Проект "Зоркие глазки"
проект (старшая группа)

Новичкова Ирина Сергеевна

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота о здоровье –

это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zorkie_glazki_.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида

г. Благовещенск Р.Б.

Проект

Коррекционно - развивающее пространство в группе для детей с ослабленным зрением

 «Зоркие глазки»

Авторы проекта: Воспитатели группы компенсирующего вид «Капелька» Галямова Л.Н., Новичкова И.С.

2022-2023 учебный год

                                          «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота о здоровье –

это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский.

             На современном этапе проблема профилактики здоровья дошкольников является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать здорового человека, человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре ООП.

                          Быть здоровым – естественное желание каждого человека.

      Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, воспринимающий 80 % всей поступающей информации.

      Исследования физиолога В.Ф. Базарного показали, что к основным причинам нарушения зрения относятся:

  • патология беременности,
  • низкий уровень физической активности детей раннего и дошкольного возраста,
  • резкий переход с произвольного зрительного режима в условиях детского сада на школьный режим занятий с длительными нагрузками на аккомодационный аппарат глаза.

Проектная работа в коррекционной группе (старший возраст) по теме: «Зоркие глазки»

Авторы проекта: Воспитатели группы компенсирующего вид «Капелька» Галямова Л.Н., Новичкова И.С.

Тип проекта: исследовательско – творческий

Вид проекта: долгосрочный (с 19.09.2022 по 12.05.2023)

Участник проекта: дети, воспитатели, родители, педагоги ДОУ.

Актуальность темы: Здоровье (физическое, психическое, нравственное) - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

 Известно, что дошкольный воз­раст является решающим в форми­ровании фундамента физического и психического здоровья. Ведь имен­но до 7 лет человек проходит огром­ный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жиз­ни. В этом возрасте идет ин­тенсивное развитие органов и ста­новление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется харак­тер, отношение к себе и окружаю­щим.  Но следует отметить, что в наше время далеко не у всех детей развитие протекает нормально в соответствии с возрастом. Разнообразный характер имеющихся у детей нарушений выдвигает проблему индивидуализированной комплексной помощи ребенку с учетом структуры дефекта и ведущего нарушения. В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества.   Среди них и дети с нарушениями функций зрительного анализатора, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности их жизнедеятельности и трудоспособности. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и др.), происходят изменения в развитии двигательных функций (в быстроте, координации, точности, темпе движений, соразмерности двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом. Нарушение зрения отражается и на психо-эмоциональном состоянии ребенка, особенно в тех случаях, когда заболевание органа зрения возникло в раннем возрасте и носит выраженный характер. Таким образом, дети с нарушением зрения имеют специфические особенности, требующие специального обучения, проведения коррекционно-развивающей работы, широкого осуществления системы реабилитационных мероприятий.

Работа с детьми, имеющими нарушение зрения требует от педагогов пересмотра форм организации и методов работы, овладение коррекционно-развивающими технологиями, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. Решение этой проблемы предполагает организацию повышения профессионального уровня педагогов через коллективные и индивидуальные формы работы, взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ в коррекционно – развивающем процессе.

     Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении наших детей это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза.

   Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

 

Цель проекта: укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста

Задачи:

- Научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам.

- Создание положительного отношения к коррекционным мероприятиям с помощью камешков Марблс.

- Развивать сохранные анализаторы (зрение, слух, обоняние, осязание), познавательную активность детей, через индивидуальный подбор упражнений.

- Заинтересовать и обучить родителей практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей проекта, показать важность данной проблемы.

Прогнозируемый результат:

Исходя из проведенной работы можно предположить следующие результаты:

1. Произойдет активизация зрительных функций.

2. Улучшится зрительная память.

3. Совершенствуется прослеживающая и глазодвигательная функции зрения, укрепятся мышцы глаз.

4. Сформируется устойчивая зрительная фиксация (локализация).

5. Повысится уровень развития зрительного восприятия.

6. Повысится острота зрения.

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Форма проведения

Материалы, оборудование

Сентябрь

Подготовительный этап

 На данном этапе

- изучить литературу,

- подготовить материалы по данной теме,

- разработать формы работы с детьми, родителями, воспитателями,

- отобрать художественный, иллюстративный материал для оснащения познавательной среды в группе,

-подобрать дидактические игры для развития зрительного восприятия,

-провести консультации для родителей с целью ознакомления с темой проекта,

-раздать им домашнее задание – изготовить дидактическую игру своими руками по теме проекта,

- разработать план мероприятий по реализации проекта.,

-провести мониторинг знаний детей по теме проекта на начало

Диагностические карты

Октябрь

Основной этап

План мероприятий

- Встреча с интересным человеком – врач офтальмолог. Мотивировать детей на изучение и решение задач проекта.

- Рассматривание иллюстраций, модели «Как устроен наш глаз» Познакомить с устройством органа зрения - глазом и его основными функциями.

- Д/игра " Что полезно, а что вредно для глаз» (с использованием картинок) закрепить знания о вреде и пользе для глаз

Модель глаза

Демонстрационный материал

ноябрь

- Оздоровительные минутки – гимнастика для глаз профилактика заболеваний глаз, снятие зрительного напряжения

- Беседа «Урок здоровья» дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.

- Разучивание стихотворения «Береги свои глаза» закреплять правила охраны зрения.

