педагоги, родители. |
5. | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; природного материала, бросового материала для ручного труда | Организовать совместную деятельность детей и родителей | Родители, педагоги, дети. |
6. | Родительское собрание на тему: «Особенности подготовки ребенка к школе» | Дать родителям информацию о том как подготовить детей к школе. | Педагоги, родители, администрация. |
7. | Выставка детских рисунков, поделок из природного и бросового материала, сделанных вместе с родителями. | Развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться результатам творчества. Развивать речь, умение описывать процесс, предшествующий выставке, учить рассуждать, делать выводы. | Родители, педагоги, дети, администрация. |
Работа с педагогами
Ноябрь 2022 г. – Консультация «Профилактика нарушения зрения у дошкольников»
Февраль 2023г. – Семинар-практикум «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки про глазки
Гимнастика для глаз в стихах, гимнастика по дням недели...
Сказки про глазки
Рекомендации по обучению дошкольников правильному выполнению упражнений для снятия зрительного напряжения и профилактики зрительного утомления...
как закапывать глазки
как правильно закапывать глаза и закладывать мазь в глазки...
Реализация ФГТ. Конспект занятия "Мои помощники глазки"
Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...
"Играем глазками"
Консультация для родителей как в домашних условиях проводить зрительную гимнастику. Гимнастики авторские....
"Здоровые глазки вашего ребенка"
Консультация для родителей. Проведение зрительных гимнастик в домашних условиях....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Глазки, глазки, что вы делали?"
Образовательные области – Познание, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность.Задачи:Обучающие:Дать детям знания о строении глаза, значении и возможности глаз человека.Расширять словарь...