Консультация для родителей
консультация

Демченко Ольга Сергеевна

«Профилактика нарушений осанки у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_demchenko.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

21.03.2023

Дана консультация в рамках семейной формы:

Миняйловой Юлии Игоревны

«Профилактика нарушений осанки у детей»

Воспитатель:

Демченко О.С.

Рекомендации для родителей

«Профилактика нарушений осанки у детей»

В  младшем (до трёх лет) возрасте, важно сформировать у ребёнка правильный навык ходьбы и стояния, во время прогулок нельзя вести малыша за одну и ту же руку, так как это ставит плечевой пояс в косое положение и искривляет позвоночник. Хорошо, если ребёнок свободен в своих передвижениях, бегает, лазает, прыгает, преодолевает различные препятствия, таким образом формируются и совершенствуются различные двигательные навыки, развивается координация движений и чувство равновесия.

Гуляя с ребёнком, проводите больше времени на специально оборудованных детских площадках, играйте с детьми сами или организуйте подвижные игры среди малышей, как это ни странно, не все дети умеют играть, так что придётся учить их этому, вспоминая своё детство.

В дошкольном возрасте стоит научить ребёнка плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, а зимой ходить на лыжах или кататься на коньках.

Многие спортивные секции проводят набор пяти-шестилетних детей, но не торопитесь отдавать их туда, серьёзные занятия спортом лучше начинать в более старшем возрасте, а вот предоставить ребёнку возможность поразмяться дома надо обязательно, для этой цели подойдёт шведская стенка или лесенка, перекладина или кольца, можно оборудовать настоящий спортивный уголок, только не забудьте положить на пол поролоновый мат или что-нибудь упругое, чтобы избежать травм.

Дети дошкольного возраста растут и развиваются так быстро, что со стороны родителей требуется постоянный контроль, надо очень внимательно следить, как ребёнок стоит, ходит, сидит, в какой позе предпочитает спать, так как неправильные позы-основная причина нарушений осанки. Необходимо воспитать стойкую привычку правильно держать своё тело в различных положениях, перевоспитывать, бороться с плохими привычками будет значительно сложнее. Стоять следует прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, при привычной манере отставлять ногу в сторону формируется косое положение таза и асимметрия позвоночника. При ходьбе учите ребёнка ставить стопы параллельно и удерживать вертикальную ось тела, разворот стоп носками внутрь  или наружу  нарушает походку и способствует плоскостопию, наклон головы вперёд или запрокидывание её назад приводит к изменениям изгибов позвоночника, нарушению устойчивости тела.

 Поза сидя имеет особенно большое значение для будущих школьников, если вы сейчас воспитаете устойчивую привычку, то и в школе ваш ребёнок будет сидеть правильно и, значит, избежит большей части проблем со здоровьем, однако и дошкольник проводит сидя довольно много времени (рисует, играет в настольные игры, читает или смотрит передачи по телевизору). Важно, чтобы ребёнок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперёд, ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бёдра лежать на двух третях сиденья, нельзя допускать, чтобы ребёнок сидел, положив одну ногу на другую в подражание взрослым, или убирал ноги под сиденье, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются, кроме того, нарушается положение позвоночника, развивается асимметрия осанки. Особенно следите за надплечьями, они должны быть на одном уровне, нельзя позволять ребёнку опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме или рисовании, это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и, как следствие, нарушение осанки и, часто, сколиоз. Объясните ребёнку, как правильно сидеть при рисовании  или чтении, этот навык надо постепенно довести до автоматизма. Поза, сидя за столом должна обеспечить максимально возможную опору для мышц спины и симметричное положение туловища, плечевого пояса и рук.  Руки при чтении можно удерживать тремя способами: локти  равномерно положены на стол, кисти поддерживают книгу в наклонном положении; локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддерживают подбородок;  локти лежат на столе, предплечья сложены перед грудью.

Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днём, позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь, это возможно, если позвоночник опирается во всех частях и лежит прямо не провисая, если ребёнок спит на боку, или сохраняет все физиологические изгибы в положении лёжа на спине. Спать лучше на полужёсткой опоре, на упругом матраце, причём надо учитывать соответствие полноты ребёнка, его массы тела и толщины постели, полному, тяжёлому ребёнку подходит относительно жёсткий матрац, худенькому- помягче. Очень важный элемент постели- подушка, она должна быть небольшой и упругой, в положении лёжа на спине для большего расслабления (а значит, и отдыха) шейного отдела позвоночника следует уголки подушки поместить над плечами с обеих сторон, во время сна на боку положите подушку так, чтобы её нижний край заполнял пространство между подбородком и плечом.

Не надо пугать ребёнка строгими окриками: «встань ровно, выпрями спину», ещё хуже, если родители угрожают привязать доску к спине или ещё чем-нибудь.  Надо привить любовь к правильным позам, убедить ребёнка, что они удобнее и менее утомительны, тогда навык будет устойчивым и останется на всю жизнь.

Мебель для дошкольника,  условия, в которых растёт ребёнок, оказывают решающее влияние на формирование его здоровья. Свет, свежий воздух, рациональная мебель- всё это очень важно для растущего организма. Особенно важно, как организовано место, где ребёнок проводит большую часть своего времени. К организации рабочего места дошкольника, особенно к мебели, предъявляются довольно большие требования, впереди школа, и, значит, ребёнок будет проводить много времени за чтением, письмом и так далее. Самое главное, чтобы мебель соответствовала росту ребёнка.  Высота стула должна быть равной длине его голени, то есть сидя ребёнок свободно ставит ноги на пол полной стопой, и ноги при этом согнуты во всех суставах под прямым углом. Если мебель куплена на вырост, и стул слишком высокий, то под стопы следует ставить скамеечку, лучше, чтобы не менять стулья каждый год, приобрести один, но с возможностью устанавливать нужную высоту. Как вы уже знаете, ребёнок должен сидеть, опираясь на спинку стула, уменьшая таким образом нагрузку на позвоночник. Хорошо, если спинка стула имеет выпуклость на уровне поясницы.  Ещё П. Ф. Лесгафт отмечал, что без этого условия невозможно снять нагрузку с поясницы, при отсутствии такого изгиба можно к спинке стула прикрепить на уровне поясницы небольшой (диаметром 5-10 сантиметров) валик. Глубина сиденья не должна превышать три четверти длины бёдер, если край стула упирается в подколенные ямки, то это крайне неблагоприятно отражается на кровообращении ног, мышцы не получают должного питания, а кровь застаивается, что приводит к варикозному расширению вен. Сиденье не должно быть слишком мягким, чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, и опора была на седалищные бугры, а это возможно только на жёстком сиденье, передний край стула при работе за столом следует задвигать под стол на несколько сантиметров. Под столом должно быть достаточно свободного места, чтобы поставить ноги. Край стола должен находиться на уровне нижней части груди так, чтобы расстояние от глаз сидящего ребёнка до поверхности стола было 30 сантиметров, между грудью и столом расстояние 2 сантиметра (ладонь проходит ребром). Если стол высокий, то голова и левое плечо при письме сильно наклоняются влево, а если слишком низкий, то, наоборот, левое плечо поднято, а правое опущено. Полезное приспособление- пюпитр, он поддерживает книгу на достаточной высоте и наклонно к столу и позволяет держать голову на одной линии с туловищем.

Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность вашего ребёнка - основа профилактики нарушений осанки.

07.04.2023

Дана консультация в рамках семейной формы:

Миняйловой Юлии Игоревны

«Пять простых правил формирования осанки!»

Воспитатель:

Демченко О.С.

«Пять простых правил формирования осанки!»

Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья у наших детей. Из 100 % детей первоклассников у 8 % - нарушение осанки, у 10 % - плоскостопие, у 10 % - сколиоз. Правильная осанка не даётся нам от рождения. Это условный двигательный рефлекс и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, родителям придётся приложить усилия. Когда ребёнок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы взрослые, его останавливаем, показываем, как правильно надо есть, и потом следим, чтобы этот навык был доведён до автоматизма. Почему же мы не следим, чтобы ребёнок не сидел ссутулившись, не стоял перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?

Приятно смотреть на ребёнка, который голову держит прямо, у которого плечи развёрнуты и находятся на одном уровне, живот подтянут, сбоку видно, что позвоночник образует красивую волнообразную линию с небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах. Правильная осанка не только красива, но ещё и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребёнок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устаёт. А если он идёт, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняет их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведёт к тому, что ребёнок быстрее устаёт во время как физической, так и умственной работы. Плохая осанка может довести ребёнка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

Но кроме физиологических последствий кривой спины есть ещё и психологические, не менее пагубные, создающие у ребёнка «комплекс». Какой родитель хочет, чтобы его наследник шёл по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать?

Выполнять пять простых правил формирования осанки.

  1. Наращивать ребёнку «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасёт даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости.
  2. Постоянно следить за тем, как ребёнок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть станет к стене, прикоснётся к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развёрнуты, лопатки сближены, живот втянут, лопатки напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно её запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом  мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдёт у ребёнка в привычку.
  3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребёнок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребёнка, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придётся наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!
  4. Следить, чтобы у ребёнка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.
  5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жёстким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жёсткая постель.

17.04.2023

Дана консультация в рамках семейной формы:

Миняйловой Юлии Игоревны

«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у ребенка в семье»

Воспитатель:

Демченко О.С.

«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у ребенка в семье»

В первые годы жизни ребенка полноценное питание, массаж и физкультура необходимы и для здоровья в целом, и для нормального формирования позвоночника. Внимательное отношение к здоровью малыша, регулярные визиты к врачу и консультации позволят своевременно выявить те нарушения опорно-двигательного аппарата, которые проявляются тогда, когда осанки как таковой еще не существует. Профилактика рахита и плоскостопия, закаливание и другие общеоздоровительные мероприятия - этого на первых порах достаточно для нормального физического развития. Что еще необходимо ребенку, так это с первых недель жизни подружиться с хорошим неврологом. Более или менее выраженная перинатальная энцефалопатия сейчас есть практически у каждого новорожденного и часто требует длительного лечения.

Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: Не бегай! Сиди спокойно! Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если приходится дольше нескольких минут находиться в одной и той же позе, ребенок обвисает, вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски — и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора и компьютера, ежедневная физкультура) — необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки — все это ухудшает ситуацию. При сколиозе грудной отдел позвоночника значительно чаще бывает изогнут выпукл остью вправо, а позвонки при взгляде сверху — закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют школьным сколиозом — именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной удобной, но неправильной позе при письме правой рукой. Одно из старинных синонимичных названий юношеского кифоза — кифоз подмастерьев. Подмастерьям портных и сапожников приходилось сутулиться за работой, в отличие от подпасков, принцев и нищих, которые чаще вырастали прямыми и стройными. А горбится ребенок круглые сутки за верстаком у злого хозяина или за компьютером у добрых родителей — позвоночнику все равно.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово- копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах.

На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...