Методическая разработка «Профилактика нарушений сводов стоп у обучающихся дошкольного возраста»
методическая разработка
формирование и укрепление сводов стоп у воспитанников дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_glazyrina_i.v.docx | 76.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях
Методическая разработка
«Профилактика нарушений сводов стоп у обучающихся дошкольного возраста»
Автор – составитель:
Глазырина Ирина Владимировна,
инструктор по физической культуре
Югорск
2021
Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – актуальная проблема нашего времени. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, страдающих середечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и сводов стоп, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает работу по формированию здорового образа жизни воспитанников, в которой особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе (приложение 1). А так же, губернатор Югры Наталья Комарова объявила 2017 год – Годом здоровья.
Деформации стоп – одна из самых распространённых ортопедических патологий, которая влечёт за собой неправильную нагрузку на весь опорно-двигательный аппарат, снижает двигательную активность ребёнка. Поэтому формирование сводов стоп, обучение правильной постановке стоп при ходьбе, формирование их функций – одна из наиболее важных задач оздоровительной физической культуры, особенно это касается обучающихся старшего дошкольного возраста.[1, с. 9]
Правильное формирование сводов стоп является необходимым фактором полноценного развития.Именно поэтому профилактике плоскостопия огромное внимание уделяют как ученые, так и практики (педагоги, инструкторы физического воспитания). Разработаны многочисленные методики на основе традиционных средств физического воспитания. Как сделать, чтобы упражнения и физкультурные занятия по профилактике плоскостопия стали интересными, познавательными, увлекательными?
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных, современных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний. И наш детский сад не исключение.
По результатам диагностикипоявилась необходимость в формировании групп по профилактике плоскостопия, изучении литературы и поиске эффективных путей укрепления сводов стоп.
Цель данной работы:формирование и укрепление сводов стоп у воспитанников дошкольного возраста.
Ведущие задачи работы:
Оздоровительные задачи:
- Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников.
- Повышение активности и общей работоспособности.
- Коррекция и профилактика плоскостопия.
Образовательные задачи:
- Формирование у детей двигательных умений и навыков.
- Развитие физических качеств
- Получение элементарных знаний о своём организме, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи:
- Разностороннее развитие воспитанников.
- Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Организация занятий строилась следующим образом:
Воспитанники 5 – 7 лет |
Три раза в неделю по 20 мин. Количество обучающихся в группе 12-15 человек. |
Анализ проведенной работы по профилактике и предупреждению плоскостопиядает возможность сделать вывод об имеющейся тенденции к улучшению и укреплениюсвода стопы (приложение 2). Удалось достичь следующих результатов:
- Повысилась двигательная активность воспитанников.
- Улучшились показатели формирования свода стоп.
- Развиты такие физические качества как: координация, гибкость, равновесие.
- Воспитанники имеют представление о своём организме, способах укрепления собственного здоровья.
- Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
Предлагаемые материалы будут интересны воспитателям, инструкторам и учителям по физической культуре, родителям.
Причины плоскостопия
В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. [2, с. 688]
Стопа по данным многих исследований – это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. [3, с. 288]
Плоскостопие может быть врождённым (встречается крайне редко) и приобретённым. Наиболее частые причины последнего – слабость мышечно – связочного аппарата стопы, ношение неправильно подобранной обуви, различные травмы нижней конечности, косолапость.
Ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли в стопе, мышцах голени, отёк стопы.
Выбор обуви для профилактики плоскостопия
Профилактика плоскостопия должна проводиться в системе с раннего возраста. На ранних этапах она заключается в укреплении мышц и связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. По мере того как ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу, растет значение подбора рациональной обуви.
Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи-восьми лет тоже необходима обувь с каблуком высотой до 1 см и возможностью переката. Задник может быть мягким. Старшие дети могут носить более высокий каблук (до 4 см), но в любом случае обувь должна позволять выполнить перекат. [1, с. 33]
Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп полезно использовать стельки-тренажеры, в которых область свода выложена массажными элементами. Эти стельки рекомендуется носить не более 5-6 часов в день. Удобно вкладывать подобные стельки в обувь, которую ребенок носит в детском учреждении. Время активности ребенка в дошкольном учреждении или в начальной школе примерно равно рекомендуемому времени ношения стелек. В выходные дни ребенок не посещает учебное заведение, и стопы отдыхают. Стельки-тренажеры оказывают более выраженный эффект на формирование сводов стоп, чем стельки, в которых вся поверхность выложена массажными элементами. Невзирая на то, что в последнем случае тонизирующему влиянию подвергается вся поверхность стопы, стимулов для формирования сводов не возникает. При использовании стелек-тренажеров ребенок напрягает мышцы стопы таким образом, чтобы изменить ее конфигурацию и сформировать свод. Это позволяет избежать контакта с колющими элементами стелек. [1, с. 34]
Физическая культура в профилактике плоскостопия и формировании сводов стоп
Основным методом формирования сводов стоп у детей старшего дошкольного возраста служит физическая культура. Используются следующие принципы проведения занятий:
- Системность воздействия. Подбор упражнений по формированию сводов и развитию функций стопы и последовательность их применения.
- Регулярность воздействия.Регулярное применение упражнений, обеспечивающее увеличение силы мышц, формирование сводов и развитие функций стоп.
- Длительность применения физических упражнений.Регулярная целенаправленная работа на протяжении всего периода роста организма, особенно в возрасте моложе 9 лет.
- Постепенное нарастание физической нагрузки по мере расширения возможностей ребенка.
- Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (10-15% упражнений обновляются, а 85-90% повторяются для закрепления достигнутых результатов).
- Цикличность при выполнении физической нагрузки.
- Всесторонность воздействия. Сочетание специальных упражнений с общеукрепляющимис целью избегания утомления, совершенствования нейрогуморальных механизмов регуляции и адаптации всего организма ребенка к физическим нагрузкам.
Очень важно, чтобы воспитанники позитивно воспринимали занятия. Поэтому необходимо предоставить им возможность выполнять упражнения, сделать занятия увлекательными, прививать любовь к движениям.
Работа с детьми включает специальные занятия физической культурой для формирования сводов и развития функций стоп.
Диагностика сформированности сводов стоп
В сентябре проводится диагностика сформированности сводов стоп у воспитанников на начало учебного года, а в мае – на конец учебного года.
В любом дошкольном образовательном учреждении наиболее доступным является метод контурной плантографии – получение отпечатков стоп. Для проведения этого метода используют плантограф – рамку с натянутой на неё непромокаемой тканью, снижней стороны смазанную тушью. Обследуемый ставит ногу на плантограф и встаёт с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Между 3-м и 4-м пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный свободен. Такой оценки достаточно, для того чтобы отобрать воспитанника в группу по профилактике плоскостопия и проследить эффективность занятий.
Организация занятий по профилактике плоскостопия
Занятия рассчитаны для воспитанников 5 – 7 лет. Продолжительность занятий 20 минут, проводятся три раза в неделю. Группа формируется по 12 – 15 человек. Занятия по профилактике плоскостопия начинаю проводить с октября месяца. Дозировка упражнений зависит от подготовленности обучающихся и может составлять от 4 – 5 раз на этапе разучивания и до 8 – 10 раз на этапе закрепления.
Для профилактики плоскостопия, как правило, рекомендуют упражнения, направленные на укрепление мышц ног в сочетании с укреплением всех групп мышц.
