Образ жизни молодых семей с детьми: что укрепляет и подрывает здоровье детей
статья

Лысенко Ксения Дмитриевна

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит довольно остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie._tezisy.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Образ жизни молодых семей с детьми: что укрепляет и подрывает здоровье детей

Лысенко К.Д., педагог-психолог

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит довольно остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.

          По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушений осанки, зрения, дефекты речи. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушения осанки и сколиозы встречаются в 3 раза чаще, чем при поступлении в детский сад, а распространенность дефектов речи и нарушений зрения увеличивается с каждым годом.

При наблюдении за прибывшими дошкольниками в период адаптации можно заметить проблемы, которые отрицательно сказываются на психическом и физическом здоровье детей. Тот образ жизни, привычки, которые сформировались в семье могут влиять как положительно так и отрицательно на адаптацию детей в детском саду.

Основные проблемы, отрицательно влияющие на адаптацию, которые можно наблюдать у детей:

  1. нарушенный режим дня (поздние засыпания, сон до обеда и отсутствие сон часа)
  2. низкая двигательная активность (чрезмерное пользование гаджетом, просмотр мультфильмов в большом количестве)
  3. повышенная тревожность детей (которая может приводить к соматическим заболеваниям)
  4. нарушение пищевого поведение (отказ от еды или переедания)
  5. несформированность бытовых навыков личной гигиены

Причинами таких проблем выступает образ жизни в семье. Это могут быть неполные семьи, где дети воспитываются мамой и бабушкой, чаще всего мама занимается зарабатыванием денег и все воспитание остается за бабушкой. Здесь могут быть ситуации, когда бабушка пытается перекормить ребенка, в дальнейшем это приводит к нарушению пищевого поведения, когда ребенок не знает в какой момент он наелся и нужно остановиться. Здесь же и несформированность бытовых навыков из-за гиперопеки со стороны бабушки, когда она все делает вместо ребенка. Зачастую даже в полных семья мы можем наблюдать все эти признаки.

Также это семьи, как полные, так и неполные, где нарушена здоровая коммуникация. С ребенком мало разговаривают и дают в руки смартфон или включают мультфильмы, чтобы он не мешал. Это приводит к нарушению взаимодействий со сверстниками, отсутствие ролевой игры (такой необходимой в этом возрасте), низкой двигательной активности, нарушению речи. Когда в семье поздно ложатся спать, в том числе и ребенок. Не укладывают ребенка на дневной сон. Это приводит к нарушению режимных моментов в детском саду и тем самым ребенку сложно адаптироваться.

Поэтому в первую очередь необходима комплексная работа с родителями по укреплению здоровья детей. В своей деятельности как педагог-психолог, проводя консультации с родителями, в первую очередь уточняю следует ли семья режимным моментам, какой образ жизни ведет (активный или пассивный). Всегда поясняю родителям, что режим и образ жизни в семье влияет на гармоничное развитие ребенка, так как это является залогом успешной социализации и адаптации.

По моим наблюдениям после достаточно длительных, системных консультаций, родители прислушиваются и начинают корректировать режим. Это можно отметить по состоянию детей, они становятся более энергичны, активны, начинают чаще посещать детский сад, можно заметить положительную динамику в познавательной деятельности ребенка.

Считаю, что необходимо целенаправленное, длительное и постоянное наблюдение и педагогическое сопровождение родителей в вопросах здоровьесбережения.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей

Реализация важнейших положений концепций, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в современных до...

Досуг с родителями и детьми подготовительной к школе группе "Здоровый образ жизни в семье и в детском саду"

Совместно проведенный досуг создает положительный эмоциональный комфорт у детей и взрослых в процессе общения друг с другом, повышает педагогическую культуру родителей по вопросам здорового образа...

Консультации для родителей «Здоровый образ жизни в семье - основа формирования здорового образа жизни ребенка»

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника» Тема: «Здоровый образ жизни в семье — основа форми...