Кружок "ЗДОРОВЯЧОК"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по доп.образованию для детей 6-7 года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopprogramma_galiullina.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования ГО Ревда
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
ПРИНЯТА: на заседании Педагогического совета МАДОУ детский сад № 50 «____» августа 2023г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МАДОУ детский сад № 50 Н.Н.Юндина Приказ № …….от ………… г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЯЧОК»
физкультурно - оздоровительной направленности
для детей 6 – 7 лет
Срок реализации 2023 – 2024 учебный год
Автор разработчик:
Галиуллина Анастасия Владимировна
Воспитатель высшей кв.кат.
г. Ревда
Пояснительная запискаЧеловек – высшее творение природы. Но для того. чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка.
Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.
Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.
Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.
Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.
Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Нормативно-правовые основания | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)») Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023. |
Направленность | Физкультурно-спортивная |
Актуальность | Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем современности, так как здоровье – основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно – психическое развитие ребенка, фундамент его дальнейшего благополучия. Ведь именно в дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. |
Отличительные особенности | Отличием данной программы является то, что данная программа обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей посредством реализации современных оздоровительных технологий. Комплектование групп детей для занятий проводится с учетом общего функционального состояния здоровья детей, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей, результатов исходного уровня физической подготовленности и с учетом возраста воспитанников. Программа «Здоровячок» дополняет занятия физической культуры с учетом интересов обучающихся к тем видам спорта, которые пользуются большой популярностью детей в повседневной жизни. Занятия проводятся на свежем воздухе и в зале. Вся работа кружка строится на основе комфортности – ребенку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физических упражнений, победы над своими неумениями, ощущение результата. Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках, соревнованиях. |
Адресат общеразвивающей программы | Характеристика возрастных особенностей развития детей (6 – 7 лет) У дошкольников 6 – 7 лет вырастает потребность в ежедневной двигательной активности, совершенствуется техника основных движений, добиваются естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге, быстро перестраиваются на месте и во время движения. Развиты психологические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Развивается координация движения и ориентировка в пространстве. Закрепляются навыки выполнения спортивных упражнений. Дошкольники 6 – 7 лет умеют самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формой, активно участвуют в уходе за ними. Могут самостоятельно организовывать подвижные игры, комбинировать движения. Сильнее проявляется интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта. Возраст обучающихся: от 6 до 7 лет. Количество обучающихся – 17 человек. |
Уровень ДОП | Стартовый (ознакомительный) |
Режим занятий | Количество образовательной деятельности (занятий) в неделю - 1 Продолжительность образовательной деятельности (занятий) - 30 минут День недели - Вторник Время проведения 16.30 – 17.00 Место проведения - Зал, спортивный участок |
Объем | Кол-во учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36 часов |
Срок освоения | Программа рассчитана на 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель |
Особенности реализации ДОП. Особенности организации образовательного процесса | • Рассматривается под оздоровительным аспектом. • Специальные упражнения: на развитие больших мышечных групп (особенно мышц спины и брюшного пресса); для укрепления мышечного корсета позвоночника, формирующего правильную осанку; для укрепления мышечно-связочного аппарата, формирующего правильный свод стопы. Все упражнения выполняются в более спокойном темпе. Особенностью комплексов корригирующей гимнастики является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами. Все упражнения воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно • Занятия построены с учетом возрастных критериев. • Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. |