Основные виды упражнений:
- подошвенные сгибания (оттягивание носков вниз);
- супинирование стоп (поворот вовнутрь);
- упражнения, сближающие первую плюсневую и пяточную кости;
- прыжковые и беговые упражнения, которые являются прекрасным средством укрепления мышечно – связочного аппарата стопы и голени. [4, с. 120]
В результате изучения методической литературы выделяю основные правила включения упражнений по профилактике плоскостопия в занятия физической культуры:
- упражнения должны быть динамического характера, а статическое напряжение, при выполнении упражнения, должно быть минимально;
- исходные положения могут быть любые (стоя, сидя, лёжа), но главными являются упражнения, направленные на активное сгибание стопы с преодолением веса собственного тела. Упражнения, гда стопа находится на весу, являются дополнительными;
- упражнения для укрепления и растяжения мышц стопы должны использоваться до или после основной нагрузки. Упражнения для расслабления мышц стопы выполняются после основных упражнений;
- выбор упражнений должен быть таким, чтобы они не требовали длительной подготовки к их выполнению;
- упражнения следует выполнять на относительно мягкой поверхности (матах);
- при выполнении упражнений желательно снять обувь;
- при выполнении упражнений для профилактики плоскостопия необходимо следить за сохранением правильной осанки.
Перспективный план занятий по корригирующей гимнастике
ОКТЯБРЬ | |
1,2 неделя | 1. Ходьба на носках, пятках, наружном своде стопы. 2. Ходьба спиной вперёд с перекатом с носка на пятку. 3. Упражнение с предметами: захватывание и перекладывание их с места на место. 4. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом. 5. Ходьба по сенсорной дорожке, по резиновой дорожке. |
3,4 неделя | 1. Ходьба на носках, пятках, наружном своде стопы. 2. Ходьба спиной вперёд с перекатом с носка на пятку. 3. Ходьба по гимнастической лестнице приставным шагом. 4. Ходьба по ребристой дорожке. 5. Игровой комплекс упражнений – «Разминка балерины», «Игра в шарики и кольца», «Вяжем ногами», «Танец на канате» . |
НОЯБРЬ | |
1 неделя | 1. Ходьба перекатом с пятки на носок. 2. Ходьба в полуприседе. 3. Прыжки на месте. 4. Упражнения сидя на полу – «Утята». 5. Ходьба по массажным дорожкам. 6. Самомассаж стоп. |
2 неделя | 1. Ходьба перекатом с пятки на носок. 2. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола. 3. Поднимание внутренних сводов стопы, опираясь на наружные края стоп. 4. Упражнения сидя на полу – «Утята». 5. Ходьба по массажным дорожкам. 6. Самомассаж стоп. |
3 неделя | 1. Лёгкий бег на носках. 2. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола. 3. Ходьба по канату прямо и боком. 4. Ползающие движения стоп вперёд и назад с помощью пальцев. 5. Сведение и разведение пяток. 6. Переступание по резиновому коврику. 7. Массаж стоп резиновым мячиком с шипами. |
4 неделя | 1. Лёгкий бег на носках. 2. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола. 3. Упражнение с обручем – «Перехвати обруч». 4. Ползающие движения стоп вперёд и назад с помощью пальцев. 5. Ходьба в сухом бассейне. 6. Переступание по резиновому коврику. 7. Массаж стоп резиновым мячиком с шипами. |
ДЕКАБРЬ | |
1 неделя | 1. Ходьба на носках в среднем темпе, с переходом на бег. 2. Ходьба на наружном своде стопы. 3. Ходьба по гимнастической палке. 4. Комплекс упражнений «Ковер-самолёт». 5. Ходьба по рейке гимнастической скамейки. 6. Ходьба в сухом бассейне. |
2 неделя | 1. Ходьба на носках в среднем темпе, с переходом на бег. 2. Ходьба на наружном своде стопы. 3. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра с «подошвенным сгибанием стопы». 4. Комплекс упражнений «Ковер-самолёт». 5. Ходьба в сухом бассейне. 6. Самомассаж стоп. |
3 неделя | 1. Ходьба перекатом с пятки на носок. 2. Упражнения, сидя на полу – «Кораблик», «Рисуем круги», «Поклон». 3. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра с «подошвенным сгибанием стопы». 4. Ходьба с мячом, зажатым между ногами. 5. Ходьба по сенсорной дорожке – «Ракушки». 6. Упражнения с массажёрами. |
4 неделя | 1. Ходьба перекатом с пятки на носок. 2. Упражнения, сидя на полу – «Кораблик», «Рисуем круги», «Поклон». 3. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперёд на носках. 4. Ходьба с мячом, зажатым между ногами. 5. Ходьба по сенсорной дорожке – «Ракушки». 6. Упражнения с массажёрами. |
ЯНВАРЬ | |
1 неделя | 1. Ходьба и бег на носках. 2. Ходьба по намеченной линии, приставляя пятку одной ноги к носку другой. 3. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе. 4.Комплекс упражнений «Радуга». 5. Ходьба по рейкам гимнастической лестницы, положенной на пол. 6. Ходьба по наклонной плоскости. 7. Ходьба в сухом бассейне. |
2 неделя | 1. Ходьба и бег на носках. 2. Ходьба по намеченной линии, приставляя пятку одной ноги к носку другой. 3. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе. 4. Комплекс упражнений «Радуга». 5. Круговые вращения стопы вправо, влево. 6. Ходьба по наклонной плоскости. 7. Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу. |
3 неделя | 1. Ходьба и бег на носках. 2. Ходьба по намеченной линии, приставляя пятку одной ноги к носку другой. 3. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе. 4. Захват, приподнимание и удерживание пальцами одной ноги лёгкого предмета. 5. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом. 6. Ходьба по сенсорным дорожкам. |
4 неделя | 1. Ходьба и бег на носках. 2. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе. 3. Захват, приподнимание и удерживание пальцами одной ноги лёгкого предмета. 4. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом. 5. Ходьба по сенсорным дорожкам. 6. Самомассаж. |
ФЕВРАЛЬ | |
1 неделя | 1. Ходьба на наружном своде стопы. 2. Ходьба на носках по наклонной доске вверх. 3. Игровые упражнения - «Матрёшки». 4. Игра «Кто быстрее» - скомкать бумагу, допрыгать до намеченной линии. 5. Ходьба по сенсорным дорожкам – «Через море и ручей». 6. Массаж стоп роликовым массажером. |
2 неделя | 1. Ходьба на наружном своде стопы. 2. Ходьба на носках по наклонной доске вверх. 3. Игровые упражнения - «Матрёшки». 4. Игра «Кто быстрее» - скомкать бумагу, допрыгать до намеченной линии. 5. Ходьба по сенсорным дорожкам – «Через море и ручей». 6. Массаж стоп роликовым массажером. |
3 неделя | 1. Ходьба на наружном своде стопы. 2. Ходьба по ребристой доске. 3. Игровые упражнения - «Матрёшки». 4. Ходьба по сенсорным дорожкам – «Через море и ручей». 5. Игра «Тик - так» 6. Массаж стоп роликовым массажером. |
4 неделя | 1. Ходьба на наружном своде стопы. 2. Лёгкий бег на носках. 3. Упражнения – «Балерина», «Весёлые прыжки», «Носильщик», «Шалаш». 4. Игра «Пройди не ошибись». 5. Игра «Тик - так» 6. Самомассаж. |
МАРТ | |
1 неделя | 1. Ходьба на носках, пятках в среднем темпе. 2. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе. 3. Ходьба по канату боком приставным шагом. 4. Лёгкий бег на носочках. 5. Упражнения с мячом, гимнастической палкой, мелкими предметами. 6. Упражнение на балансирах. 7. Подвижная игра «Быстро возьми». 8. Ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю стопу. |
2 неделя | 1. Ходьба на носках, пятках в среднем темпе. 2. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе. 3. Ходьба по канату боком приставным шагом. 4. Лёгкий бег на носочках. 5. Упражнения с мячом, гимнастической палкой, мелкими предметами. 6. Упражнение на балансирах. 7. Подвижная игра «Быстро возьми». 8. Ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю стопу. |
3 неделя | 1. Ходьба на носках, пятках в среднем темпе. 2. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе. 3. Лёгкий бег на носочках. 4. Переступание на резиновом коврике. 5. Упражнения с мячом, гимнастической палкой, мелкими предметами. 6. Балансирование на набивном мяче. 7. Подвижная игра «Быстро возьми». 8. Ходьба в сухом бассейне. |
4 неделя | 1. Ходьба на носках, пятках в среднем темпе. 2. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе. 3. Лёгкий бег на носочках. 4. Переступание на резиновом коврике. 5. Упражнения с мячом, гимнастической палкой, мелкими предметами. 6. Балансирование на набивном мяче. 7. Подвижная игра «Быстро возьми».Ходьба в сухом бассейне. |
АПРЕЛЬ | |
1,2 неделя | 1. Ходьба на носках, на наружном своде стопы, с перекатом с пятки на носок. 2. Ходьба по гимнастической палке прямо и боком. 3. Лёгкий бег на носках. 4. Игровые упражнения: поднимание предметов пальцами ног, сбор коврика в складки. 5. Упражнение на равновесие на балансирах. 6. Приседания на носочках. 7. Самомассаж. |
3,4 неделя | 1. Ходьба на носках, на наружном своде стопы. 2. Ходьба по гимнастической палке прямо и боком. 3. Лёгкий бег на носках. 4. Игровые упражнения – «Птицы». 5. Игровое упражнение «Кто быстрее» - прыжки со скомканной бумагой между ног. 6. Ходьба по массажным дорожкам. 7. Массаж стоп на резиновых ковриках. |
МАЙ | |
1,2 неделя | 1. Лёгкий бег на носках. 2. Ходьба по сенсорным дорожкам. 3. Игровые упражнения для стоп: «Переложи предмет», «Я - рисую», «Круги стопой», «Прогулка по лианам». 4. Игра «Если бы ноги стали руками». 5. Ходьба в сухом бассейне. |
3,4 неделя | 1. Комплекс упражнений – «Матрёшки». 2. Игровой комплекс упражнений – «Путешествие в страну обезьян». |
Так же упражнения, направленные на формирование сводов стоп, включаются и в другие формы занятий физической культурой (утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурное занятие, динамический час, малые формы физической активности, гимнастика после сна). Важно создать детям возможность самостоятельно выполнять упражнения, направленные на формирование сводов и развитие функций стоп во время свободной игровой деятельности. Для этого в группах оборудуют физкультурные уголки со специальными ковриками, лестницами, обручами, палками и прочими атрибутами (приложение 3).
Работа с родителями не ограничивается участием специалиста по физической культуре в родительских собраниях. Большую значимость имеют проведение индивидуальных консультаций, мастер - классов, проведение совместных занятий для родителей с воспитанниками. Определенную роль играет и наглядная агитация.
Наибольший успех на занятиях физкультурой достигается при комплексном подходе, поэтому важно работу с детьми дополнить работой с родителями, учителями начальной школы, воспитателями группы, другими сотрудниками дошкольного учреждения, непосредственно работающими с детьми.
