«Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание в младшей группе»
проект (младшая группа)
Педагогический проект на тему:
«Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание в младшей группе»
СОДЕРЖАНИЕ
- Анализ ситуации.
- Выявление проблемы. Цель, задачи педагогического проекта.
- Планируемые результаты
- Система работы
- Диагностический инструментарий
- Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
- Список используемых источников.
- Приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 54.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему:
«Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание в младшей группе»
СОДЕРЖАНИЕ
- Анализ ситуации.
- Выявление проблемы. Цель, задачи педагогического проекта.
- Планируемые результаты
- Система работы
- Диагностический инструментарий
- Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
- Список используемых источников.
- Приложение
- АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.
Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.
2.АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:
- Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
- Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
4.СИСТЕМА РАБОТЫ
Паспорт проекта: долгосрочный, игровой
Сроки реализации проекта: (октябрь 2017г. – март 2018г.)
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:
- здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
- личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры);
- социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – организационный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Наблюдает за детьми. | Рассматривают иллюстрации. |
2 этап – основной | |
Вводит в игровую ситуацию формулирует проблему: | Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. |
3 этап - заключительный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Описывает и анализирует работу над проектом. | Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. |
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Во 2 младшей группе продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
5.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.
Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы на начало учебного года
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены | Сформированность навыка опрятной еды | Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании | Уровень сформированности |
Рахимова Алина | 2 | 2 | 2 | 6 |
Ермаченков Алеша | 1 | 1 | 1 | 3 |
Карнаухов Саша | 1 | 1 | 1 | 3 |
Анущенков Артур | 2 | 2 | 2 | 6 |
Малявкин Степа | 1 | 1 | 1 | 3 |
Конян Тигран | 2 | 1 | 1 | 4 |
Дегтярев Матвей | 2 | 2 | 2 | 6 |
Харченков Глеб | 2 | 2 | 2 | 6 |
Шевцов Саша | 1 | 1 | 1 | 3 |
Кузьминых Егор | 1 | 1 | 1 | 3 |
Благинина Алиса | 1 | 1 | 2 | 4 |
Михайлюк Тимофей | 1 | 1 | 1 | 3 |
Терентьева-Подойницына | 1 | 1 | 2 | 4 |
Шарипова Карина | 2 | 2 | 2 | 6 |
Чемякина Валерия | 2 | 1 | 2 | 5 |
Бойко Максим | 1 | 1 | 1 | 3 |
Мусин Айдар | 1 | 1 | 1 | 3 |
Таблица 2. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы на конец учебного года
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены | Сформированность навыка опрятной еды | Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании | Уровень сформированности |
Рахимова Алина | 3 | 3 | 3 | 6 |
Ермаченков Алеша | 2 | 2 | 2 | 6 |
Карнаухов Саша | 2 | 2 | 2 | 6 |
Анущенков Артур | 3 | 3 | 3 | 9 |
Малявкин Степа | 3 | 2 | 3 | 8 |
Конян Тигран | 3 | 3 | 3 | 6 |
Дегтярев Матвей | 3 | 3 | 3 | 9 |
Харченков Глеб | 3 | 3 | 3 | 9 |
Шевцов Саша | 2 | 2 | 2 | 6 |
Кузьминых Егор | 2 | 2 | 2 | 6 |
Благинина Алиса | 2 | 2 | 3 | 7 |
Михайлюк Тимофей | 2 | 2 | 2 | 6 |
Терентьева-Подойницына | 2 | 2 | 3 | 7 |
Шарипова Карина | 3 | 3 | 3 | 6 |
Чемякина Валерия | 2 | 2 | 2 | 6 |
Бойко Максим | 2 | 2 | 2 | 6 |
Мусин Айдар | 1 | 1 | 1 | 3 |
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
- Мыть лицо, руки ;
-Закатать рукава;
- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.
- Навыки опрятной еды включают умение :
-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить.
3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:
-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:
- правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;
- действие, выполненное с небольшими неточностями - «2»;
- неумение выполнять действие - «1».
Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
уровень | низкий | средний | высокий |
баллы | 0 – 27 баллов | 28 – 40 баллов | 41 – 51 баллов |
Рисунок 1-Показатели формирования самостоятельности младшей группы (начало года)
Рисунок 2 Показатели формирования самостоятельности младшей группы(конец года)
6.УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:
Кадровые ресурсы : воспитатели, помощники воспитателя, медсестра.
Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.
Учебно методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.
Технические условия: магнитофон, телевизор.
Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.
7.ИТОГ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта мы приучали детей 1 младшей группы к самостоятельности, последовательности действий, спокойно выполнять поручения. Скорость формирования навыков самообслуживания зависела от индивидуальных особенностей, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, так как именно пример родителей является для малыша основным.
Уверенность в своих силах при поддержке родителей позволил детям освоить все необходимые навыки, необходимыми в детском саду.
8.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закре...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (2-3 ГОДА)
для чего необходимо развитие культурно-ггигиенических навыков и навыков самообслуживания....
Конспект занятия по формированию культурно гигиенических навыков «Мойдодыр» во второй младшей группе.
Образовательная область: «Познание»Программное содержание. Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать набл...
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы
Тема: "Каждой ножке-свой домик"Цель занятия:формировать детскую самостоятельность в самообслуживании.учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды (брат...
Консультация для родителей " Культурно - гигиенические навыки в 1 -ой младшей группе"
Культурно-гигиенические навыки в 1-ой младшей группе ДОУ.Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Имен...
Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей первой младшей группы
В консультации даётся информация о том, что относится к культурно - гигиеническим навыкам, а так же формирование культурно - гигиенических навыков в едином союзе семьи и детского сада....