Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика
картотека (средняя группа)
Комплекс гимнастик для детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_artikulyatsionnaya_dyhatelnaya_gimnastika_srednyaya_gruppa.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь (3-4 недели) Комплекс № 2 | ||
Пальчиковая гимнастика: | ||
«Дружба» Наши пальчики дружили (пальцы обнимаются) А потом вдруг загрустили (пальцы обеих рук, сжаты в кулак) Захотели пальцы вдруг (указательный палец правой руки) Посчитаться, кто их друг -1,2,3,4,5(Считает пальцы левой руки) Оказались - все друзья (обнимаются) Больше ссориться нельзя (указ.палец. правой руки - отрицает) А кто будет обижаться (качает палец вперед – назад) Будет он один играть (указательные пальцы обеих рук подняты вверх) | «Наша группа» В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками по столу) Самый младший – это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика) | |
Артикуляционная гимнастика:
| ||
Дыхательная гимнастика: «Дышим тихо, спокойно и плавно» Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. «Ёжик» Ёжик добрый, не колючий, Посмотри вокруг получше. И.п. – о.с. 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.) | ||
Октябрь (1-2 недели) Комплекс №3 | ||
Пальчиковая гимнастика: | ||
«Колючий шарик» Мы нашли колючий шарик, (Дети крутят между ладонями массажные мячи) Нам его не удержать. Шарик крутится в ладошках, Шарик хочет убежать. Шарик наш живой и теплый, На кого же он похож? (Смотрят на мяч, держа его в ладонях) Прыгнул шарик на дорожку – (Дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу) Оказалось…это еж! | «Вышли пальчики гулять» Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу) Стали листья собирать, (собираем листики в ручку) Красный листик, Жёлтый листик, Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши) Сколько листиков собрали Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики) Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем "фонарики") | |
Артикуляционная гимнастика:
| ||
Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких. И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз. | ||
Октябрь (3-4 недели) Комплекс №4 | ||
Пальчиковая гимнастика: | ||
«Фруктовая ладошка» | «Соберу грибы» Я корзину в лес беру, там грибы я соберу. Подберезовик, опенок, | |
Артикуляционная гимнастика:
| ||
Дыхательная гимнастика: «Губы «трубкой». 1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы. 2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа. 3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух). 4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз. | ||
Ноябрь (1-2 недели) Комплекс № 5 | ||
Пальчиковая гимнастика : | ||
Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках). Есть и клены, и дубы, (Пальцы на обеих руках изображают «ветки» - сходятся и расходятся). А какие есть грибы! («Гриб» - кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба)). А еще пекут в печи (Дети хлопают: то одна рука сверху, то другая). Вот такие калачи! (Дети втягивают руку и показывают большой палец). | «Перелетные птицы» Серенькое перышко. | |
Артикуляционная гимнастика:
| ||
Дыхательная гимнастика: «Ушки». Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз. «Маятник» Влево, вправо, влево, вправо, А затем начнем сначала. И.п. – руки на поясе (вдох). 1 – наклон вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – наклон влево (выдох); 4 - и.п. (вдох). Выдох со звуком «т-у-у-х». | ||
Ноябрь (3-4 недели) Комплекс №6 | ||
Пальчиковая гимнастика: | ||
«Посуда» Девочка Ирина порядок наводила. | «Помощники» Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту Мы белье теперь стираем Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом – И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. | |
Артикуляционная гимнастика:
| ||
Дыхательная гимнастика: «Пускаем мыльные пузыри». 1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. 3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз. |
Декабрь (1-2 недели) Комплекс № 7 | ||
Пальчиковая гимнастика: | ||
«Домашние животные» | «Труд» Ивану-большаку - дрова рубить,(Берём правой рукой большой пальчик и слегка его потряхиваем.) Ваське-указке - воду носить, ( Слегка потряхиваем указательный пальчик) Мишке-среднему - печку топить, (Слегка потряхиваем средний пальчик) Гришке-сиротке - кашу варить, (Потряхиваем безымянный пальчик) А крошке-Тимошке - песенки петь. (Слегка потряхиваем мизинчик) Песни петь и плясать, | |
Артикуляционная гимнастика:
| ||
Дыхательная гимнастика: «Дыхание» Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. И.п. – о.с. 1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. «Добро делать для людей» И.п. – о.с. 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х». |
Декабрь (3-4 недели) Комплекс № 8 | ||
Пальчиковая гимнастика: | ||
«Зимние забавы» «Мы во двор пошли гулять» | «Наряжаем елку» Раз, два, три, четыре, пять ( Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого) Будем елку наряжать.( Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны) Мы повесим шарики, яркие фонарики, (Соединяют подушечки пальцев обе- их рук, образуя шарик выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад ) Веселого Петрушку и разные игрушки: ( Показывают длинный нос ) И мишку-шалунишку, ( Показывают «Мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону) И заиньку-трусишку. (Прикладывают раскрытые ладони к голове) | |
Артикуляционная гимнастика:
| ||
Дыхательная гимнастика: «РЕГУЛИРОВЩИК» Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос); 2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р» |
Январь (2 неделя) Комплекс № 9 | |
Пальчиковая гимнастика: «Зимние забавы» Что зимой мы любим делать? (Поочередно соединяют большой палец с остальными) В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | |
Артикуляционная гимнастика:
| |
Дыхательная гимнастика: «ВЕТЕР» Сильный ветер вдруг подул, Слезки с ваших щек сдул. И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. «Добро делать для людей» И.п. – о.с. 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х». |
Январь (3-4 недели) Комплекс №10 | ||
Пальчиковая гимнастика: | ||
«Мебель» Мебель я начну считать: | «Машина» Заведу мою машину (повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину) Би-би-би, налью бензину. (три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать) Крепко-крепко руль держу (имитировать движения водителя) На педаль ногою жму. (топать правой ногой) | |
Артикуляционная гимнастика:
| ||
Дыхательная гимнастика: «Дом маленький, дом большой» Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька». Повторить 4-6 раз: У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Мишка наш пошёл домой Да и крошка заинька (Е Антоновой-Чалой). |
Февраль (1-2 недели) Комплекс № 11 | |
Пальчиковая гимнастика: «Гномики-прачки» Жили-были в домике маленькие гномики: (Сжимают и разжимают кулачки) Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибают пальчики, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять – (Разгибают пальчики, начиная с мизинцев) Стали гномики стирать. (Трут кулачки друг о друга) Токи – рубашки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Мики умница был, Всем водичку носил. (Загибают пальчики, начиная с больших пальцев) | |
Артикуляционная гимнастика:
| |
Дыхательная гимнастика: «ВОЗДУШНЫЙ ШАР ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ» Ты, как шарик, полети, Сверху землю огляди. И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах. 1 – поднять плечи и ключицы (вдох); 2 – опустить плечи и ключицы (выдох). |
Февраль (3-4 недели) Комплекс №12 | ||||
Пальчиковая гимнастика: «Защитники отечества» Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы. (Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак) Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых. (Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу) Два гвардейца – храбреца! ( Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу) Два сметливых молодца! ( Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.) Два героя безымянных,но в работе очень рьяных! (Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.) Два мизинца , коротышки – очень славные мальчишки! ( Приподнять мизинцы. Хлопнуть) | ||||
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка»
| ||||
Дыхательная гимнастика: «ВЕТЕР» Сильный ветер вдруг подул, Слезки с ваших щек сдул. И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. |
Март (1-2 недели) Комплекс № 13 |
Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы» Много мам на белом свете, |
Артикуляционная гимнастика: «Блинчики» УТРОМ МЫ ВСТАЛИ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). |
Дыхательная гимнастика: «КРЫЛЬЯ» Крылья вместо рук у нас, Так летим – мы высший класс. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – руки через стороны поднять вверх (вдох); 2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох). «Трубач» За собой трубач зовет, Он здоровье нам дает. И.п. – ноги вместе, руки перед грудью сжаты в кулаки, губы сложены «трубочкой». 1 – вдох; 2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пф». |
Март (3-4 недели) Комплекс № 14 | ||
Пальчиковая гимнастика: | ||
Я и льдинка голубая (поворачиваем сложенные ладошки) Я и капля дождевая (пальчиками стучим по ладошке) И снежинка вырезная (ладони сложены в замок,пальцы подняты) Вы узнали без труда (хлопки) Называюсь я (вода ).(руки сложены чашечкой) | «Пальчики-сказки» Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Три медведя, Теремок, Колобок- румяный бок! Репку мы не забываем, Знаем Волка и козлят - Этим сказкам каждый рад! | |
Артикуляционная гимнастика:
| ||
Дыхательная гимнастика: «Радуга, обними меня» И.п. – о.с. 1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо. |
Апрель (1-2 недели) Комплекс № 15 | |
Пальчиковая гимнастика : | |
«Весёлый человечек». Я – веселый человечек, Я гуляю и пою. Я – веселый человечек, Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу). Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони). Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги). Руки я затем помою, (Потирают ладони). Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок). | «Раз, два, три, четыре, пять» Раз, два, три, четыре, пять – (по одному загибают пальчики на обеих руках.) В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.) Командир в бинокль глядит, (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».) Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы,(Загибают пальчики обеих рук) Большую желтую луну. |
Артикуляционная гимнастика: «Часики» Отдохнул и потянулся, Влево, вправо повернулся, Вот так: тик-так, тик-так. «Почистим зубы» Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние. «Гармошка» На гармошке чтоб сыграть, Нужно челюсть опускать, Язычок не отрываем, Очень здорово играем. | |
Дыхательная гимнастика: «ЦВЕТЫ» Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете ( Е. Антоновой-Чалой). По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались. Упражнение повторить 6-8 раз. |
Апрель (3-4 недели) Комплекс №16 | |
Пальчиковая гимнастика: | |
«Моя страна» Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони ) Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук) Есть леса тут и озера, Горы, реки и моря. Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок» ) Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди) | «Комнатные растения» |
Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка» Наш Дениска – озорник Тянет губки к ушкам. - Посмотрите, - говорит, - Я теперь - лягушка! «Трубочка» Кто играет на гитаре, А Денис на дудочке, Губы вытянул вперед Узкой-узкой трубочкой
«Горка» Кончик языка в зубки упирается, Спинку выгибаем - горка получается. Быстро- быстро с горки вниз На санках катится Денис. | |
Дыхательная гимнастика: «Аромат цветов» Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 3-4 раза. «ПЧЕЛЫ» Мы представим, что мы пчелы, Мы ведь в небе – новоселы. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – развести руки в стороны (вдох); 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох). |
Май (1-2 недели) Комплекс № 17 | |
Пальчиковая гимнастика: | |
Пылесос, пылесос, (Ритмичное сгибание пальцев обеих рук, ладони смотрят вперёд) Ты куда суёшь свой нос? (то же, но ладони обращены друг к другу). Я жужжу, я жужжу, (Соприкосновение кончиков пальцев) Я порядок навожу. | «Солдатская каша» Мы крупу в ковше варили, (Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш),указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони). Хорошенько посолили. (Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу). Здесь уже и ложка наша, (Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка)). Так вкусна солдата каша! (Облизать губы языком, показывая, как было вкусн). |
Артикуляционная гимнастика: «Часики» У Дениса есть часы – Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга. «Вкусное варенье» Если у Дениса плохое настроение, Ест Дениска наш вкусное варенье. Надо верхнюю губу вареньицем намазать, И широким язычком облизнуть все сразу. «Качели» Язычок – вверх и вниз – На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко. До чего же хорошо, Весело Дениске! | |
Дыхательная гимнастика: «Часики» Часики вперед идут, За собою нас ведут. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох). «Петушок» Крыльями взмахнул петух, Всех нас разбудил он вдруг. И.п. – о.с. 1 – поднять руки в стороны (вдох); 2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). | |
Май (3-4 недели) Комплекс № 18 | |
Пальчиковая гимнастика: | |
«На лугу» На лугу, цветов - несчесть! (разводят руки в стороны) | «Насекомые» |
Артикуляционная гимнастика: «Грибок» Наш Дениска в лес пошел, Под сосною гриб нашел. Подними вверх язычок- Покажи, как рос грибок. «Барабанщик» Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. И теперь он делом занят: Громко – громко барабанит. «Пароход гудит» Вот Денискин пароход Смело по морю плывёт. Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «ы – ы –ы» . | |
Дыхательная гимнастика: «Насос» Накачаем мы воды, Чтобы поливать цветы. 1 - наклон туловища в правую сторону (вдох); 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох). «Гуси летят» Гуси высоко летят. На детей они глядят. И.п. – о.с. 1 – руки поднять в стороны (вдох); 2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год.
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.
нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемыестихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыковсамообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнуркии т. д. И, ко...
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики
Картотера для старшей группы...
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год.
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста на учебный год.
Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным ...