Совершенствование основных видов движений детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры
статья (старшая группа)
Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Велика роль подвижных игр и развлечений на свежем воздухе в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.
Игра является незаменимым средством совершенствования движений; их развитие способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы.
Очень эффективным средством комплексного улучшения физического состояния являются подвижные игры различной направленности, позволяющие совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пасаман Г.Ф.
Совершенствование основных видов движений детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры
Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Велика роль подвижных игр и развлечений на свежем воздухе в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.
Игра является незаменимым средством совершенствования движений; их развитие способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы.
Очень эффективным средством комплексного улучшения физического состояния являются подвижные игры различной направленности, позволяющие совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.
Успех игры в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к объяснению, воспитатель обязан ясно представить себе всю игру. Рассказ должен быть кратким. Исключение составляют игры в младших группах, которые можно объяснять в сказочной, увлекательной форме. Рассказ должен быть логичным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
1) название игры;
2) роль играющих и их места расположения;
3) ход игры;
4) цель игры;
5) правила игры.
Подвижная игра «Не попадись!»
Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; развивать ловкость.
Ход игры: Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри. Через 30-40сек. Воспитатель прекращает игру.
Подвижная игра «Самолеты»
Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.
Ход игры: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.
Подвижная игра «Лиса в курятнике»
Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.
Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры».
На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».
Подвижная игра «Совушка»
Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.
Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.
Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».
Подвижная игра «Пробеги тихо»
Цель: учить бесшумно двигаться.
Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит: «Стой!» Бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.
Подвижная игра «Охотник и зайцы»
Цель: учить метать мяч в подвижную цель.
Ход игры: На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.
Подвижная игра «Ловишки» (с ленточками)
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Ход игры:
Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.
2 вариант
Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.
Подвижная игра «Коршун и наседка»
Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.
Ход игры:
В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.
2 вариант.
Если детей много можно играть двумя группами.
Подвижная группа «Пятнашки»
Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот, кого осалил водящий, отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.
2 вариант:
Нельзя пятнать того, кто успел встать на одну ногу.
Подвижная игра «Салки – не попади в болото»
Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Ход игры:
На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают Ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.
Осаленный Ловишкой выходит из игры.
2 вариант:
Ловишка стоит в центре круга, начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.
Подвижная игра «Догони свою пару»
Цель: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.
Ход игры:
Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.
2 вариант
Запятнать свою пару мячом.
Список литературы:
1. Болотина Л.Р. 80 игр для детского сада М.: Академия, 2004. - 135с.
2. Былеева Л.В., Коротков М. Подвижные игры - М.: ФИС, 2005. - 205с.
3. Жуков М.Н. Подвижные игры. - М. -: Издательство: Академия. - 2000 - 170 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и упражнений».
Из опыта работы....
Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»
В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целе...
Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры
В работе предлагается материал по ознакомлению и закреплению у дошкольников знаний о правилах безопасности посредством подвижных игр, представлен перспективный план подвижных игр, направленных на разв...
Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Данный мастер-класс имеет следующую цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дида...
Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Данный мастер-класс имеет следующую цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дида...
Развитие и совершенствование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений
Презентация на тему: "Развитие и совершенствование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений"...
Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста
Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста...