проект "Здоровячок"
проект (старшая группа)
Здоровьесберегающий проект для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorovyachok.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №15»сКабанск
Республика Буряти
Здоровьесберегающий проект
«Здоровячок»
Старший возраст
Воспитатель
Демидкина Г.М.
Актуальность:
Не случайно поддержка и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения является стратегическим направлением государственной политики. Здоровье-это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательное ,спокойное отношение с людьми и самим собой. На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А.И. Антонов,Г.А. Бутко,И.В. Журавлева, Ю.П.Лисицин и др.).В результате исследований было выявлено, что у старших дошкольников отсутствуют представления об ярко выраженных различиях о ЗОЖ. Большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку затрудняются; только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; ; недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм , состояния окружающей среды. Недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий.
Образовательная область "здоровье" требует от педагогов формировать у детей привычки к ЗОЖ, которые стоят всегда на первом месте.
Причин высокой заболеваемости множество: экологических, социальных, генетических и медицинских. Одна из них -это невнимание взрослых к здоровью детей; по данным отечественных и зарубежных исследований здоровье человека на 50- 55 % зависит от собственного образа жизни, на 20 -25 % от окружающей среды, на 16-20% от наследственности, на 10-15 % от уровня здравоохранения в стране.
К сожалению нельзя улучшить свою наследственность, нельзя значительно изменить экологические условия, ЗОЖ не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить , беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Также принятие ребенка таким, какой он есть, является источником и гарантией его эмоционального благополучия и душевного комфорта, что, несомненно, положительно сказывается на телесном здоровье. Для ребенка важна эмоциональная близость не только с родителями ,но и с воспитателями ,со сверстниками. Может быть именно сегодня стоит перефразировать всем известное выражение «В здоровом теле-здоровый дух» и сказать: «там где здоровый дух,-здоровые душа и тело».
Роль педагога в ДОУ состоит в организации педагогического процесса, оберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего ценностного отношения к здоровью.
Проблема:
Несформированность начальной здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
.
Цель:
Создание системы здоровьесбережения ребенка в комплексе взаимодействия педагог-родитель-ребенок через организацию в группе "клуба здоровья"
.
Противоречия:
Нет достаточно разработанной системы взаимодействия педагогов, родителей в сохранении здоровья ребенка.
Несоответствие принципам здорового образа жизни отношением педагогов и родителей к собственному здоровью.
Предмет Дети старшего дошкольного возраста
Объект: Деятельность клуба «Здоровячок»
Принципы реализации проекта:
1.Природосообразности- формирование у дошкольников стремление к здоровому образу жизни, экологической компетентности.
2.Активности и сознательности- участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов по оздоровлению детей.
3.Комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательного процесса.
4.Принципы дифференциации -педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности ребенка.
Задачи:
1.Продолжать формировать оптимальные условия организации педагогического процесса, оберегающего здоровье дошкольника и его участников, в системе взаимодействия: "Здоровый родитель -здоровый педагог- здоровый ребенок".
2.Способствовать формированию ЗОЖ и основ валеологической культуры ребенка.
3Способствовать повышению психолого –педагогического уровня родителей ,обращения их внимания на собственного ребенка и эмоциональное сближения с ним.
Сроки проекта:
подготовительный этап сентябрь
основной этап октябрь-апрель
заключительный этап май
Практическая значимость проекта заключается в формировании начальной здоровьесберегающей компетентности у старших дошкольников через пропаганду ЗОЖ в других группах детского сада и среди родителей, разработке детского альбома «Здоровый образ жизни».
Факторы, определяющие результативность работы.
-Создание здоровьесберегающего пространства(cпортивный уголок в группе, условия для закаливающих процедур, уголок уединения).
- Взаимодействие всех участников здоровьесберегающего педагогического процесса (педагог, родитель, мл. воспитатель, инструктор по физ.воспитанию. медсестра).
-формирование валеологической культуры дошкольников, педагогов, родителей.
Предполагаемый результат.
1.Изменение отношения педагога к своему здоровью.
2.Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
3. Разработка детского альбома «Здоровый образ жизни».
4. Снижение детской и взрослой заболеваемости.
Этапы проекта и прогнозируемые результаты.
1 этап.
Подготовительный(сентябрь)
№ | Содержание деятельности | Ожидаемый результат. | Ответственный | Сроки |
1. | Изучение медико – педагогической литературы по вопросам здоровья детей. | Получение подробной информации о данной проблеме. Анализ заболеваемости детей за 3 года. | воспитатели | сентябрь |
2. | Анкетирование родителей и педагогов по данной проблеме. | Определение уровня отношения родителей к данному вопросу. | воспитатели | Сентябрь |
3 | Проведение педагогической диагностики. | Определение уровня здоровья и физического развития детей
| Инструктор по физкультуре медицинская сестра, педагог – психолог | Сентябрь
|
2 этап.
Основной. (октябрь – апрель)
№ | Содержание деятельности | Ожидаемый результат | Ответственный | Сроки |
1. | Работа над организацией здоровьесберегающего пространства в группе | Условия для двигательной деятельности ,зоны отдыха, деятельности клуба «Здоровячок» | воспитатели | Октябрь
|
2. | Разработка мероприятий клуба «Здоровячок» вместе с детьми | Вызвать у детей желание заниматься пропагандой ЗОЖ в детском саду с детьми и среди родителей | воспитатели | Октябрь |
3. | Создание единой модели работы с родителями в системе здороьесбережения в группе | Пропаганда ЗОЖ среди родителей: Родительское собрание «Здоровый педагог- здоровый родитель- здоровый ребенок» ознакомление родителей с идеей создания клуба «Здоровячок»; цикл бесед ,консультаций; регулярное обновление «Уголка здоровья» | Воспитатель, медсестра, инструктор по физ. воспитанию | В течении всей работы над проектом |
4. | Работа с детьми по созданию детского альбома «Здоровый образ жизни» | Отработка алгоритма работы с альбомом
| воспитатели мед. сестра | В течение работы над проектом |
5. | Цикл занятий познавательного характера «Будь здоров», «Мой организм»,, «В гостях у Мойдодыра», «Полезные и вредные продукты», «Мы со спортом дружим» и др
| Система знаний по ОБЖ :элементарные представления детей об организме , значении выполнения КГН, правильном питании, значении физкультуры для здоровья, о влиянии на здоровье окружающей среды ,профилактике заболеваний. | воспитатели | В течение всего учебного года; |
6. | Ежедневные закаливающие процедуры ,фитотерапия, музотерапия, «Минуты вхождения в день»,гимнастика для глаз. «День здоровья» на природе с участием родителей Рекламные акции по профилактике травматизма, простудных заболеваний, пропаганде ЗОЖ в других группах детского сада.
Спортивный праздник «Папа,мама, я-спортивная семья»
Акция по соблюдению детьми и родителями ПДД «Берегите нас ,мы ваши дети» Беседы ,создание проблемных ситуаций –треннингов по теме «Один дома» | Сохранение и укрепление здоровья детей, создание положительного эмоционального настроя Укрепление здоровья детей, педагогов, родителей. Выполнение плана клуба «Здоровячок» Эмоциональное сближение детей и родителей, пропаганда ЗОЖ, воспитание у детей желания заниматься спортом Привлечение внимания родителей к данной проблеме Приобретение опыта детей по данной проблеме | воспитатели . мед. сестра, Воспитатели, родители воспитатели Инструктор по физической культуре,воспитатели. Воспитатели воспитатели | Ежедневно Ноябрь Поэтапно, после накопления знаний, наглядности Февраль Март апрель |
7. |
3 этап
Заключительный(май)
№ | Содержание деятельности | Ожидаемый результат | Ответственный | Сроки |
1. | Диагностирование уровня физического развития и здоровья воспитанников | Выявление динамики физического развития и здоровья воспитанников. | воспитатели, мед. сестра инструктор по физическому воспитанию | Май |
2. | Подведение итогов проекта | Обобщение опыта, оформление фотовыставки, завершение работы над детским альбомом. «Здоровый образ жизни» | воспитатели, мед. сестра, инструктор по физическому воспитанию | Май 2013 |
Перспектива:
Разработка перспективного плана по системной работе по сохранению и укреплению здоровья через создание комплекса практических занятий- тренингов.,далее систематизировать работу и разработать программу для детей младшего, среднего,старшего возрастов «Быть здоровыми хотим»
Педагогическое обследование представлений детей о здоровом образе жизни:
Знать:
Особенности функционирования и целостности человеческого организма;
О зависимости здоровья от занятий спортом;
О пользе закаливания;
О зависимости здоровья от правильного питания;
О зависимости здоровья от окружающей и социальной среды;
О роли гигиены для здоровья ;
О пользе выполнения режима дня;
Возможности здорового человека;
Профилактика заболеваний;
Основы техники безопасности;
Иметь :потребность в здоровом образе жизни;
желание пропагандировать ЗОЖ;
Инструментарий:
- Д/и «Закончи фразу»,напр.:у птицы клюв ,а у человека…
- Работа с альбомом : «Мы со спортом дружим»
Беседа «Физкультура и здоровье»
- Беседа «Солнце. воздух и вода-наши лучшие друзья»
- Диагностическое задание «Полезная покупка», проблемная ситуация «Необычное угощение», тест «Полезная для здоровья покупка»
- Проблемная ситуация «Место для отдыха»
Беседа «Лес-наше богатство и здоровье»
Эксперименты с водой (фильтрация)
- Проблемные ситуации «Грязные руки», «Ехал в транспорте больной»Д/и «Группировка предметов»
- Д/и «Дорожная азбука», «что можно, что нельзя»
Д/и «что сначала ,что потом»
- Беседа «Береги здоровье смолоду», «Чтобы космонавтом стать!»
- Диагностическое задание «Что делать. чтобы быть здоровым». «Городок здоровья»
- Наблюдение за детьми в процессе работы над альбомом «Здоровый образ жизни»
- Наблюдение за детьми в процессе пропаганды ЗОЖ в других группах
Уровни психолого-педагогического обследования детей:
Высокий:
Ребенок на основе личного опыта и сведении, полученных от взрослых имеет необходимые для этого возраста правильные представления, направленные на сохранение и укрепление здоровья ; о здоровье ,как о состоянии физического и психического благополучия; зависимости здоровья от состояния социальной и природной среды; предупреждения заболеваний и некоторых способах укрепления здоровья ; проявляет инициативу при проведении оздоровительных, закаливающих мероприятий; с желанием пропагандирует ЗОЖ.
Средний:
Ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности , необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье человека ,когда он не болеет; он способен к осознанию для здоровья некоторых проявлений образа жизни ,но при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров, частично присваивает переданный ему взрослыми опыт ,может проявлять инициативу ходе оздоровительных, мероприятий ,но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием.
Низкий:
Ребенок имеет представление о здоровье, как состоянии человека, когда он не болеет; не имеет представления о влиянии на здоровье факторов природной и социальной среды; о возможных причинах заболеваний, понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни; у ребенка сформированы отрывочные , бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды ; ребенок проявляет инициативу в ходе оздоровительных, закаливающих мероприятий на основе подражания другим детям но осознанности и потребности в них нет; не проявляет инициативу при пропаганде ЗОЖ.
Библиография:
1.Авдеева Н.Н. Князева О.Л,,Р.Б. Стеркина, Безопасность. «Детство-Пресс»,20
2. Борисова Е.И. Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус , 2007.
3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: Педагогическое общество России, 2009.
4. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Князева О.Л. Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика - Синтез, 2005.
6. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2008.
7. Лазарев М.Л. «Здравствуй».
8. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. – В.: Учитель, 2007.
9. Моргунова О.Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
10. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика - Синтез, 2009.
11. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Треннинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
12. Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5 – 7 лет. – В.: Учитель, 2010.
13. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М.: Просвещение, 1986.
14. Чирикова С.В. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2008.
16.Журнал «Воспитатель ДОУ»№5/2009,с4.