Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с дошкольниками
учебно-методический материал

Иванова  Галина Николаевна

В данной статье я подробно останавливаюсь на 9 технологиях здоровьясбережения, которые применяются в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx28.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Первоочередная задача нашего государства - воспитание здорового образа жизни у детей и подростков. В большинстве образовательных учебных заведениях России выдвигается в приоритет воспитание и образование, связанное с охраной и развитием здоровья ребенка.

В связи с новыми нормативами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и в художественно – эстетическую образовательную область.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. 

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической  работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

К здоровьесберегающим технологиям  относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью ребенка и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Система музыкально оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

  1. Речь с движением.
  2. Пальчиковая гимнастика и игровой массаж.
  3. Психогимнастика.
  4. Дыхательная гимнастика.
  5. Артикуляционная гимнастика.
  6. Оздоровительные и фонопедические упражнения.
  7. Валеологические песенки – распевки.
  8. Ритмопластика и логоритмика.
  9. Сказкатерапия и музыкотерапия.

  1. Речь и движением или речевые игры.

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Я использую речевые игры Т. Боровик и Т. Тютюнниковой, текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор.

Речь с движением:

- Стимулирует развитие речи

- Развивает пространственное мышление

- Развивает внимание, воображение.

- Воспитывает быструю реакцию и эмоциональную выразительность.

2. Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.

Пальчиковые игры:

-  развивают речь ребенка;

-  двигательные качества;

- совершенствуют внимание и память;

- повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму;

- соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;

- формируют образно-ассоциативное мышление.

Пальчиковые игры я использую из Программы по музыкальному воспитанию «Ладушки», авт.  И.Каплуновой , И. Новоскольцевой , а также «Упражнения для пианистических движений», авт.

  1. Психогимнастика.

Психогимнастика направлена на:

- снятие  психологической  напряженности и  снижение мышечного утомления;

- снижение агрессии, помощь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;

- развитие  коммуникативных способностей;

 - совершенствование тактильной  памяти;

- повышение  сплоченности группы;

- воспитание способности к согласованному взаимодействию;

- формирование вербальных и невербальных средств общения;

- формирование  положительных личностных  качеств в поведении ребенка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др);

- формирование  положительных эмоций , дружелюбие, умение общаться со сверстниками, работать в коллективе;

- повышение  уровня произвольности действий детей, двигательного творчества;

- формирование  умений подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.

  1. Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.

- способствуют восстановлению центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию бронхов;

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой и находятся под контролем центральной нервной системы. - -

- Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

- Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

- В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении пению и письму на начальном этапе.

  1. Фонопедические упражнения и игры

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

  1. Валеологические песенки - распевки.

С них я начинаются практически все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мажорного характера музыка поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Валеологические песни - распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия они играют большую роль для предупреждения заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей и подготовливают их к пению.

  1. Сказкотерапия.

Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками. Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.

Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов.

- Развивает у ребёнка интеллектуальное и образное мышление.

- Раскрывает душу ребёнка, помогает наладить контакт.

- Развивает фантазию ребёнка и раскрепощает его.

 Помогает корректировать поведение ребёнка (снять агрессию, чувство вины, лжи и т. д);

Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

  1. Ритмопластика (по А. И. Бурениной)

Основная направленность - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного музыкального») инструмента. Музыкально - ритмические движения развивают музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. 

Способствует:

- Совершенствовать коммуникативные способности.

- Развивают выносливость, силу.

- Формируют правильную осанку.

- Повышается прыгучесть и подвижность суставов.

- Улучшается координация движений.

- Развиваются музыкально-ритмические способности, чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движение с музыкой.

- Кратковременные музыкально - ритмические движения под музыку, вызывают возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.

- Раскрепощает ребенка в психологическом плане.

- Помогает обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников.

И напоследок, в ритмопластику, как здоровьесберегающую технологию, включают специальные занятия на расслабления. Это необходимо для обеспечения отдыха детскому организму в краткий срок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ДОКЛАД  НА ТЕМУ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ» Музыкальный руководитель: ПРОШИНА НИНА ПЕТРОВНА (из опыта работы)...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-художественной деятельности дошкольников.

Материал содержит основные здоровьесберегающие технологии, которые используется в работе с дошкольниками в музыкально-художественной деятельности. Дается краткое описание таких видов здоровьесберегающ...

Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников."

Опыт работыПо теме:«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников.»Музыкального руководителяМБДОУ – детский...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей в использовании здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в   вопросах  интеграции  художественной  деятельности.Задачи:Расширять знания педагогов о здоровьесберегающих  техно...