Картотека физминуток для глаз

Картинки

Стихотворение

декабрь

- Чтение пословиц и поговорок о здоровье, о глазах. Познакомить с народными пословицами о здоровье, воспитывать у детей желание быть здоровым

- Беседа о пользе витаминов для сохранения здоровья глаз расширение представлений о значении некоторых продуктов для здоровья глаз

- Детско-родительские презентации «Полезные виды спорта» Расширение представлений о значении некоторых видов спорта для здоровья глаз. Развитие умение выступать перед сверстниками

Картотека пословиц, поговорок

Картинки

Презентация  

январь

- Наблюдение в природе «Как видит лягушка» развивать наблюдательность, расширить кругозор.

- Рассказ педагога «Как видят мир животные» расширить представления о зрении некоторых животных.

- Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка» учить образному восприятию сказки. Закрепить знания о функциях глаз.

Видео

Видео

Сказка

февраль

- Обсуждение правил при использовании телевизора, компьютера, телефона, планшета «Вредят ли гаджеты зрению?» Расширить представление о вредных факторах, влияющих на зрение и здоровье глаз

- Решение проблемной ситуации: «В глаз попала соринка» Закрепить правила первой медицинской помощи

- Обыгрывание ситуаций по ОБЖ «Опасность острых предметов для глаз», «Попадание в глаз чужеродных предметов», «Ожоги глаз» расширить представления об опасностях для здоровья глаз и правилах безопасного обращения с предметами в быту.

Картинки

март

- Рисование «Глаза - зеркало души» развивать фантазию, умение отображать эмоциональное состояние в рисунке.

- Отгадывание загадок о здоровье и правилах здоровьясбережения, подвести итог недели, закрепление «Правил для глаз»

- Изготовление плаката «Можно-нельзя» закрепить знания о правилах безопасного, здоровьесберегающего поведения.

Карандаши, альбомные листы

Картотека загадок

Картинки, ватман

апрель

- Д/игры с использованием камешков «Марблс»

 - Беседы с детьми итоговые:

«Как работают глаза». (О строении человеческого глаза).

«Причины  ухудшения зрения».

«Правила сохранения хорошего зрения».

«Как ухаживать за своими глазками».

Камешки Марблс

май

-Мониторинг знаний детей  по теме проекта на конец года.

-Итоговое занятие.

Диагностические карты, конспект занятия

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- Созданы условия для сохранения зрения - проводится гимнастика для глаз, отдых в релаксационных уголках.

- Дети знают основы ухода за своими глазами, стремятся следить за своим здоровьем, напоминают друг другу правила сохранения зрения. Имеют представления о способах оказания первой помощи при легких травмах.

- Пополнился дидактический материал в группе, разработаны валеологические игры, конспекты ОД.

- Сформирован устойчивый интерес у родителей к проблеме укрепления и сохранения зрения у детей.

- Оборудован и пополнен коррекционный уголок группы.

Работа с родителями

п/п

Вид деятельности

Цель

Участники

1.

 Анкетирование родителей «Я знаю, что полезно, а что вредно для глаз»

Выявления знания родителей о здоровье детей

Педагоги, родители.

2.

Родительское собрание на тему:

«Как сохранить зрение ребенка или о пользе гимнастики для глаз»

Дать родителям информацию о том как сохранить зрение детей.

Педагоги, родители, администрация.

3.

Оформление родительского уголка «Для вас, родители»:  рекомендации, консультации, памятки по теме проекта.

Просвещение родителей по теме «Охрана здоровья зрения»

Педагоги, родители.

4.

Консультация «Лечение заболеваний глаз у детей»

Привлечь внимание родителей к своевременному обследованию детей и при необходимости к медицинской помощи.

Педагоги, родители.

5.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; природного материала, бросового материала для ручного труда

Организовать совместную деятельность детей и родителей

Родители, педагоги, дети.

6.

Родительское собрание на тему: «Особенности подготовки ребенка к школе»

Дать родителям информацию о том как подготовить детей к школе.

Педагоги, родители, администрация.

7.

Выставка детских рисунков, поделок из природного и бросового материала, сделанных вместе с родителями.

Развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться результатам творчества.

Развивать речь, умение описывать процесс, предшествующий выставке, учить рассуждать, делать выводы.

Родители, педагоги, дети, администрация.

Работа с педагогами

Ноябрь 2022 г. – Консультация «Профилактика нарушения зрения у дошкольников»

Февраль 2023г. – Семинар-практикум «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки про глазки

Гимнастика для глаз в стихах, гимнастика по дням недели...

Сказки про глазки

Рекомендации по обучению дошкольников правильному выполнению упражнений для снятия зрительного напряжения и профилактики зрительного утомления...

как закапывать глазки

как правильно закапывать глаза и закладывать мазь в глазки...

Реализация ФГТ. Конспект занятия "Мои помощники глазки"

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...

"Играем глазками"

Консультация для родителей как в домашних условиях проводить зрительную гимнастику. Гимнастики авторские....

"Здоровые глазки вашего ребенка"

Консультация для родителей. Проведение зрительных гимнастик в домашних условиях....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Глазки, глазки, что вы делали?"

Образовательные области – Познание, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность.Задачи:Обучающие:Дать детям знания о строении глаза, значении и возможности глаз человека.Расширять словарь...