План работы с родителями
Сентябрь, октябрь, ноябрь | Декабрь, январь, февраль | Март, апрель, май |
Родительское собрание: «Физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками ДОУ» | Круглый стол: «Проблемы физического воспитания дошкольников» | Наглядная информация: «Развитие игровой деятельности ребёнка в семье» |
Индивидуальные беседы: «Диагностика свода стоп у воспитанников» | Консультация: «Здоровый ребёнок – счастье семьи» (игровые упражнения) | Индивидуальные беседы: «Диагностика свода стоп у воспитанников» |
Наглядная информация: «Причины нарушения свода стоп» | Совместное занятие родителей и воспитанников с использованием упражнений для профилактики плоскостопия | День открытых дверей: открытые занятия; участие родителей в совместных мероприятиях; мастер-класс: «Изготовление нетрадиционного оборудования» |
Консультация: «Профилактика плоскостопия у воспитанников ДОУ в домашних условиях » | Наглядная информация: «Как быть здоровым » | Родительское собрание: «Подведение итогов за год» |
Работа с родителями (законными представителями) идёт успешнее, когда инструктор по физической культуре учитывает их знания, опыт, интересы. Для этого проводится анкетирование в начале учебного года (приложение 4). Полученная информация позволяет улучшить взаимопонимание и корректировать программу работы по профилактике плоскостопия.
Оборудование для занятий по формированию сводов стоп
Для профилактики плоскостопия используют различное оборудование – от специальных тренажеров до подручных средств и самодельных ковриков (приложение 5). Так же на занятиях используются ребристые доски, гимнастические стенки, канаты и верёвочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, мелкие предметы для захвата стопами и пальцами, массажеры. Очень популярно в настоящее время такое оборудование как степ – платформы и фитбол мячи.С таким инвентарём занятия проходят в современной форме, с использованием фитнеса.
Примерное содержание упражнений и комплексов
для профилактики плоскостопия
1. Разминка балерины. Сядьте на скамью и упритесь пальцами ног в пол. Начните разминку с маленьких шажков. Идите вперед «на пуантах» до тех пор, пока ступни не коснутся пола, затем вернитесь назад. Следите за тем, чтобы колени поворачивались внутрь, а пятки находились недалеко друг от друга.
2. Вяжем ногами. Сядьте на пол, согните ноги в коленях, колени раздвиньте в стороны, а ступни приблизьте одна к другой. Пальцами ног возьмите по прутику (это могут быть также и большие вязальные спицы, и карандаши). На один прутик набросьте колечко с другого прутика, как петлю при вязании. Затем на нижите на прутик несколько колец и «сплотите» несколько колец или же наденьте все кольца сразу.
3. Кораблик. Сидя на полу, согнув колени, подошвы ног прижаты друг к другу. Постепенно стараться выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараться придать ступням форму кораблика).
4. Танец на канате. Начертите на полу мелом линию и попробуйте пройти по этой линии, удержав равновесие: разведите руки в стороны и делайте вид, что танцуете на проволоке. Ставьте одну ступню в плотную перед другой, колени сгибать нельзя. Ни в коем случае не ставьте ногу рядом с линией, а то «упадете»!
5. Игра в шарики и кольца.Сидя на полу, разложите перед собой в линию десять колец. Перед кольцами положите по шарику. Опускайте шарики в кольца поочередно: пять — пальцами правой ноги, пять — левой; затем вынимает шарики руками и кладет их перед кольцами. Потом беретекольца и опускает их на шарики.
6. Комплекс упражнений «Утята».
1. «Утята шагают к реке». И.п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.
Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку». И.п. – то же
1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп
3-4 – и.п.
3. «Утята встретили на тропинке гусеницу». И.п. – то же.
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4. «Утка крякает». И.п. – то же
1-2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны(«клюв открылся»), произнести «кря-кря», 3-4 – и.п.
5. «Утята учатся плавать». И.п. – сидя руки в упоре сзади, носки натянуть.
1 – согнутую правую стопу – вперед; 2 – разгибая правую стопу, согнутую левую стопу – вперед.
7. Комплекс упражнений "Матрёшки"
1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки" И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс. 1 - правую вперед на пятку. 2-3 - покачать носком вправо-влево. 4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой.
2. "Красные сапожки, резвые ножки" И.п. - то же. 1 - правую вперед-в сторону на пятку. 2 - правую на носок, 3 - правую на пятку. 4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой.
3. "Танец каблучков" И.п. - то же. 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.
4. "Гармошка" И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. 1- слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо. 2- опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь. 3- слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо. 4- опуская носок правой и пятку левой на пол, и.и. 5-8 - то же, что 1-4, 1 -8 - то же, передвигаясь влево
5. "Елочка" И.п. - то же. 1- слепка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол. 2- слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо, 1-8-то же влево.
6. "Присядка" И.п. - то же 1- присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх. 2-и.п. 3- правую в сторону на пятку. 4-приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги.
8. Комплекс упражнений «Ковер-самолёт».
1. Сжимать пальцы ног в кулак, захватывая ткань, выпрямлять пальцы, отпуская ткань
2. По очереди сгибать и разгибать стопы с захватом ткани.
3. Собирать ткань пальцами и перемещать в сторону.
4. Поднимать ткань, разворачивая стопы внутрь и растягивать ткань.
5. Поднимать ткань, разворачивая стопы наружу и растягивать ткань.
9. Комплекс упражнений «Радуга».
Сидя на гимнастической скамейке:
1. Между пальцами ног зажать цветные палочки. Слегка постучать нижними концами палочек.
2. Тыльное и подошвенное сгибание одновременно обеих стоп.
3. Сведение и разведение передних отделов стоп.
Стоя:
4. Подъём на пятки и удерживание в этом положении.
5. Ходьба на пятках, удерживая палочки между пальцев.
10. Занятие с элементами корригирующей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну обезьян».
Организация | Содержание |
1 этап: организационно-мотивационный | |
Дети под музыку входят в зал, строятся в шеренгу. Весёлая музыка Ходьба в колонне по одному; между предметами Ходьба на носках, руки вверх (по полю с высокой травой) Ходьба с высоким подниманием колена (перешагивание брёвен) Боковой галоп, левая рука на поясе, правая рука вытянута в сторону. | Инструктор: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам предлагаю отправиться в страну обезьян, где вы не только встретитесь с обезьянками, но и научитесь проходить по поляне с высокой травой, преодолевать зыбучие пески и ручей, ходить по бревну, и как обезьяны, забираться на высокое дерево. Ну что, вы хотите побывать в этой стране? Дети: Да! Инструктор: А как вы думаете, в какой стране обитают эти животные? Правильно! Туда мы и отправимся! Готовы? Инструктор: Ну что, за мной становись, не сутулься и не гнись! Инструктор: Вот, ребята, мы и пришли. Смотрите, какая высокая трава. Инструктор: Какие большие брёвна. Инструктор: Давайте попрыгаем как обезьянки. Спину держим прямо. |
2 этап: Основной | |
Разминка под музыкальное сопровождение. Ходьба приставным шагом по гимнастическим палкам серединой стопы Ходьба по корригирующим (массажным) дорожкам Ходьба по наклонной доске на шведскую стенку, переход с пролёта на пролёт Упражнение с киндер-игрушками Самомассаж ног | Инструктор: А сейчас, друзья, нам нужно размяться, прежде чем идти в джунгли. - и.п. – стойка ноги на ширине плеч. Наклоны вправо – влево. - и.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, пальцы сжаты. Руки вверх - вправо, пальцы разжать, и. п. То же влево. - и.п. - 3 шага вперёд, хлопок, 3 шага назад. - и.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны, пальцы раскрыты. Правое колено к левому локтю, и.п., левое колено к правому локтю, и.п. - и.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, упор сзади. Поднимать стопу на носок. Инструктор: Вот мы и готовы к самому трудному испытанию. Давайте преодолеем вот этот ручей, да так чтоб не намочить ноги. Инструктор: Но, смотрите, ребята, здесь ещё и зыбучие пески. Как вы думаете, сможем мы его преодолеть? Нужно пройти ровно, не упасть. Дети: Да! Инструктор: Какие молодцы! Идём дальше. Вот и наклонное бревно, которое ведёт к высокому дереву. Давайте поднимемся по этому бревну и будем перебираться с одного дерева на другое по веткам, как обезьянки. Инструктор: Ребята, обезьянки предлагают нам поиграть. Ну что, мы принимаем их предложение? Дети: Да! Дети встают в обруч, в котором лежат игрушки изКиндер сюрприза. ( захватывая пальцами ног игрушки, правой ногой выкладывают их из обруча, а левой ногой складывают в обруч). Инструктор: После такой дороги нужно отдохнуть. Давайте сделаем массаж для усталых ног. |
На занятиях по профилактике плоскостопия актуально использовать степ – платформы, фибол – мячи и батут.
1. Подъем и спуск на степ – платформе.
2. Различные шаги и повороты на степ – платформе.
3. Упражнения с фитболом в положении «Стойка на коленях»:
ИП – стойка на левом колене, правая нога прямая, грудь на фитболе, руки в стороны, ладони на полу;1 – поднять правую ногу (вдох);2 – и.п. (выдох).Повторить то же, но для левой ноги.
ИП - стойка на левом колене, правая нога прямая, поднята, грудь на фитболе, руки в
стороны, ладони на полу;
1 – согнуть правую ногу (вдох);2 – и.п. (выдох).Повторить то же, но для левой ноги.
4. Упражнения в положении «Сидя на фитболе»:
ИП – сидя на фитболе руки на пояс;1 – поднять пятки (вдох);2 – и.п. (выдох).
ИП –сидя на фитболе руки на пояс;1 – поднять пятки;2 – перекатить стопы с носка напятку влево;3 – перекатить стопы с пятки на носок влево;4 – перекатить стопы с носка на пятку вправо;5 – перекатить стопы с пятки на носок вправо;6 – и.п.Повторить то же в правую сторону.
ИП –сидя на фитболе руки на пояс;1 – выпрямить левую ногу, стопа на полу;2 –выпрямить правую ногу, стопа на полу;3 – согнуть левую ногу;4 – согнуть правую ногу, и.п.
5. Прыжки на батуте могут быть произвольными и четко определёнными (ноги вместе, ноги в стороны врозь, с подниманием колен, с захлёстом голени).
Закаливание
Эффективность работы по формированию сводов стоп и оздоровлению воспитанников будет ещё выше, если в комплекс включить закаливание. Закаливание стоп позволяет не только улучшить кровообращение, но и оздоровить организм в целом.
Наиболее распространено обливание ног, так как оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. В начале курса закаливания берут воду, температура которой 30°С, постепенно снижают на 1° в день и доводят до 14-16°.
Так же полезно и контрастное обливание стоп. Здоровый ребёнок – первая группа – получает обливание по схеме 38°-18°-38°-18°. Дети второй группы получают более щадящий режим - 38°-28°-38°. Иногда для закаливания используют босохождение по водяной дорожке.
Список используемой литературы
1. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации, комплексы упражнений на сюжетно – ролевой основе / авт.-сост. Н.Г.Коновалова.- Волгоград: Учитель.
2. Популярная медицинская энциклопедия / под ред. В.И. Покровского.- 3-е изд.- М: Сов. Энциклопедия, 1991.
3. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В.Л. Страковская.- М: Новая школа, 1994.
4. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ № 9/2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка. "Профилактика нарушения осанки и свода стопы у дошкольников"
В учебно-методическую разработку входят: теретический и практический материал....
Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста
Коррекционная работа проводимая в МБДОУ Жирновском д/с "Росинка" по профилактике нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста....
«Использование гимнастических снарядов и физкультурного оборудования в целях профилактики нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста»
Презентация предназначена для воспитателей и инструкторов по физической культуре ДОУ. В ней представлены рекомендации по использованию гимнастических снарядов и физкультурного оборудования в целях про...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...
Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений...
Упражнения для профилактики нарушений свода стопы.
Упражнения для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей, "Нарушение осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...