Формы обучения | Очная |
Перечень видов занятий | Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/ Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/ Дыхательная гимнастика Точечный массаж Пальчиковая гимнастика Профилактика плоскостопия /ежедневно/ Профилактика осанки детей /ежедневно/ Физкультминутки /ежедневно/ Подвижные игры /ежедневно/ |
Перечень форм подведения результатов ДОП | Групповые учебные и тренировочные занятия; • Индивидуальная работа; • Соревнования; • Эстафеты; • Подвижные игры; • Контрольно – проверочное занятие. Диагностика уровня развития |
Цели ДОП | Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычек здорового образа жизни. |
Задачи | Задачи программы: 1. Укрепление здоровья воспитанников, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоничному физическому развитию. 2. Обучение жизненно - важных двигательным умениям и навыкам. 3. Познакомить детей с разнообразием подвижных и спортивных игр и возможностью использовать их при организации досуга. 4. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций. раскрывают пути достижения цели |
Планируемые результаты | • Осознание необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения; • Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; • Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; • Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки; • Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований; • Бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности. |
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
кол-во учебных недель /часов | 36 нед./36 ч. |
сроки и продолжительность каникул | - |
сроки проведения аттестации | Декабрь, 2023 Май, 2024г. |
режим занятий | Каждый вторник, 16.30 – 17.30 Продолжительность - 30 минут |
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Основные виды деятельности | Количество часов |
1. | Формирующие виды двигательной деятельности | Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, укрепление «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки. | 3 |
2. | Общая физическая подготовка | Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса. | 4 |
3. | Развитие двигательных качеств | Все виды игр и эстафет, специальные упражнения на развитие двигательных качеств: сила, гибкость, ловкость и т.д. | 8 |
4. | Гимнастика на фитболах | Упражнения на больших упругих мячах в различных исходных положениях: сидя на мяче, лёжа (на спине и животе), лёжа на коврике. | 4 |
5. | Тренажёры | Упражнения на тренажёрах | 4 |
6. | Игры | Подвижные игры: - общего характера; - специального характера; - игры с фитболом. | 10 |
7. | Самомассаж | Упражнения самомассажа | 1 |
8. | Релаксация | Упражнения на произвольное расслабление мышц | 1 |
9. | Обучение правильному дыханию | Дыхательная гимнастика | 1 |
10. | Основы личной гигиены; режим дня и режим занятий физкультурой; простейшие приемы самоконтроля; профилактика нарушений осанки; профилактика плоскостопия; правила закаливания; предупреждение травматизма; правила подвижных и спортивных игр; пропаганда здорового образа жизни и т. д. | На каждом занятии | |
Итого: 36 часов |
Содержание учебного (тематического) плана
дата | тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Юные спортсмены» | 1. Дать представление о правильной осанке (ходьба с мешочком на голове) 2. ОРУ с фитболами 3. Эстафета «Кто быстрее» 4. Релаксация «Покачаемся на волнах» |
«В цирке» | 1. Разминка «Весёлые шаги» 2. ОРУ с фитболами 3. Дыхательное упражнение «Силачи» 4. Игровые упражнения: «Медуза», «Гусеница», «Улитка» 5. Игра «Тараканчики» 6. Упражнение «Дрессированные белки» | |
«Путешествие в страну Смешариков» | 1. Упражнения в ходьбе и беге 2. Комплекс фитбол - гимнастики «Весёлые Смешарики» 3. Игра – массаж «Ноженьки» 4. Упражнение «Лови, бросай, катай» 5. П/и «Играй, мяч не теряй!» 6. Релаксация «Устали» | |
«Путешествие на остров Здоровья» | 1. Разминка «Весёлые шаги» 2. ОРУ с фитболами 3. Дыхательное упражнение «Радуга, обними меня» 4. Игровые задания с мячами 5. П/И «Быстрый и ловкий» 6. Дыхательное упражнение «Воздушный шар» 7. Самомассаж массажными мячами | |
Октябрь | «Вырос в поле урожай» | 1. Упражнения в ходьбе и беге 2. ОРУ сидя на стульчике 3. Упражнение «Лазание по гимнастической лестнице» 4. Самомассаж стоп 5. П/и «Зайцы в огороде» 6. Релаксация «Ветер» |
«У царя обезьян» | 1. Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп 2. ОРУ с большими и малыми мячами 3. Упражнение «Выше и выше», «Сваленное дерево» 4. Массаж стоп 5. П/и «Быстро возьми» 6. Релаксация «Устали» | |
«Собираемся в поход» | 1. Упражнения с выполнением задания для стоп и осанки 2. ОРУ 3. Дыхательное упражнение «Дровосек» 4. Упражнение «Ёжик» - перекаты на спине 5. П/и «Пройди – не ошибись» 6. Игра м/п «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем» | |
«Мы - индейцы» | 1. Разминка «У костра» 2. ОРУ с гимнастической палкой 3. Упражнения для ног «Перебери ягоду» 4. Самомассаж стоп 5. Упражнение «Портрет» 6. П/и «Обезьянки» 7. Релаксация «Доброта» | |
Ноябрь | «Карусели» (тренировка вестибулярного аппарата) | 1. Комплекс корригирующей гимнастики 2. Ритмический танец «Зарядка для хвоста» 3. Упражнение «Карусели» - на диске здоровья 4. Дыхательное упражнение «Дотянись до пола» 5. П/и «Мы на карусели сели» 6. Игра м/п «Путаница» |
«Тренировка» | 1. Разминка «Весёлые ножки» 2. Комплекс упражнений «В лесу» 3. Дыхательное упражнение 4. «Круговая тренировка» (2 подгруппы) 5. П/и «Найди своё место» 6. Массаж спины друг другу стоя по кругу «Колючий шарик» | |
«Затейники» | 1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки 2. ОРУ с косичкой 3. Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики 4. П/и «Ловишки с ленточками» 5. Игра м/п «Затейники» 6. Релаксация «Слушаем пение птиц» | |
«Весёлые мячи» | 1. Упражнения в ходьбе и беге с мячами 2. ОРУ с малыми мячами 3. Игровые упражнения с мячами среднего размера «Собери мячи», «Кто быстрее?» 4. П/и «Ракета» 5. Упражнение на дыхание «Шарик» | |
Декабрь | «В гостях у зимы» | 1. Разминка в ходьбе 2. Упражнение «Бег по кругу» 3. Ритмический танец «Зимушка-зима» 4. Дыхательное упражнение «Снежинка» 5. Упражнение для ног «Собери снежинки» 6. П/и «Быстро возьми» |
«Снежинки» | 1. Разминка «Летят снежинки» 2. Комплекс корригирующих упражнений 3. П/и «Быстро возьми» 4. Игра м/п «Карусель» 5. Релаксация «Летят снежинки» | |
«Ловкие ножки» | 1. П/и «Найди себе место» 2. ОРУ с гимнастической палкой 3. «Круговая тренировка» 4. Дыхательное упражнение «Вьюга» 5. П/и «Не оставайся на полу» | |
«Поможем Лунтику» | 1. Упражнение встань правильно 2. Комплекс упражнений на дыхание 3. ОРУ с гимнастической палкой 4. Упражнение для ног «Разорви бумажный лист» 5. Упражнение «Лодочка» 6. П/и «Быстро возьми» | |
Январь | «На морском берегу» | 1. Упражнение «Выливание из кувшинчика» 2. Комплекс ОРУ 3. Упражнение на восстановление дыхания «Нагоним волны» 4. Упражнения «Дельфины», «Рыбки», «Краб» 5. П/и «Морской хищник» 6. Релаксация «Сон на берегу моря» |
«В гости к лесным зверям» | 1. Разновидности ходьбы и бега 2. Упражнение «Ровная спина» 3. ОРУ с малым мячом 4. Упражнение «Нарисуй солнышко» 5. П/и «Ловишка» 6. Релаксация «Солнышко» | |
«Прогулка по зимнему лесу» | 1. Упражнение «Бег по кругу» 2. ОРУ (и.п. лёжа, сидя, стоя) у гимнастической стенки 3. Дыхательное упражнение «Снежинка» 4. Упражнение в висе 5. Игра «Не урони» | |
Февраль | «У Лесовичка» | 1. Разновидности ходьбы и бега 2. ОРУ со скакалкой 3. Дыхательное упражнение «Вьюга» 4. Упражнение «Собери шишки» 5. Игра «Баба Яга костяная нога» 6. Релаксация «Ветерок» |
«Мы танцоры» | 1. Ритмический танец «Аэробика» 2. Упражнения с мячом 3. Упражнение «Делим тортик» 4. П/и «Кого назвали, тот и ловит» 5. Игра м/п «У кого мяч?» | |
«Путешествие в страну Мячей» | 1. Упражнение «Надуем шары» 2. ОРУ с мячами 3. Игровые упражнения: «Ведение мяча по кругу», «Мяч через сетку» 4. Самомассаж стоп 5. П/и «Гонка мячей по кругу» 6. Релаксация «Ветерок» | |
«Спасём Вини-Пуха» | 1. П/и «Найди себе место» 2. ОРУ с гантелями 3. Игровые упражнения: «Проползи и перепрыгни», «Плот» 4. П/и «Пчёлы и медведь» 5. Игра м/п «Затейники» | |
Март | «Играем в игры» (использование нестандартного оборудования) | 1. Ходьба с различным выполнением заданий 2. ОРУ 3. Игровые упражнения: «Собери зерно» - капсулы от киндер-сюрпризов «Кто быстрее соберёт шишки» «Хвостики» - с косичками 4. Релаксация «Устали» |
«Лес – страна чудес» | 1. Комплекс упражнений «Веселая маршировка» 2. ОРУ с гантелями 3. Самомассаж головы 4. П/И «Разноцветные шары» 5. П/И «Ловишки с лентами» 6. Игра м/п «Чья дорожка длиннее» | |
«В цветочном городе» | 1. «Тропа здоровья» 2. ОРУ с мячами 3. Упражнение «Мяч через ленту» 4. П/И «У кого меньше мячей» 5. Игра м/п «Найди и промолчи» | |
«Кто со спортом дружит – никогда не тужит» | 1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий 2. ОРУ с двумя шариками 3. Дыхательное упражнение «Насос» 4. Упражнение «Передай шарик» 5. П/и «Сокровища и стражник» 6. Упражнения для глаз «Вправо-влево», «Вверх-вниз», «Шарик-носик» | |
“ Кто спортом занимается, тот силы набирается” | 1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий 2. ОРУ с шариками 3. Игровые упражнения «Попади», «Точно в цель», «Сбей шары» 4. П/И «Сокровища и стражник» 5. Упражнения для глаз «Вправо-влево», «Вверх-вниз», «Шарик-носик» | |
Апрель | «Медвежата» | 1. «Дорожка здоровья» 2. ОРУ с гантелями 3. Дыхательное упражнение «Поднимаем груз» 4. Массаж лица «Ёжик» 5. Упражнения на тренажёрах 6. П/и «Не оставайся на полу» |
«Юные спортсмены» | 1. Ходьба в чередовании с бегом с выполнением упражнений 2. Упражнения на тренажёрах 3. Упражнение «Вверх по лестнице » 4. П/И «Охотники и утки» | |
«Цирк зажигает огни» | 1. Ходьба с выполнением упражнений для стоп 2. ОРУ с обручем 3. Упражнения на тренажёрах 4. П/И «Третий лишний»» 5. Упражнения на дыхание и расслабление | |
«Круговая тренировка» | 1. Упражнение «Бег по кругу» 2. ОРУ 3. Упражнения на тренажёрах 4. Упражнение «Ровная спина» 5. П\И «Пятнашки» | |
Май | «В гостях у морского царя Нептуна» | 1. Упражнение «Море» 2. Игра «Отлив-прилив» 3. Упражнение «Собери камушки» 4. Игра «Спрыгни в море» 5. Игра «Море волнуется» |
«Цветочная страна» | 1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий. 2. Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрей» 3. Гимнастика на фитбол –мячах 4. Упражнение «Колючая трава» 5. Эстафета «Кто быстрее?» | |
«В лесу» | 1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий. 2. ОРУ с гантелями 3. Самомассаж массажными мячами 4. П/И «Быстро возьми» 5. Упражнение «Колючая трава» | |
«Весёлая тренировка» | 1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий. 2. ОРУ с гантелями 3. П/и «Самый ловкий» 4. Игра м/п «Кто позвал?» |
Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение | Музыкально- спортивный зал, физкультурная площадка. Перечень технических средств обучения: телевизор, музыкальный центр. Спортивное оборудование: оборудование для спортивных игр; оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия; модули. Тренажеры: батут, степы. Тактильная дорожка. Шведская стенка. Туннель. Нетрадиционное физкультурное оборудование. |
Информационное обеспечение | Аудио, фото, видео, интернет источники |
Кадровое обеспечение | Галиуллина Анастасия Владимировна – воспитатель. |
Методические материалы | Презентации: 1) «Здоровый дух — в здоровом теле». 2) «Лёгкая атлетика». 3) «Скакалка». 4) «Физминутка». 5) «Забавные игры. Забытые русские игры». 6) «Летние виды спорта». 7) «Зимние виды спорта». 8) «Лыжная подготовка дошкольника». 9) «Зимние Олимпийские виды спорта». 10) «Олимпийцы». 11) «Лыжный спорт». Проекты: 1) «Здоровое детство». 2) «Мой весёлый звонкий мяч». Иллюстрации: 1) «Различные виды спорта». 2) «Зимняя Олимпиада» |
Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Проведение педагогической диагностики индивидуального развития детей предусматривается также авторами основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программе : "От рождения до школы"
Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый). Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса.
В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей используются:
- наблюдение
- изучения продуктов деятельности детей
- несложные эксперименты
-беседы
-тестовые задания
Система мониторинга позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания дополнительной программы.
Диагностируемые параметры могут быть расширены или сокращены в соответствии с задачами программы, каждый параметр может быть диагностирован несколькими методами, чтобы достичь определенной точности.
Для решения задач диагностирования знаний детей о культуре здоровья применяется комплекс диагностических методов.
Изучение особенностей отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни. Индивидуальные беседы, проблемные диагностические ситуации, контент-анализ детской деятельности, наблюдение.
Изучение особенностей представлений детей о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его. Беседы, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, наблюдение, опросы родителей.
Список литературы
1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М., «ТЦ Сфера», 2006
2. Вареник Е. Н., Кудрявцева С. Г., Сергиенко Н. Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. – М. : «ТЦ Сфера Москва» 2017.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.
4. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
5. Доронова Т. Н., Голубева Л. Г. и др. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М. : Просвещение, 2012.
6. Картушина М. Ю. оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М. : №ТЦ Сфера», 2010
7. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. : «АРКТИ», 2017.
8. Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
9. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
10. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
11. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Учебное пособие, М., «Гном и Д.», 2008