Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика
картотека (старшая группа)
Комплекс гимнастик 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_artikulyatsionnaya_i_dyhatelnaya_gimnastika.docx | 60.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.
Сентябрь
Октябрь
Пальчиковая гимнастика «ДОЖДИК» Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками.(Левая начинает с мизинца, правая —с большого пальца.) Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук. Шел неспешно, по привычке, «Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу. А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу. «По газону не ходить!» (Часто и ритмично бьют в ладоши.) Дождь вздохнул тихонько: — Ох! (Один хлопок.) И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.) Газон засох.
| Артикуляционная гимнастика Карточка№7. «Зайчик» Губку верхнюю подняв, /Замер зайчик, зубки сжав. Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. Карточка№8. «Окошко» Рот прикрою я немножко, /Губы сделаю «окошком». /Зубки рядышком стоят /И в окошечко глядят Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. Карточка№9. «Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – /Долго спать он не привык. /И спросил у подбородка: /- Эй, какая там погодка? Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. Карточка№10. «Язык здоровается с верхней губой» Улыбнись, не будь груба,/Здравствуй, верхняя губа! Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена. Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. Карточка№11. «Обезьянка» За нижнюю губку заложен язык –/Из зеркала смотрит мартышкин двойник. Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд Карточка№12. «Бульдог» За верхнюю губку заложен язык –/Бульдог уступать никому не привык Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд |
Ноябрь
Пальчиковая гимнастика «Веселая зарядка» Раз, два, три, четыре, пять Пальчики пора вставать! (указательным пальцем правой руки стучать по каждому пальцу левой руки, затем наоборот) Будем делать мы зарядку, будем мы скакать вприсядку, (пальцы обеих рук складываются кончиками вместе, хлопать ладонями, не размыкая пальцев). Будем прыгать и плясать, раз, два, три, четыре, пять. (сжать кулаки – раскрыть ладони, повторить 5 раз) «Семья могучая» В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой) Жила семья могучая: (Сложить ладони в "замок") У них был дом огромный (Соединить пальцы - "крыша") И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба) Из трубы в колечки дым - («Колечки» из пальцев) Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами). Дыхательная гимнастика «РЕГУЛИРОВЩИК» Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос); 2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р») | Артикуляционная гимнастика Карточка№13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог») Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх). Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог». Карточка№14. «Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. Карточка№15. «Кружок» Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. Карточка№16. Чередование «Толстячки - худышки» Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд Карточка№17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк) Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. Карточка№18. «Самовар» Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». |
Декабрь
Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика | |||
«НА ЁЛКЕ» Мы на елке веселились, И плясали, и резвились, После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, В них же — вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин. | (Ритмичные хлопки в ладоши.) (Ритмичные удары кулачками.) (Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.) («Рисуют» руками большой круг.) (Делают ритмичные хлопки.) (Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.) | Карточка№19. «Шлёпаем губами по языку» А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад. Карточка№20. «Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки Карточка№21. «Вкусное варенье» Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». Карточка№22. «Ступеньки» На верхнюю губку, На верхние зубки, За зубки скачок — Во рту язычок. Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. Карточка№23. «Фокус» («Дуем с чашечки») Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Карточка№24 .«Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки». | ||
«ЗИМА» Пришла зима, Принесла мороз. Пришла зима, Замерзает нос. Снег, Сугробы, Гололед. Все на улицу — вперед! Теплые штаны наденем, шапку, шубу, валенки. Руки в варежках согреем И завяжем шарфики. Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль. | трем ладошки друг о друга пальцами массажируем плечи, предплечья трем ладошки друг о друга ладошкой массажируем кончик носа плавные движения ладонями кулаки стучат по коленям попеременно ладони шоркают по коленям разнонаправлено одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) ладонями проводим по ногам ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи ладони стучат по коленям кулак, ребро, ладонь | |||
Дыхательная гимнастика | ||||
«ЗИМА» "Греем наши ручки" "Проверяем кончик носа" "Сделаем носик тоненьким" "Примазываем ушки, чтоб не отклеились" "Сдуем снежинку с ладони" | Соединить ладони и потереть ими до нагрева Слегка подергать кончик носа Указательными пальцами массировать ноздри Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами Вдох через нос, выдох через рот |
Январь
Пальчиковая гимнастика «КОТЯТА» У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, Два ловких. Два длинных, Два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу) (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу) «Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. (загибают по одному пальчику) Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нём. (хлопки ладонями) Дыхательная гимнастика «ВЕТЕР» Сильный ветер вдруг подул, Слезки с ваших щек сдул. И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. | Артикуляционная гимнастика |
Карточка№22. «Ступеньки» На верхнюю губку,/На верхние зубки,/За зубки скачок — Во рту язычок. Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. Карточка№23. «Фокус» («Дуем с чашечки») Я «чашку» выведу вперед,/С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Карточка№24 .«Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки». Карточка№27 «Кусаем боковые края языка» «Горкой» выгну язычок,/Пожую ему бочок:/Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу Цель: преодолевать пластичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам. Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10-15 раз. Карточка№28 «Чистим зубы снаружи» Зубки верхние снаружи/Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов Карточка№29 «Загоним мяч в ворота» Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям |
Февраль
Пальчиковая гимнастика Зимние забавы. Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу) Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок") Птичек крошками кормили ("кормим птичек ") С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки) Суп поели ("едим суп"), спать легли (ладошки под щечку). «НАША АРМИЯ» Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! (Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) Дыхательная гимнастика «Дом маленький, дом большой». Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька». Повторить 4-6 раз: У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Мишка наш пошёл домой Да и крошка заинька ( Е Антоновой-Чалой ). | Артикуляционная гимнастика |
Карточка№30.«Лопаточка» Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок. Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10 Карточка№31.«Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой. Цель: вырабатывать умение дуть посередине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка. Карточка№32 «Горка» («мостик») Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Карточка№33.«Ветерок дует с горки» С горки дует ветерок, И несет он холодок Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным Карточка№34.«Мостик построим – мостик разрушим» Ставлю я язык «дугой» И кладу – даю покой Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд |
Март
Пальчиковая гимнастика «ЦВЕТЫ» Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно разгибать пальцы из кулаков.) Ветерок чуть дышит, (Покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки.) Лепестки колышет. (Покачивать кулаки вперед-назад.) Наши алые цветки закрывают лепестки, (Кисти рук – бутоны, соединены у основания рук.) Головой качают, (Закрываются затем под щеку.) Тихо засыпают (Имитация сна.) «МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ» Раз, два, три, четыре, (Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.) Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.) И большую поварешку. Мы посуду перемыли. (Одна ладонь скользит по другой.) Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики.) Ковшик тоже развалился. Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. Пока маме помогали.
Дыхательная гимнастика «ЦВЕТЫ» Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете ( Е. Антоновой-Чалой). По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались. Упражнение повторить 6-8 раз. | Артикуляционная гимнастика Карточка№35.«Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны) Ходит «горка» влево – вправо, Чистит зубки очень браво. Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка. Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Карточка№36.«Катушка» Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперед. И, назад отодвигая, Я ее не разрушаю. Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру. Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Карточка№37.«Жуём блинчик» Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот. Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз. Карточка№38 «Гармошка» Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз. Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону Карточка№39 «Маляр» Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад Карточка№40. «Барабанщик» За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок. Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»). |
Апрель
Пальчиковая гимнастика
«КОСМОНАВТЫ» Космонавтом хочешь стать? Сильным быть и ловким? Нужно обладать сноровкой. Научитесь понемножку поиграть в быстрые ладошки. Надо пару подобрать да лицом друг к другу встать. Если чистые ладошки значит, можно начинать. Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки. Так в ладошки ударять! (Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам, кто сверху, затем меняются.) Дыхательная гимнастика «ВОЗДУШНЫЙ ШАР ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ» Ты, как шарик, полети, Сверху землю огляди. И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах. 1 – поднять плечи и ключицы (вдох); 2 – опустить плечи и ключицы (выдох). «ВЕТЕР» Сильный ветер вдруг подул, Слезки с ваших щек сдул. И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. | Артикуляционная гимнастика Карточка№41 .«Лошадка» Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок. Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Карточка№42. «Грибок» Широко открою рот, Будто щелкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз – и вся учеба. Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Карточка№43. «Кучер» Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру И скажу лошадке: «Тпру!». Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха. Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у». Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»). Карточка№44. «Парус» Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотрю, К зубкам верхним изнутри Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. Карточка№45.«Иголочка» Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10 Карточка№46.«Маятник» Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз |
Май
Пальчиковая гимнастика
(загибаются пальцы по одному на каждый счет) Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре - это лес, Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето!
Дружно пальчики считаем Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину). Дыхательная гимнастика «КРЫЛЬЯ» Крылья вместо рук у нас, Так летим – мы высший класс. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – руки через стороны поднять вверх (вдох); 2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох). «ПЧЕЛЫ» Мы представим, что мы пчелы, Мы ведь в небе – новоселы. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – развести руки в стороны (вдох); 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох). | Артикуляционная гимнастика Карточка№47.«Змейка» А у змейки язычок Узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперед: Как же он не устает? Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык. Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»). Карточка№48.«Индюк» Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу. Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк) Карточка№49.«Качели» «Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнется мой язык – Артист! Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. Карточка№50.«Пароход» Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Белый-белый пароход. Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год.
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.
нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемыестихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыковсамообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнуркии т. д. И, ко...
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики
Картотера для старшей группы...
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год.
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста на учебный год.
Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным ...